«Официальные» криптокошельки для помощи Украине, которыми государство на самом деле не владеет

«Официальные» криптокошельки для помощи Украине, которыми государство на самом деле не владеет
hromadske

Украина гордится диджитализацией: доступностью цифровых услуг, биометрическими документами, доступным и удобным онлайн-банкингом. Очередным достижением в этой сфере может стать легализация криптовалюты. Она и сейчас не запрещена, но полноценной законодательной базы для операций с криптоактивами в Украине нет.

***

Министерство цифровой трансформации с первых дней великой войны начало принимать пожертвования в криптовалюте и получало на официальные кошельки десятки миллионов долларов.

И хотя другие благотворительные организации уже давно принимали пожертвования в криптовалюте, это был прецедент: криптовалюту впервые официально начало принимать государство.

Криптофонд Aid for Ukraine начал работать с 26 февраля 2022 года. Его сайт имеет только англоязычную версию, поэтому ориентирован он в основном на иностранцев, не знающих украинский. Официальный статус кошельков, подтвержденный Кабмином, являлся важным аргументом в вопросе доверия.

Это сработало. Согласно исследованию аналитиков Elliptic, пик пожертвований в криптофонд Aid for Ukraine пришелся на конец февраля — начало марта 2022 года. Уже третьего марта Минцифры сообщило о 53 миллионах долларов, полученных в криптовалюте. Тратить их начали 5 марта.

Заместитель министра цифровой трансформации Алексей Борняков в интервью The Economist говорил, что благодаря криптовалюте удалось закрыть срочные потребности — купить 200 беспилотников, 10 тысяч цифровых прицелов и 60 тонн горючего.

Впрочем, для получателей криптовалюты — в нашем случае для украинского правительства — серьезным вызовом стало обеспечение прозрачности. Ответы на простые вопросы — сколько пожертвований в крипте Украина получила и сколько и на что потратила — найти не так просто.

Восемь месяцев у криптофонда был адрес https://donate.thedigital.gov.ua/ — это субдомен сайта Минцифры. Затем для него создали новый сайт aid-for-ukraine.io, а по старому адресу теперь перебрасывает на официальный сайт сбора пожертвований для Украины United24.

Вместе с переходом на новую страницу прекратилась и практика публичной отчетности. Последний отчет о расходах на сайте фонда (с комментарием министра Михаила Федорова) был в июле 2022 года. В августе 2022-го Федоров сказал, что благодаря криптофонду удалось собрать около 60 миллионов долларов.

***

Законные основания для работы криптофонда в Украине стали создавать буквально за неделю до начала войны. 17 февраля 2022 года президент подписал Закон Украины «О виртуальных активах». Однако в силу он до сих пор не вступил.

Хотя легализация сделок в крипте формально еще не состоялась, после подписания этого закона не только Минцифры, но и другие государственные органы начали открывать криптокошельки. Аналитическая компания Crystal Blockchain собрала перечень всех криптокошельков, на которые собирают пожертвования для Украины — среди них, в частности, Киберполиция и Министерство иностранных дел.

Техническое обеспечение криптофонда Aid for Ukraine взяла на себя криптобиржа Kuna. Ее основатель Михаил Чобанян в первые дни после создания фонда сообщил, что полученные пожертвования находятся в распоряжении государства — Министерства обороны и Минцифры, а Kuna только оказывает организационно-техническую поддержку.

Впоследствии Михаил Чобанян, как президент Blockchain Association of Ukraine, выступил в Сенате США с речью о роли криптовалюты в противодействии российской агрессии. А также обратился в Комитет Сената по вопросам банковского дела, жилищного строительства и городским вопросам, подчеркнув, что деньги, полученные криптофондом, в распоряжении Минцифры и Минобороны. Осенью 2023 года роль криптобиржи в работе фонда подтвердила служба поддержки Kuna: речь идет о «техническом решении (функционале)».

Почему прозрачность и знания об оперирующих криптофондом важны? Например, потому, что сейчас, пока я писала этот текст, кто-то снял с биткойн-кошелька криптофонда все, что там оставалось, — более четырех тысяч долларов. Транзакции позволяет проследить аналитический веб-ресурс blockchain.com:

Транзакция позволяет проследить аналитический веб-ресурс blockchain.comСкриншот

Вот график активности биткойн-кошелька криптофонда:

График активности биткойн-кошелька криптофондаСкриншот

Благодаря аналитическим инструментам можно видеть, сколько криптовалюты попало в кошелек и сколько из него вывели. Но мы не знаем, кто решил выводить крипту именно сегодня, почему именно эту сумму именно из этого кошелька (на сайте фонда 16 кошельков разных блокчейнов) и на какие потребности их потратят. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я подала запрос на публичную информацию в Министерство цифровой трансформации.

В запросе были вопросы о расходах фонда за 2023 год, об организации процесса продажи криптовалюты, полученной фондом, и о данных, на которые опирается Кабмин, публикуя суммы пожертвований в криптофонд на правительственном портале.

Я также спросила, как деньги распределяют между разными организациями и министерствами, а также как они отчитываются об их использовании. Хотя предполагаю, что эти данные останутся закрытыми из-за постановления от 5 марта 2022 года. С другой стороны, в статье 22 Закона «О доступе к публичной информации» есть исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении запроса. К моменту выхода материала я не получила ответа на запрос.

***

Прозрачность и нормированность использования криптофонда — это также вопрос безопасности. Ведь неизвестно, что произойдет с доступом к кошелькам, если министр цифровой трансформации изменится. Пока в Украине нет действующего закона о криптоактивах, с передачей доступа к кошелькам могут возникнуть юридические трудности.

Кто предоставляет доступ к кошелькам и кто его имеет? Кто понесет ответственность, если доступ будет потерян? DOU в материале 2022 года ссылается на слова заместителя министра цифровой трансформации по вопросам евроинтеграции Валерии Ионан, что Минцифры не является владельцем «официальных» криптокошельков, не управляет организациями, которые собирают деньги, и не решает, на что их будут тратить.

Какие нормативно-правовые акты регулируют использование полученных пожертвований? Есть Порядок использования средств со счета Министерства цифровой трансформации, но в нем говорится о « счете Минцифры, открытом в Национальном банке». Есть постановление Кабмина касательно использования денег, которые поступают на счета для привлечения благотворительных пожертвований в поддержку Украины, но о криптокошельках в нем речь не идет. Действие постановления распространяется на United24, который, к слову, называют «единственным государственным веб-порталом для сбора пожертвований в поддержку Украины».

Министерство финансов приказом от 10 мая №240 дополнило Классификацию доходов бюджета, среди перечня которых, кроме счетов министерств, есть категория средств, полученных в качестве добровольных взносов «для финансового обеспечения мер по отражению вооруженной агрессии против Украины и ликвидации ее последствий, национальной безопасности и обороны, восстановления, поддержки и развития Украины, оказания гуманитарной помощи». Можно предположить, что доходы криптофонда попадают в бюджет именно по этой позиции.

На сайте Aid for Ukraine тем временем указано: «Средства будут направлены на поддержку программ гуманитарной помощи и Вооруженных сил Украины». И далее: «Пожертвования направляются непосредственно на закупку через волонтерские организации и разные министерства, а также на специальный счет в Национальном банке Украины». Однако механизм принятия решений и определения приоритетов остается загадкой, как и порядок отчетности за выведенную из кошельков крипту.

Решить эту проблему государство могло бы, разработав прозрачный механизм использования денег из криптофонда. Или же их передачи с «официальных криптокошельков» на счета United24, работа которого уже урегулирована законом. Не помешал бы и независимый аудитор, который гарантировал бы благотворителям, что деньги потрачены по назначению.

Использование государством криптофонда для принятия пожертвований — стимул для выведения криптоопераций в Украине из тени. Впрочем, это произойдет только при условии, что государственные структуры продемонстрируют образцовую прозрачность и ответственность в использовании собственных криптоактивов.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Усиление гражданской журналистики в Украине», который внедряется ОО «Платформа прав человека» при финансовой поддержке United Nations Democracy Fund (UNDEF).

Автор: Ольга Головко