Новые друзья Татарова вместо старых друзей Зеленского: что случилось в Офисе генпрокурора и СБУ

Вечером 17 июля президент Владимир Зеленский неожиданно отстранил генпрокурора Ирину Венедиктову и главу Службы безопасности Ивана Баканова. Несмотря на то, что претензии к их работе озвучивались давно, публикация этих указов сейчас стала неожиданностью.
Предатели или подковерные интриги: почему президент хочет лишить Баканова и Венедиктова их должности?
Формально и Венедиктовой, и Баканову указали на дверь из-за того, что они в своих ведомствах не заметили кучу российских шпионов.
«В частности, более 60 сотрудников органов прокуратуры и СБУ остались на оккупированной территории и работают против нашего государства», — подчеркнул в вечернем обращении президент Зеленский. Он добавил, что в целом зарегистрировано 651 уголовное производство о государственной измене и коллаборационной деятельности.
Издание Politico еще в июне прогнозировало, что Зеленский попрощается со старым другом детства (Баканов и Зеленский жили в одном подъезде и учились в одной школе, — ред.) — и якобы из-за Херсона. Приближенные к президенту собеседники рассказали, что российские войска так быстро вошли в город, потому что сотрудники СБУ не смогли взорвать Антоновский мост через Днепр.
Кроме того, как рассказали источники, начальник херсонской СБУ Сергей Криворучко приказал сотрудникам Службы покинуть город перед штурмом российских войск вопреки приказу Зеленского.
В работе на Россию подозревают и бывшего помощника начальника Херсонского управления СБУ Игоря Садохина. А 16 июля задержан бывший начальник управления СБУ в Крыму Олег Кулинич, уволенный в марте — его подозревают в передаче разведданных российским спецслужбам.
Бывший начальник Главного управления внутренней безопасности СБУ Андрей Наумов вообще выехал за границу за несколько часов до вторжения России и был задержан 7 июня в Сербии. Его подозревают в передаче российским спецслужбам данных, являющихся государственной тайной, в частности, информации о ЧАЭС. Президент лишил Наумова и Криворучко генеральских званий и назвал их предателями.
«Если говорить о том, что произошло 24 февраля и о предпосылках, то к Службе безопасности Украины много вопросов. Сейчас возникает вопрос интеграции российского влияния и российской агентуры непосредственно в Службу безопасности. Это стало очень остро видно, когда россияне активировали все свои силы и средства и раскрыли своих агентов в феврале-марте, что привело и к трагическим последствиям, в частности в Херсонской области. По моему мнению, к Баканову есть вопросы по реформе СБУ, недостаточно проактивной позиции и быстрому реагированию на вызовы», — рассказывает народный депутат от «Слуги Народа» Марьяна Безугла, возглавляющая подкомитет Рады по СБУ — именно он и заслушивал данные о проблемах в спецслужбе.
Впрочем, в оппозиции считают, что были и более политические причины устранения Баканова.
«Есть и неофициальная версия, что Баканов фактически был отстранен от прямой коммуникации с Зеленским, и эту коммуникацию взял на себя Андрей Ермак (глава Офиса президента, — ред.). Плохую услугу Баканову сыграло то, что в начале активной фазы российской агрессии, в феврале, Баканова не было в стране. Поэтому Ермак с тех пор и пытался отстранить Баканова с позиции руководителя СБУ, фактически предоставив возможность руководить этой структурой его первому заместителю — Малюку, который является человеком Татарова», — добавляет еще одну причину отстранения Баканова депутат от «Голоса» Ярослав Юрчишин.
Из-за того, что СБУ — военная организация, Баканова отстранили как военного, со ссылкой на 47 статью Дисциплинарного устава ВСУ. Статья очень серьезная — «ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, что привело к человеческим жертвам или другим тяжелым последствиям или создало угрозу наступлению таких последствий».
Как пояснил заместитель руководителя Офиса президента Андрей Смирнов, Баканова и Венедиктову отстранили, чтобы они не мешали расследованию. Что может им «светить», если обвинения подтвердятся? Скорее всего, Баканов просто уйдет с поста и тем все кончится. Формально если доказательств не найдут, и Баканов, и Венедиктова могут продолжить руководить ведомствами. Но на практике это вряд ли произойдет.

Венедиктова против
Сутки после обнародования президентского указа Ирина Венедиктова молчала. Лишь к вечеру 18 июля на фейсбук-странице написала сообщение с намеком, что увольнение будет считать законным, только если за него проголосуют народные депутаты, а такой способ отстранения назвала «кулуарным»:
«Если соответствующее постановление будет зарегистрировано в стенах украинского парламента, я ни на секунду не задумаюсь и прибуду на отчет народных избранников. Я не могу и не собираюсь спорить с мнением или решением президента — президент в своем праве принимать решение, в том числе обсуждаемое сейчас. Процедура увольнения генпрокурора всем хорошо известна, другой нет, другая не предусмотрена законом».
Пока этот пост — единственная публичная реакция Венедиктовой на отстранение. По информации «Зеркала недели», 18 июля Венедиктова была на рабочем месте и собрала совещание, на котором сообщила сотрудникам, что и дальше собирается выполнять свои обязанности и получать зарплату.
«Венедиктовой давно были недовольны из-за того, что она не ввязывалась в откровенно политические расследования, в частности, не проявляла активности по делам Петра Порошенко. Фактически, когда возникала необходимость подписать политически мотивированные производства, то Венедиктова была либо в командировке, либо в отпуске, а подписывал эти представления ее первый зам Симоненко, который в конце концов и стал исполняющим обязанности», — объясняет народный депутат от «Голоса» Ярослав Юрчишин.
Законно ли отстранили?
Венедиктову президент отстранил на основании закона «О правовом режиме военного положения». 12 мая Рада внесла в него изменения и предоставила президенту право во время военного положения отстранять должностных лиц, назначение на должность которых входит в его полномочия.
Депутат от «Голоса» и член правоохранительного комитета Андрей Осадчук считает, что отстранение Венедиктовой и Баканова вызывает вопросы: Конституция все же не предоставляет президенту таких полномочий, а полноценное увольнение должно проходить через Верховную Раду.
«Норма закона о военном положении не может перечеркивать Конституцию. Перечень полномочий президента исчерпывающий. Если президент хочет уволить генпрокурора или главу СБУ — я приветствую это. Но способ, которым это предлагается сделать, выглядит странно и может нанести вред. Все-таки мы живем в парламентско-президентской республике. Если мы будем игнорировать парламент и механизмы, предусмотренные Конституцией, до добра это не доведет», — предупреждает Осадчук.
Однако кандидат юридических наук Андрей Тригуб с ним не соглашается. Адвокат считает, что, учитывая войну, указы президента полностью имеют право на существование.
«Президент — это должностное лицо, которое вносит представление о назначении и увольнении? Да. Процедуры в условиях военного положения отличаются от гражданских? Очевидно, да. Могла ли Конституция предусмотреть все до каждой буквочки? Очевидно, нет. Поэтому, я думаю, эти указы нельзя считать очевидно незаконными», — объясняет юрист.
Впрочем, президент уже внес в Верховную Раду представление об увольнении Баканова и Венедиктовой.
Друзья Татарова спешат на помощь?
Временным главой СБУ Зеленский назначил первого заместителя Баканова Василия Малюка. Журналисты «Украинской правды» заметили его на праздновании дня рождения заместителя главы Офиса президента Олега Татарова.
Что же касается Ирины Венедиктовой, то дисциплинарное производство не может длиться дольше 60 дней — то есть президенту придется определиться с судьбой генпрокурора не позже двух месяцев. Между тем, исполнять обязанности генерального прокурора Украины будет заместитель Венедиктовой Алексей Симоненко (он тоже был замечен на дне рождения Татарова).
Центр противодействия коррупции считает, что именно Симоненко «слил» дело Татарова, которого Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) подозревало в соучастии в даче взятки. Симоненко забрал производство у НАБУ, передал его Службе безопасности и отстранил от расследования прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Дело Татарова расследовал детектив НАБУ Александр Клименко: он еще в прошлом году победил в конкурсе на должность нового главы САП, однако его кандидатуру до сих пор не утвердили. Комиссия по проведению конкурса на должность главы САП должна в очередной раз собраться 19 июля и окончательно утвердить победителя. Нардеп Ярослав Юрчишин отмечает, что руководителя САП после утверждения комиссии должен назначить именно генеральный прокурор, а не исполняющий его обязанности, иначе это может создать предпосылки для обжалования решения в судах.
«Татаров, блокировавший конкурс, с одной стороны все же согласился, чтобы его завершили и победителем стал господин Клименко, но в то же время получил своего человека в должности исполняющего обязанности, который или не подпишет (назначение Клименко, — ред.), сославшись на то, что это не входит в его обязанности, или подпишет и тем самым “подвесит” руководителя САП», — заключает Юрчишин.
Тем временем и журналисты, и активисты предостерегают: кандидаты, назначенные и.о. генерального прокурора и главы Службы безопасности фактически создают монополию Олега Татарова и Андрея Ермака над правоохранительными органами. И внесет ли Зеленский в Верховную Раду кандидатуры Малюка и Симоненко, чтобы парламентарии лишили их приставки и.о. — пока непонятно.
- Поделиться: