«Новая "Богдана" для нас — как "Мерседес"»: как работает первая украинская самоходная артиллерийская установка

2С22 «Богдана» в работе
2С22 «Богдана» в работеВлад Сафронов / hromadske

«Пушка, снаряд, огонь!» — кричит командир взвода, за мгновение перед этим передав наводчику данные о цели.

Артиллеристы подают в амбар пушки американский снаряд — громкий звук взрыва, лес вокруг наполняется дымом, отовсюду слышно эхо. Снаряд в полете на вражеские позиции.

Это работает расчет «Богданы» — первой самоходной артиллерийской установки украинского производства.

Боевое «крещение» произошло во время битвы за остров Змеиный в 2022 году, активное применение на фронте уже началось в 2023-м. Подразделение одной из бригад Вооруженных сил, работу которого снимает hromadske, получило на вооружение эти колесные гаубицы два месяца назад. Фактически они тестируют «Богдану 3.0» — передают производителям свои отзывы, а те в свою очередь продолжают совершенствовать эту САУ «натовского» калибра.

«На этой версии подняли клиренс, чтобы она не цеплялась за пеньки, это уже высокопроходная машина. Водители довольны, что могут работать уже на таких образцах», — рассказывает об одном из последних усовершенствований на «Богдане 3.0» командир батареи Максим. Он отмечает и камеры с ночным видением, а также специальную фару для езды ночью, позволяющую водителям оставаться незаметными для вражеских дронов.

Краматорский завод начал разрабатывать «Богдану» в 2016-м, а через два года ее впервые продемонстрировали на параде ко Дню Независимости. Впрочем, серийное производство приступили только после полномасштабного вторжения — из-за судебных разбирательств между заводом и Министерством обороны.

Изготовление 155-калибровых пушек решило сразу несколько проблем. Собственное производство позволяет ремонтировать и дорабатывать пушки в Украине. А унификация с натовскими образцами позволяет использовать 155-миллиметровые снаряды от партнеров и избежать ныне редких на мировом рынке «советских» калибров, таких как 122 мм и 152 мм.

Когда стало известно, что Украина будет разрабатывать собственные САУ, эксперты раздумывали, каким будет шасси — гусеничным или колесным. Сейчас «Богдана» работает на колесах, именно эта — на чешском шасси Tatra. На поле боя это имеет свои преимущества.

«Она может быстро отработать, переместиться, снова отработать. То есть она маневровая, а это может обезопасить личный состав расчета. Мы можем подкрасться, отстреляться и быстренько свалить. Если бы это была "гусянка", так быстро не получилось бы», — объясняет командир взвода Александр преимущества колесной версии «Богданы».

Одной из ключевых проблем «Богданы» первого поколения был процесс подзарядки: военным собственноручно приходилось поднимать, а затем заталкивать тяжелые снаряды и заряды в кладовую пушки. В улучшенной версии САУ уже есть усилитель, который доставляет снаряды автоматически. Впрочем, как говорят сами артиллеристы, эту составляющую следует дорабатывать — бывало, лента заклинивала или не до конца доезжал снаряд. Поэтому сегодня артиллеристы продолжают заряжать «Богдану» своими руками — так пока что надежнее. Но, несмотря на некоторые «сырые» элементы, главным преимуществом «Богданы» военные называют ее точность.

«Уже во время большой войны она зарекомендовала себя как очень точное и надежное оружие. Изменения идут только к лучшему. Все мы понимаем, что в ходе активных боевых действий создать шедевр не получится. Шишки набиваем на поле боя», — делится опытом командир батареи Максим. Он просит не называть украинскую гаубицу «CAESAR на минималках», потому что на поле боя «Богдана» проявляет себя не менее ловко.

Детальнее о боевой работе расчета «Богданы» — смотрите в репортаже hromaske.