Непризнанное «Приднестровье» просит россию о помощи. Что это значит

Непризнанное «Приднестровье» просит россию о помощи. Что это значит
hromadske

Зажатый между Украиной и Молдовой сепаратистский анклав с прошлой недели снова попал в заголовки. Все из-за редкого события — «съезд депутатов всех уровней», то есть членов так называемого парламента, а также районных, городских, поселковых и сельских советов самопровозглашенного «Приднестровья».

На «съезде» — седьмом за время существования этой непризнанной никем страны — ожидалось чрезвычайное решение. В последний раз, в 2006-м, таким решением стал «референдум» о присоединении к россии (конечно же, никем не признанный). А сейчас, как утверждалось, «приднестровские депутаты» могут «попроситься» в состав рф и приложиться к кризису непосредственно у границ Украины.

Что же произошло в Тирасполе 28 февраля, почему «съезд депутатов Приднестровья» завершился не так драматично, как ожидалось, и чего еще можно ожидать от россии — в материале hromadske.

Что такое «Приднестровье»?

То, что сейчас подразумевают под «Приднестровьем» — это самопровозглашенная «Приднестровская Молдавская Республика» («ПМР»), полоса земли вдоль левого берега реки Днестр между Украиной и остальной территории Молдовы.

Истоки нынешней «ПМР» лежат в советской эпохе, когда на территории псевдогосударства сформировалась собственная местная элита, а этнический состав — примерно поровну молдован, россиян и украинцев — заметно отличался от остальной Молдавской Советской Социалистической Республики. Еще один не менее важный фактор — расквартированная в «приднестровской столице» Тирасполе 14-я советская (впоследствии российская) армия.

В конце 1980-х годов «перестройка» в Советском Союзе дала толчок провозглашению независимости зависимым от него республикам — Молдавская ССР не стала исключением. Тогда среди молдавской элиты были распространены идеи объединения с Румынией (их народы имеют длительную общую историю и общий язык), что элиту Тирасполя из-за упомянутых выше различий не устраивало.

В 1992 году эти отличия переросли в несколькомесячную войну между Кишиневом и Тирасполем, где на стороне последнего выступила и уже упомянутая 14-я российская армия. В июле того же года стороны заключили соглашение об урегулировании конфликта, в котором россия превратилась в «посредника».

С того времени приднестровский конфликт находится в фактически замороженном состоянии. Вдоль Днестра была создана так называемая зона безопасности, где действует совместная «миротворческая миссия» россии и Молдовы. Был основан формат переговоров «5+2» (стороны конфликта — Молдова и «Приднестровье»; посредники — Украина, россия и ОБСЕ; наблюдатели — США и ЕС), в рамках которого выдвигалось несколько так и не воплощенных планов урегулирования. А российская 14-я армия, несмотря на обещания 1992 года выйти из «ПМР», продолжает оставаться там.

hromadske

Как на «Приднестровье» влияет россия и война?

За время оторванности от Молдовы «Приднестровье» обросло своими фактически органами власти: там есть собственная «конституция», свой «президент» и «парламент», даже собственная «валюта» — приднестровский рубль, а официальными языками является«молдавский», украинский и российский.

«Приднестровье» экономически было и есть крайне зависимо от россии, а точнее — российского газа, на котором работали тамошние сохранившиеся с советских времен предприятия. И Кишинев был долгое время заинтересован в этой зависимости, ведь получал бесплатную электроэнергию, произведенную на Кучурганской ТЭС на юге «Приднестровья». При этом долг за газ из Москвы записывался именно на Молдову, и только нынешняя власть взялась и за зависимость от «приднестровской» электроэнергии, и за долг Газпрома.

Конечно, в «ПМР» мощно действует российская пропаганда. Местное население практически смотрит только российские телеканалы.

Неудивительно, что в 2006 году «Приднестровье» устроило «референдум», на котором 97% объявили о желании присоединиться к россии. Но и так же неудивительно, что результаты непонятного голосования в никем не признанной (включая саму россию) стране не признало ни одно государство мира.

С начала полномасштабного вторжения россии в Украину «Приднестровье» оказалось в непростом положении. С одной стороны, российские войска в «ПМР» в начале активной фазы войны рассматривались как потенциальная угроза для Украины. С другой же, их численность (точные данные неизвестны, но контингент, вероятно, не превышает двух тысяч) и боеспособность (устаревшая советская техника, недостаточный опыт) вызывают серьезные вопросы: не произойдет ли так, что 14-я армия будет разбита и «Приднестровье» перестанет существовать?

Поэтому «приднестровская» власть прибегла к провокациям — как вот непонятным взрывам в далеком апреле 2022 года — и банальной пропаганде о диверсантах, которые готовят Кишинев и Киев для диверсий против Тирасполя.

Именно в этом ключе следует рассматривать и седьмой «съезд депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики», состоявшийся 28 февраля 2024 года.

Что произошло на «съезде депутатов Приднестровья»?

У съезда был формальный и вполне конкретный повод. С 1 января Молдова отменила налоговые льготы для «приднестровских» компаний, чтобы уравнять их в правах с компаниями на остальной территории Молдовы. Для страны, которая стремится к мирной реинтеграции, это логический шаг. А для региона с убитой и зависимой от россии экономикой — болезненный удар.

А еще в прошлом году в Молдове приняли поправки в Уголовный кодекс об ответственности за сепаратизм и шпионаж — которые Тирасполь подавал как намерения Кишинева посадить чуть ли не каждого приднестровца (что на самом деле не так).

Были ожидания, что «съезд приднестровских депутатов» примет обращение к российским властям с просьбой о включении региона в состав россии. Учитывая зависимость Тирасполя от кремля, нельзя исключать, что сценарий просить о «присоединении к россии» действительно был.

В итоговой декларации «съезда» действительно хватает резких и даже откровенно пафосных формулировок типа «Молдова фактически развязала против нашего народа экономическую войну». Но фактически он решил попросить российский «парламент» о «реализации дипломатических мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы». А также просить международные институты «повлиять на руководство Молдовы для возвращения к адекватному диалогу и прекратить нарушение прав и свобод жителей Приднестровья».

Почему же обращение оказалось именно таким обтекаемым?

Во-первых, в «Приднестровье» с 2006 года, когда «ПМР» провела референдум о присоединении к россии, фактически ничего не изменилось. Сугубо формально какую-то новую просьбу «съезд» принимать и не должен был. Но интересно, что упоминания об этом «референдуме» — и вообще о желании «ПМР» быть в составе россии — в декларации нет.

Во-вторых, даже если бы «Приднестровье» снова попросилось в рф, этот шаг не имеет практического смысла. Ведь анклав граничит только с Молдовой и Украиной, и у российских сил к нему нет никакого выхода, тогда как боеспособность уже присутствующей в регионе 14-й армии вызывает значительные вопросы.

Не исключено, что в случае реальной военной провокации со стороны «Приднестровья» его реинтеграция с Молдовой быстро бы завершилась — с помощью Вооруженных сил Украины.

hromadske

Как реагируют на «съезд» и чего ждать дальше?

Кишинев последовательно отмечал, что не видит повода к эскалации в непризнанном «Приднестровье».

Бюро по реинтеграции Молдовы, отвечающее за диалог с Тирасполем, назвало заявление «приднестровских депутатов» о притеснениях «пропагандистской декларацией» и напомнило, что приднестровский регион пользуется «преимуществами политик мира, безопасности и экономической интеграции с Европейским Союзом, благоприятными для всех граждан».

Более однозначно высказалась молдавская президент Мая Санду, которая отметила роль россии в распространении слухов о «возможной аннексии Приднестровья».

«кремль делает это, чтобы запугать молдован. Тем более у нас год выборов. кремль хочет, чтобы мы были напуганы, чтобы мы были беспозвоночными, чтобы нами руководили коррупционеры, и с ними можно было договориться, подкупая политиков, как это происходило многие годы. Мы не можем позволить им это сделать. Мы должны сохранять мир», — сказала президент.

Заявления с украинской стороны также указывали на заинтересованность кремля в региональной дестабилизации.

К примеру, МИД Украины отметил нежизнеспособность формата «5+2» из-за присутствия в нем государства-агрессора.

«Украина продолжает выступать за скорейший вывод с территории приднестровского региона Молдовы российских войск, утилизацию боеприпасов на складах в населенном пункте Колбасна, переформатирование миссии на Днестре с военной в гражданскую», — добавили в ведомстве.

Еще лаконичнее высказался представитель Главного управления разведки Минобороны Андрей Юсов: «Сегодня, учитывая ситуацию в "ПМР", ничего не произошло. россия не получила желаемого результата. В данной ситуации их мощи — и политические, и информационные — потерпели поражение».

Вполне ожидаемо, что западные государства отметили поддержку территориальной целостности и суверенитета Молдовы, а в Евросоюзе в начале марта планируют обсудить дополнительную помощь для Кишинева.

Из интересного — реакция россии. Скорее ее скупость.

Пропагандистские медиа того же 28 февраля опубликовали комментарий «собеседника» в МИД рф, который лишь сказал, что «защита интересов жителей "Приднестровья" является одним из приоритетов россии», а «все просьбы всегда с вниманием рассматриваются российскими профильными ведомствами».

Другой момент: обращение «съезда депутатов Приднестровья» должно быть адресовано российскому парламенту. «Должно быть» — потому что в декларации «съезда» упомянуто лишь намерение направить такое обращение. По состоянию на 1 марта его до сих пор нет.

Тот факт, что в Тирасполе не успели подготовить такое, казалось бы, важное обращение, для которого пришлось впервые почти за 18 лет созвать «съезд депутатов всех уровней», — сам по себе довольно красноречив. Ни слова о «Приднестровье» не сказал и владимир путин в своем послании федеральному собранию 29 февраля, которое фактически стало объявлением его предвыборной программы.

Теоретически объяснить такое выжидание москвы можно довольно банально: она — напомним здесь приведенные выше слова Майи Санду — не отказалась от идеи вернуть под свое влияние всю Молдову.

Осенью 2024 года в стране состоятся президентские выборы, а в начале следующего — парламентские. И есть основания предполагать, что проевропейская Санду и ее партия «Действие и солидарность» не одержат такой же убедительной победы, как на предыдущих выборах. Поэтому в кремле активно ищут, кто бы мог сыграть на пророссийском поле как оппозиция действующей власти.

Так что на этот раз очередной инспирированной россией эскалации, похоже, удалось избежать. Но это не значит, что она оставила свои попытки устроить ее.