Обыски у Коломойского. Чем это может закончиться

Обыски у Коломойского. Чем это может закончиться
hromadske

В среду утром Служба безопасности Украины и Бюро экономической безопасности пришли с обысками в дом Игоря Коломойского. Обыски провели по делу о присвоении 40 миллиардов гривен бывшим менеджментом нефтедобывающей компании «Укрнафта» и нефтеперерабатывающего предприятия «Укртатнафта». Глава СБУ Василий Малюк назвал проведенные обыски у топ-чиновников страны в тот день «глобальным ударом по внутреннему врагу».

hromadske спросило у юристов, какие перспективы имеет это дело.

В чем дело?

«Укрнафта» крупнейшая нефтедобывающая компания Украины. До недавнего времени 50% плюс 1 акция принадлежали государственной НАК «Нафтогаз», 42% — компаниям, близким к миллионерам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову. В «Укртатнафте» у Коломойского с Боголюбовым было примерно 60% акций (остальные — у «Нафтогаза»).

Обе компании — и «Укрнафта», и «Укртатнафта» — в ноябре 2022-го вернули в государственную собственность. Тогда в СБУ заявили, что вместе с Бюро экономической безопасности «проверяют информацию о многомиллионных уклонениях менеджментом компании от уплаты обязательного акцизного сбора за 2022 год» и «возможных нарушениях для увеличения прибыли при изготовлении топлива».

В своем пресс-релизе 1 февраля, уже после проведенных обысков, ни СБУ, ни БЭБ не стали объяснять, какие именно 10 эпизодов расследуются, только описали правонарушения. В частности, спецслужба расследует вывод крупных партий нефтепродуктов на аффилированные компании, уклонение от уплаты налогов, создание безнадежной задолженности заводов, что привело к обесцениванию и снижению стоимости их активов.

«Из того, как представлена информация, не очень понятно, в чем состоит суть преступления», — говорит юрист «Центра противодействия коррупции» Вадим Валько.

Эксперт по энергетике, директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн обращает внимание на масштабы схемы, расследуемой СБУ и БЭБ.

«Коломойский 20 лет сидел в “Укрнафте” — с 2003-го. “Укрнафта” с “Укртатнафтой” связаны, это фактически единое целое. Одна компания добывает, другая перерабатывает сырье. Я могу только догадываться, что там происходило, но такие обвинения очень серьезные, потому что эти 40 миллиардов гривен — стоимость нефти, которую добывает “Укрнафта” в течение года. Условно говоря, из этого сообщения можно сделать вывод, что “Укртатнафта” не заплатила “Укрнафте” деньги. Соответственно, если государственная компания “Укрнафта” не получила эти деньги, не смогла заплатить налоги с них. Потенциально речь идет об очень больших объемах», — говорит эксперт.

Куюн предполагает, что обыски у Коломойского могли стать «последствиями ревизии и инвентаризации после национализации в “Укрнафте” и “Укртатнафте”». После национализации оба предприятия возглавил Сергей Корецкий — бывший гендиректор сети заправочных станций WOG. Кроме того, двоих из новых членов наблюдательного совета «Укрнафты» журналисты-расследователи идентифицировали как близких к главе Офиса президента Андрея Ермака.

«Их (ревизии, — ред.) обычно проводят опытные директора, когда приходят на новую должность. Особенно когда речь идет о госпредприятиях. С одной стороны это своеобразная точка отсчета для дальнейшей оценки эффективности нового руководителя. С другой — защитный механизм, чтобы не наследовать косяки предшественников. Насколько мне известно, после национализации этих двух гигантов такие проверки были запрошены у всех существующих ведомств. В частности, инициировали и налоговую проверку»,отметил Куюн.

Юрист «Центра противодействия коррупции» Вадим Валько указывает на еще одно событие, которое состоится в пятницу в Киеве: саммит Украина — ЕС с участием лидеров Европейского Союза. Активизация расследований могла быть связана с желанием украинских властей показать результат борьбы с коррупцией.

Дело НАБУ

Какой бы ни была причина активизации расследования в отношении «Укрнафты» и «Укртатнафты», это не единственное дело, которое расследуют правоохранители. Дело о махинациях в «Укрнафте» еще с 2016 года ведет Национальное антикоррупционное бюро.

В сентябре 2022-го НАБУ объявило о подозрении восьми топ-менеджерам «Укрнафты», инкриминируя им вывод из компании 13,3 миллиарда гривен в пользу группы «Приват». Издание «Зеркало недели» отмечало, что проекты подозрений были готовы еще в 2020 году, но блокировались, пока в САП новым руководителем не назначили Игоря Клименко. У самого Коломойского, по сообщению медиа, 17 сентября проводился обыск, его дважды вызывали на допрос в НАБУ.

В деле «Укрнафты», которое ведет НАБУ, детективы расследуют два эпизода. Первый касается поставок нефти на 10,7 миллиарда гривен предприятиям в марте-августе 2015 года. Хотя эти компании не оплатили заранее договоры, как должны, сырье переработали на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе, а затем продали на заправочных станциях, которые тоже контролировала группа «Приват».

Второй эпизод произошел в июле 2015 года, когда «Укрнафта» оплатила покупку нефтепродуктов более чем на 2,57 миллиарда гривен у другой компании, но сами нефтепродукты так и не получила. Детективы НАБУ утверждают, что эти средства были просто выведены на счета офшорных компаний, связанных с группой Приват.

На момент публикации материала ни в пресс-службе НАБУ, ни в СБУ не объяснили, пересекаются ли эти производства.

Вадим Валько из «Центра противодействия коррупции» предполагает, что следователи расследуют разные эпизоды.

«Из того, что написано, по крайней мере, в пресс-релизе (СБУ, — ред.), не связано с тем расследованием НАБУ по “Укрнафте”. Это по сути разные эпизоды, по крайней мере, по фабуле, которую опубликовала СБУ. Какой-либо угрозы для производства НАБУ я не вижу», — говорит Валько.

Несмотря на то, что НАБУ расследует это производство довольно долго, не стоит его класть на полку, говорит советник адвокатского объединения Juscutum Станислав Борис.

«У меня есть уголовные производства, где события преступления происходили в 2012-2014 годах, то есть уже достаточно давно. Одно из дел слушается в суде первой инстанции, приговора до сих пор нет. То, что сроки уже прошли, не говорит о том, что дело не имеет перспектив. Даже старые производства, которые уже пылились, бывает выстреливают», — говорит юрист.

Подозрение будет?

Несмотря на обыски и допросы, ни в одном из дел в отношении «Укрнафты» Игорь Коломойский не проходит как подозреваемый. Наши источники в СБУ утверждают, что миллионеру не вручили подозрение и 1 февраля.

«Я думаю, если бы сейчас были обоснованы основания для подозрения, то, наверное, сразу бы его и вручили сейчас», — предполагает юрист Вадим Валько.

Впрочем, он не исключает, что бизнесмен может получить его позже, ведь кроме производств по «Укрнафте» украинские следователи также расследуют растрату средств «Приватбанка».

«Я бы не исключал, что что-то в будущем будет. Уголовных производств очень много. Некоторые из них, которые есть у НАБУ, уже завершились подозрениями. Все будет зависеть от того, каковы результаты обысков. Он ходил на допрос в НАБУ — по меньшей мере, статус свидетеля у него есть», — говорит Валько.

Однако Сергей Куюн, следящий за рынком энергетики, скептически относится к развитию этих производств именно в отношении Коломойского.

«Кто такой Коломойский? Он не должностное лицо в этих двух компаниях. Он не является акционером, то есть косвенным, акционерами являются киприотские компании, с которыми он вроде бы аффилирован. Он даже там не директор. Хайпа много, все пишут о Коломойском в спортивном костюме, но с точки зрения перспективы этого дела, ну что ему можно предъявить? Человек ничего не подписывал, он не является должностным лицом в каком-либо из этих предприятий», — говорит Куюн.

Привлечь Коломойского к ответственности за нарушение налогового законодательства — «нереально», считает эксперт.