«Оттепель, которая похожа на новый этап заморозков»: что о встрече «нормандской четверки» писала иностранная пресса

Слева направо: президент РФ Владимир Путин, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Владимир Зеленский, Париж, 9 декабря 2019 года
Слева направо: президент РФ Владимир Путин, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Владимир Зеленский, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/ALEXEI NIKOLSKY/POOL

В Париже состоялась многочасовая встреча лидеров «нормандской четверки» — Украины, России, Франции и Германии. Им удалось договориться о разведении войск, обмене пленных, прекращении огня, постоянном особом статусе для Донбасса, расширении миссии ОБСЕ и предстоящей встрече. Как иностранная пресса подала результаты встречи — читайте в материале hromadske.

Ничья вместо доминирования Путина — The New York Times

Несмотря на то, что американские медиа больше сосредоточены на внутренних темах, в частности, импичменте Трампа, встречу в Париже они не обошли. The New York Times отмечает, что переговоры «завершились ничьей», хотя и многие боялись «доминирования Путина».

«Это казалось очень неравноправной конкуренцией: бывший офицер КГБ, профессионал безжалостных мировых интриг — и бывший комедиант без какого-либо опыта в политике силы, на которого еще и навалились споры его страны с Трампом», — отмечает автор Эндрю Хиггинс.

Он пишет, что обоим лидерам удалось получить выгоду: Путин хочет, чтобы Запад ослабил санкции, наложенные за аннексию Крыма и спонсирование сепаратистов, а Зеленский, «которому было что терять», в отличие от Петра Порошенко, воздержался от «оскорбления Путина».

В статье также говорится, что хотя США никогда не были прямо вовлечены в мирные переговоры, отсутствие их твердой поддержки несколько ослабило позиции Украины. Поэтому, пишет автор, в качестве медиаторов конфликта пришлось выступить немецким и французским лидерам.

Зеленский надеялся на большее — Deutsche Welle

В немецком издании Deutsche Welle встреча в Париже — одна из топ-тем. В коротком материале по итогам переговоров говорится, что Украина и Россия достигли прогресса в восстановлении мира на востоке Украины, договорившись не только о прекращении огня, но и об обмене пленных.

По мнению Меркель, переговоры «восстановили импульс для возрождения мирного соглашения 2015 года». И медиа отмечает, что, несмотря на прогресс, Владимир Зеленский надеялся на лучший результат.

Слева направо в центре: президент Украины Владимир Зеленский, президент Франции Эмманюэль Макрон и президент РФ Владимир Путин, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/ALEXEI NIKOLSKY/POOL

Перемирие и споры по газу — что писал Spiegel

На сайте Spiegel вышел материал с информативным заголовком — «На украинском саммите в Париже его участники договорились о перемирии в восточной Украине». В материале подаются позиции лидеров стран — и, если канцлер и Путин довольны результатами, то украинский лидер чувствует, что «многие вопросы остались без ответа».

Издание также обратило внимание на тему газа, указав, что этот вопрос поднимали во время переговоров, и что Украина и Россия заинтересованы в новом соглашении. Spiegel пишет, что к концу года закончится срок десятилетнего соглашения о транзите газа через Украину.

Следует отметить, что тема переговоров в Париже не была для этого СМИ главной. Сегодня утром основным материалом была история об убийстве грузина в Берлине этим летом — дела, к которому, вероятно, причастны российские спецслужбы.

Встреча в тени убийства в Берлине — Bild

«Сложная встреча в тени убийства в Тиргартене» — с таким заголовком вышел материал в немецком Bild. Его авторы отмечают, что это дело сделало дипломатический процесс значительно сложнее, и Меркель не удалось добиться содействия от Путина.

О результатах переговоров четверки, медиа отмечает, что они «оказались намного успешнее, чем ожидалось». Авторы также упоминают, что накануне саммита отношения Меркель и Макрона стали несколько напряженными, в частности, из-за заявления французского лидера о том, что НАТО «находится в коме».

Вывод материала не слишком утешительный: «Несмотря на все, европейские дипломаты скептически относятся к желанию Путина идти на компромиссы. В конце концов, он этого не делал последние пять лет...»

С политической точки зрения, позиции противоположные — Le Monde

«Парижский саммит восстановил диалог, но без политического прогресса» — с таким заголовком вышел материал на сайте французского издания Le Monde. В статье журналисты подчеркивают, что, с политической точки зрения, стороны конфликта придерживаются противоположных позиций: Кремль выступает за восстановление контроля над границей Украины только после проведения выборов на Донбассе, Украина — наоборот: «Каждый клянется в добрых намерениях и желании продолжать переговоры, никто не хочет признавать поражение».

Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — поддержите нас на платформе Спільнокошт и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.
Слева направо: президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон и президент РФ Владимир Путин, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/LUDOVIC MARIN/POOL

Не было знаков тепла — AFP о завершающей пресс-конференции

Французское информационное агентство Agence France-Presse сделало акцент на том, что во время саммита Зеленский и Путин впервые встретились тет-а-тет, а также подчеркнуло бэкграунд обоих: «Четырехсторонние переговоры в Елисейском дворце продлились первой двусторонней встречей между коварным экс-агентом КГБ Путиным, который при власти уже два десятилетия, и экс-комиком Зеленским».

В статье также говорится о том, что ранее Кремль продемонстрировал, что готов сотрудничать с Зеленским, которого Путин называл «искренним». Однако издание отмечает, что на пресс конференции по завершению переговоров между «двумя президентами не было знаков тепла, они сидели на противоположных концах стола, Макрон и Меркель были между ними».

Оттепель, которая похожа на новый этап заморозков — Libération

«Теплым» результат встречи в «Нормандском формате» назвало французское издание Libération. Вероника Дорман описывает»: «Анонсированная оттепель выглядит как новый этап заморозков». В отличие от других изданий, в материале Libération журналистка подробно описывает меры, по которым все же удалось достичь согласия, в частности упоминает о договоренности разминировать то, что сейчас является «одной из самых заминированных территорий в мире».

Дорман пишет, что Зеленский ехал в Париж, чтобы попытаться изменить очередность шагов, которые прописаны в Минских договоренностях: сначала выборы, потом возвращение контроля над границей. «Это меры, которые Киев никогда не мог признать, поскольку суверенитет Украины на кону. Если граница не будет защищена, Донбасс будет оставаться де-факто открытым для вторжения людей и оружия из России», — пишет журналистка.

Слева направо: президент Украины Владимир Зеленский, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон и президент РФ Владимир Путин, Париж, 9 декабря 2019 годаEPA-EFE/LUDOVIC MARIN/POOL

Расследование в отношении Трампа не в пользу Зеленскому — The Telegraph

«На переговорах относительно Украины не достигли прорыва, но Владимир Путин и Владимир Зеленский договорились прекратить огонь», — пишет московская корреспондентка The Telegraph Наталья Васильева. Она отмечает, что саммит в Париже показал, что Владимир Зеленский настроен не пересекать «то, что в Украине описывают как "красные линии" в урегулировании конфликта на Донбассе».

В статье также говорится о том, что украинский президент прибыл в Париж со слабой позицией, поскольку сейчас Украина втянута в расследование о возможном импичменте президента США Дональда Трампа.

Путин не желает идти на уступки — Financial Times

«Путин и Зеленский встретились в Париже для переговоров, однако соглашение о долгосрочном мире ускользает от лидеров», — так начинается материал Financial Times. Журналисты издания заключают, что Украина и Россия остаются «глубоко разделены» в том, как урегулировать конфликт: «Мистер Путин и Мистер Зеленский продолжают не соглашаться по поводу долгосрочного политического решения».

Авторы вспоминают и о том, что некоторые оппоненты украинского президента считают его слишком «услужливым к России», однако отмечают, что Зеленский стремился достичь в Париже большего. Международные ожидания от встречи не были такими большими, говорится далее в статье: «Похоже, что Путин не желает заканчивать войну или делать значительные уступки».