«Обвинения против Маркива не выдерживают критики» – адвокат украинского военного
На этой неделе в Италии состоялся допрос защиты Виталия Маркива – украинского солдата, которого обвиняют в убийстве итальянского фотографа Андреа Роккелли, погибшего в результате минометного обстрела под Славянском в мае 2014 года.
На этой неделе в Италии состоялся допрос защиты Виталия Маркива – украинского солдата, которого обвиняют в убийстве итальянского фотографа Андреа Роккелли, погибшего в результате минометного обстрела под Славянском в мае 2014 года.
Что сказал во время допроса Виталий, приедут ли итальянские следователи в Украину и каковы шансы на оправдание Маркива – в эксклюзивном интервью Громадского с итальянским адвокатом Раффаэле делла Валле, который защищает украинца.
Какие аргументы предоставил Виталий Маркив в свою защиту во время слушания?
Допрос длился около 6 часов. Было непросто, но мы смогли предоставить много полезной информации. Мой клиент заявил о своей невиновности и несправедливости задержания, ведь он никак не причастен к гибели фотографа. Виталий сказал, что никого не убивал.
Во-вторых, он заявил, что ситуация была совсем иной, чем ее рисует сторона обвинения. Прокуроры утверждают, что Маркив был командиром батальона и мог отдавать приказы. Но мой клиент отметил, что был обычным солдатом.
Виталий также заявил, что не был авантюристом, которому захотелось пойти на войну. Он, как гражданин Украины, захотел поддержать свою страну в войне, сначала пошел на фронт волонтером, а в марте 2014-го официально вступил в ряды Национальной гвардии и получал за это зарплату.
Виталий был простым солдатом, который не мог отдавать приказы кому-то и не имел доступа к минометам. В его распоряжении был только автомат, из которого он никак не мог попасть в журналистов.
Виталий подтвердил, что в тот день он находился на холме Карачун, но в позиции, с которой не было видно места инцидента. По его словам, стрелять туда даже из автомата он не мог бы, ведь находился с другой стороны холма и имел ограниченный радиус обзора.
Маркив также сказал, что минометные обстрелы осуществляли обе стороны конфликта. Вполне возможно, что у журналистов попала мина, выпущенная пророссийскими террористами, которые контролировали территорию. Учитывая все это, Виталий Маркив настаивает на своей полной невиновности.
О чем говорили во время допроса Вы, как его адвокат?
Как защитник, я попросил сторону государственного обвинения подать запрос (в органы юстиции Украины - ред.) на проведение международного расследования. Если это разрешение предоставят, я, прокурор и полковник специальной оперативной группы карабинеров, что ведет расследование, поедем в Украину.
Я считаю, что когда мы увидим место гибели журналистов, вся абсурдность обвинений станет очевидной. Место, где произошел инцидент – не футбольный стадион, где болельщики находятся на расстоянии 60-70 метров и бросают друг другу бутылки с кока-колой или пивом. Это зона военных действий, она очень большая и сложная, и я убежден, что, побывав там, прокуроры и следователи убедятся в правдивости показаний Виталия Маркива.
Я также подал запрос, чтобы прокуратура в сотрудничестве со следственными органами Украины, допросила свидетелей. Это люди, которые в тот день, около 17:00, находились рядом с Виталием и могут подтвердить, что он действительно был на позиции, с которой не мог стрелять в журналистов ни из миномета, ни из автомата.
Кроме того, я заявил, что мы оставляем за собой право дать показания других свидетелей и дополнительные документы. Мы также планируем допросить руководство Национальной гвардии Украины. Мы стремимся доказать, что обвинения не выдерживают критики, а Виталий Маркив должен выйти на свободу.
Разумеется, на это понадобится много времени – процесс подачи запроса в органы иностранного государства является сложным. О промежуточных итогах расследования сможем говорить в конце августа – тогда будут доступны документы как стороны обвинения, так и собранные нами. Надеюсь, после этого мы сможем добиться перевода Виталия под домашний арест.Итальянский адвокат украинского солдата Виталия Маркива Раффаэле делла Валле Фото: Giornale L'Irpinia
Когда, по вашему мнению, могла бы произойти поездка в Украину и с кем бы вы хотели встретиться?
Прокурор может и отклонить наш запрос на проведение международных следственных действий и сразу приказать судье назначить дату суда. В таком случае все эти доказательства мы должны будем предоставить уже в ходе процесса.
Прокурор также может сказать, что ему достаточно уже собранных материалов. Но, по нашему мнению, их совершенно недостаточно, ведь показания моего клиента противоречат данным стороны обвинения.
Еще один вариант – прокурор закрывает расследование, но меняет обвинение против Маркива. Например, с «умышленного убийства», в котором сейчас его обвиняют, на «непредумышленное убийство».
Наконец, прокурор может дать старт судебному процессу и вызвать свидетелей, имена которых мы перечислили. В этом случае им придется приехать давать показания в Италию в пользу Виталия.
Решение по нашему запросу на международные следственные действия станет известным в течение 15-20 дней. Если оно будет положительным, то поехать в Украину мы сможем уже в сентябре.
Вы обращались с призывом к украинцам предоставить информацию, касающуюся дела Маркива. Получили много ответов?
Да, несколько человек обратились ко мне, заявив, что готовы давать показания. Сейчас я рассматриваю эти запросы.
Кто эти люди?
Не могу сказать, это тайна следствия. Я рассматриваю обращения нескольких граждан Украины, чтобы понять, являются ли они надежными источниками. Впоследствии я планирую связаться с ними. Не исключаю, что в конце августа поеду в Украину, чтобы пообщаться с этими людьми или пригласить их в Италию.
Встречался ли Виталий Маркив с родственниками?
Прокурор предоставил родственникам – отцу, матери, жене и сестре – разрешение посетить Виталия в тюрьме Павии. Ему также разрешили один раз в неделю звонить семье.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Виновен без суда и следствия: как итальянские медиа осудили украинского солдата Маркива
Какое впечатление на Вас произвел Виталий?
Он очень доверяет итальянской системе правосудия. Во время допроса прокурор проявил открытость к нашим аргументам. Виталий выглядел немного подавленным, но это понятно, ведь тюрьма – не пятизвездочный отель. Однако он старался держаться.
Я четыре раза посещал его, чтобы поддержать морально. Консул Украины в Милане шесть с половиной часов ждал под солнцем - хотел узнать, как прошел допрос. Украинское консульство очень активно сотрудничает с нами. Я общался с дипломатами несколько дней назад, и они готовы помочь нам с контактами в Украине и всей необходимой информацией.Виталий Маркив на горе Карачун под Славянском 31 мая 2014 (архивное фото) Фото: страница Юрия Касьянова в facebook
Что произойдет в последующие дни, недели?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Киллер» или доброволец: почему украинца Маркива обвиняют в убийстве итальянского фотокора
В последующие дни ничего не изменится, Виталий останется под стражей. Если прокуроры согласятся на проведение международных следственных действий, они пришлют запрос украинской власти или сами поедут в Украину допрашивать свидетелей. Это 8-9 человек, имена и фамилии которых мы предоставили прокурору. Это откроет совершенно новые горизонты для нас, как стороны защиты.
Даже без этого шансы Виталия на оправдание достаточно высоки. Доказательства, имеющие прокуроры, достаточные для предварительного заключения, но их никак не хватит для обвинительного приговора.
Примечательно, что суд во Франции заархивировал дело, связанное с ранением французского журналиста во время этого инцидента. Вывод был таким: события разворачивались на фоне боевых действий, установить точные обстоятельства произошедшего, невозможно.
И главное, что постановил французский суд - невозможно доказать, что кто-то из солдат имел четкое намерение убить журналистов. Речь идет о смерти в обстоятельствах войны, точно не об умышленном убийстве. Обвинения против Маркива просто смехотворны. Я верю, что мы сможем добиться оправдания.
Текст: Ольга Токарюк
- Поделиться: