Один, два, три (года) – и полетели? Возможно ли возобновить гражданское авиасообщение до окончания войны

Украинское небо закрыто для гражданских самолетов с начала полномасштабной войны. С тех пор выехать за границу можно только по наземному пути. Для людей это многочасовые путешествия, а для аэропортов — миллионные убытки. Первыми о возобновлении гражданского авиасообщения заговорили в Ryanair, а затем это мнение подхватили и украинские авиакомпании. Есть ли на это шансы до окончания войны?
Почему об этом заговорили?
В июле гендиректор Ryanair Майкл О'Лири заявил, что авиакомпания готова возобновить полеты в Украину еще до завершения полномасштабной войны. Но есть условие: украинские власти должны убедить в этом европейские органы безопасности.
В Ryanair рассматривают два варианта: возобновить полеты после окончания войны или уже в 2023 году, даже несмотря на военные действия.
15 августа появилась информация, что украинская авиакомпания Air Ocean Airlines хочет возобновить полеты из Украины или других стран. Директор авиаперевозчика Вячеслав Герига заявил, что компания может совершать полеты на самолетах Ан-148.
Как это теоретически может произойти?
В Украине в результате полномасштабного вторжения простаивают аэропорты. Это наносит огромный ущерб для отрасли. Поэтому частные авиаперевозчики и затрагивают вопросы возобновления гражданских полетов.
Авиакомпании потенциально могли бы возобновить полеты на самолетах типа L-410, перевозящих до 20 пассажиров. Это возможно, хотя даже за таким самолетом «россияне могут охотиться», говорит эксперт по авиации Валерий Романенко в комментарии hromadske.
Но самолеты на такое количество пассажиров — недешевое удовольствие. В стоимость билета будет включено содержание аэропорта, уплата им налогов, навигационных сборов, зарплаты пилотам и персоналу.
В украинской авиакомпании SkyUp говорят, что готовы летать, как только откроется небо для гражданской авиации. Генеральный директор SkyUp Дмитрий Сероухов убежден, что возобновление полетов — это вклад в перезапуск экономики, десятки тысяч рабочих мест и комфортный безопасный транспорт для украинцев, разбросанных по всему миру.
В SkyUp ожидают, что страховые компании начнут предоставлять необходимое для полетов в украинском небе страхование.
«Возможно, Украина и будет страховать борта, но это будет только государственное страхование, потому что у частного хватит ума этого не делать, поскольку может прогореть. Современный самолет — это сотни миллионов долларов… Для россиян сжечь самолет любой авиакомпании — чистое удовольствие», — считает Романенко.
Так что, гражданской авиации быть?
В воздушных силах ВСУ считают это маловероятным в период войны. Так, пресс-секретарь ВС Юрий Игнат пояснил, что угроза вражеских ракетных ударов постоянно сохраняется по всей территории страны.
«Трудно понять, как в состоянии войны вообще можно совершать полеты. Видите, у нас был “зерновой коридор”, из которого россия вышла единолично», — отметил Игнат, добавив, что баллистические ракеты оккупантов могут долетать до цели за несколько минут.
К тому же во время военного положения все аэродромы в Украине — оперативные.
Его мнение разделяет эксперт Валерий Романенко. Он не верит в возобновление авиационных перевозок во время войны, это слишком опасно в нынешних условиях.
Кроме того, Украина ожидает самолеты F-16, и первая возможность их использовать будет из международных аэропортов. А «лишние глаза» там совершенно не нужны, уточнил Романенко.
Единственная возможность возобновить гражданские полеты еще в период войны — четкая договоренность о прекращении обстрелов. Если будут гарантии взаимного прекращения огня, можно будет рассматривать вопрос восстановления авиасообщения.
А когда?
Европейская организация по безопасности воздушной навигации в апреле этого года опубликовала прогноз развития авиаотрасли до 2029 года. Там считают, что ограничения на полеты над Украиной, россией, Беларусью и Молдовой будут сохраняться еще почти 7 лет.
С этим не согласны в государственном предприятии «Украэродвижение». Там заявили, что воздушное пространство будет открыто сразу после завершения военных действий и победы Украины.
По мнению эксперта Валерия Романенко, самый вероятный вариант — возобновление гражданских полетов через 2-3 месяца после окончания войны. Когда точно будет понятно, что боевые действия не будут продолжаться, и удастся возобновить функционирование инфраструктуры.
В SkyUp также отметили, что это может быть вопросом нескольких месяцев, если приступить к подготовительной работе уже сейчас. Гендиректор компании считает, что процесс возобновления работы будет зависеть от активной позиции государства, заинтересованности международных инвесторов и платежеспособности украинцев.
Дмитрий Сероухов говорит, что компания SkyUp готова организовать первые рейсы буквально через несколько дней после открытия неба над Украиной. Однако для восстановления слаженной работы всего комплекса перевозчиков, аэропортов, хэндлинговых служб и т.д. понадобятся минимум месяцы.
- Поделиться: