(Не)зависимые от Банковой: кто может занять кресло директора НАБУ

Семен Кривонос, Сергей Гупяк и Роман Осипчук — кандидаты, прошедшие отбор на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украины
Семен Кривонос, Сергей Гупяк и Роман Осипчук — кандидаты, прошедшие отбор на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украиныhromadske

Конкурсная комиссия 4 марта отобрала трех кандидатов на должность директора Национального антикоррупционного бюро Украины. Теперь Кабмин по представлению премьер-министра должен определить победителя. Это может произойти на ближайшем заседании правительства.

Что известно о кандидатах, которые прошли отбор и могут возглавить бюро на следующие семь лет — в материале hromadske.

Взгляды разошлись

Задолго до избрания финалистов, еще во время проведения конкурса, общественные антикоррупционные организации отмечали, что правительство не хочет видеть в тройке избранных кандидатов от НАБУ из-за их независимости. Конкурсная комиссия, состоящая из трех делегированных Кабмином представителей и трех международных экспертов, отобрала в список одного сотрудника бюро.

Решение не было единогласным. Избранных кандидатов поддержали четыре из шести членов комиссии — Николай Кучерявенко, Кирилл Легких, Драго Кос и Повилас Малакаускас. Против выступили адвокат Алексей Савчук и бывший агент ФБР Карен Гринавей.

«Я не могу поддержать этих трех кандидатов. Но уважаю и поддерживаю коллег и то, как они принимали это решение», — осторожно высказались Карен Гринавей.

Привлечение международных экспертов должно было гарантировать, что недостойных или зависимых от власти кандидатов отсеют. Ведь НАБУ расследует коррупцию должностных лиц самого высокого уровня.

Семен Кривоносhromadske

Семен Кривонос

Одним из финалистов стал глава Государственной инспекции архитектуры и градостроительства Семен Кривонос. Кандидат успешно прошел собеседование на добропорядочность, однако некоторые вопросы остались без ответа.

Вот один из таких кейсов: его жена купила за 24,3 тысячи гривен право истребования по кредитному договору на 26,9 миллиона. Кривонос рассказал историю задолженности за дом, но не объяснил, как удалось выкупить такой большой долг за столь низкую сумму. Комиссия уточняющих вопросов не задала.

Этот кандидат — самый близкий к Офису президента. Как писал Михеил Саакашвили в 2021 году во время конкурса на должность главы Государственной инспекции архитектуры и градостроительства, Кривонос находился под защитой главы Офиса президента: «Все попытки сбить его кандидатуру были ликвидированы благодаря Андрею Ермаку и Алексею Чернышеву».

Кроме того, Кривонос не скрывает, что дружит с заместителем Ермака — Алексеем Кулебой. Жена Кривоноса была начальником отдела обеспечения Кулебы, когда тот работал первым заместителем главы Киевской городской государственной администрации. Сам Кулеба, по словам мэра Виталия Кличко, попал в столичные власти благодаря тому же руководителю ОП.

Финалист уверяет, что никто из высокопоставленных политиков, в том числе из Офиса президента, не сможет влиять на его решения.

«Я политически беспристрастный и абсолютно нейтральный», — отметил Семен Кривонос.

Представители гражданского общества прогнозируют, что именно его, скорее всего, изберет Кабмин.

«Больше всего из этой тройки настораживает кандидатура Кривоноса. Комиссия относится к нему достаточно лояльно. Учитывая возможную связь этого кандидата с главой ОП Ермаком, есть мнения, что это может быть кандидат, лоббируемый из Офиса президента», — рассказывает глава всеукраинского объединения «Автомайдан» Екатерина Бутко.

Сергей Гупякhromadske

Сергей Гупяк

В тройку лидеров вошел руководитель следственного отдела территориального управления Государственного бюро расследований в Хмельницком Сергей Гупяк. До ГБР он работал в органах прокуратуры. Его называют«серой лошадкой» на конкурсе.

«Сомнения вызывает тот факт, что он сотрудник ГБР, контролируемый Офисом президента. Я не могу сказать, что это сомнительный кандидат, но однозначно были лучшие», — отмечает Екатерина Бутко.

В ГБР часто назначают людей не по профессиональным качествам, а с учетом политических договоренностей, добавляет руководитель юридического отдела Центра противодействия коррупции Елена Щербан.

«Мы понимаем, что у него тесные связи с этим правоохранительным органом. На должности в ГБР в отличие от того же НАБУ люди не проходят серьезный отбор. Поэтому есть опасения, что это будет человек из системы, который станет чужеродным телом для НАБУ», — говорит Щербан.

Сергей Гупяк во время одного из собеседований сформулировал свое видение стратегических целей деятельности Антикоррупционного бюро следующим образом: «На основании практической деятельности придать импульс системным изменениям в законодательстве и обеспечить предотвращение коррупции. Продолжить противодействие коррупции среди чиновников высшего ранга, прежде всего в сферах, определенных антикоррупционной стратегией, и возглавить борьбу с коррупцией при восстановлении страны».

Роман Осипчукhromadske

Роман Осипчук

Сотрудники НАБУ составляли большинство из кандидатов на первых этапах конкурса. Но до финала дошел один — Роман Осипчук, руководитель управления внутреннего контроля антикоррупционного бюро.

В 2004-2015 годах он работал в подразделениях Госслужбы по борьбе с экономической преступностью управлений МВД в Луганской и Киевской областях.

В 2019 году его жена одолжила у неизвестного 2,6 миллиона гривен. Осипчук рассказал конкурсной комиссии, что эти средства были необходимы для покупки квартиры. Однако у кого взял деньги — сообщить отказался, такое обещание дала жена. Долг был отдан в течение года.

«Он профессиональный и независимый, насколько мне известно. Предан своему делу. Но сильнейший ли это кандидат? Вопрос дискуссионный. По-моему, были более сильный среди работников НАБУ, но в тройку они не попали», — говорит заместитель исполнительного директора Transparency International Ukraine по юридическим вопросам Екатерина Рыженко. Раньше она работала в Совете общественного контроля НАБУ и знакома с кандидатом.

Этот финалист во время одного из собеседований рассказал конкурсной комиссии, что в случае победы он, в частности, сосредоточился бы «на получении механизма самостоятельного прослушивания» для бюро.

По словам руководителя юридического отдела Центра противодействия коррупции Елены Щербан, у ЦПК не было серьезных претензий к этому кандидату. Но правительство вряд ли его назначит — он представитель НАБУ, а значит, самый независимый из тройки финалистов.

Поиск компромисса

Конкурс на должность главы НАБУ объявили в ноябре. На должность директора претендовали 78 кандидатов, после общих тестирований осталось 22 дошедших до этапа собеседований.

В Центре противодействия коррупции уверены, что комиссия фактически сама себя ограничила в выборе кандидатов, допустив столь малое количество конкурсантов к интервью. Это свидетельствует о несовершенстве правил и процедурах отбора. Сейчас же существует угроза, что Украина получит главу НАБУ, независимость которого сомнительна.

Руководитель юридического отдела ЦПК Елена Щербан отмечает: результатом конкурса стал поиск не лучших кандидатов, а поиск компромисса. «Выбрали таких людей, в отношении которых было согласие украинской стороны и международников. Предстоит усиленно контролировать деятельность бюро. Мы будем рады, если будущий директор докажет свою независимость».