Окружение, плен, расстрелы и отступление под авиабомбами. Что известно о выходе из Авдеевки

19 февраля последние подразделения 47 отдельной механизированной бригады вышли с позиций на Авдеевском коксохимическом заводе — так завершилась операция по обороне города, бои за который продолжались с 2014 года. Военно-политическое командование обосновало решение сохранением жизни бойцов и заявило о намерении вернуть Авдеевку при более благоприятных условиях.
Еще во время выхода ВСУ из города появлялись сообщения и об окружении отдельных подразделений, и о попадании украинских бойцов в плен. Позже россияне обнародовали видео, на котором были расстрелянные украинские военные. hromadske поговорило с защитниками Авдеевки о боях за город, отступлении с позиций, пленных и пропавших собратьях.
Что привело к отступлению?
ВСУ обороняли Авдеевку почти 10 лет — с июля 2014-го. Тогда украинские силы выбили из города российских боевиков так называемой «ДНР», которые контролировали его с конца апреля. С тех пор именно Авдеевка была одним из ключевых опорных пунктов Донецкого направления. Бои за город и его окрестности продолжались до 2018 года.
Авдеевка расположена в 13 километрах от Донецка, так что с начала полномасштабного вторжения за город велись активные бои. Массивное наступление россиян началось 10 октября 2023 года, в течение зимы давление только росло.
В разговоре с hromadske временный и.о. командира 2 Механизированного батальона президентской бригады на позывной Самурай отметил, что в январе-феврале 2024-го россияне сменили тактику:
«Их потери были большими с первого дня — и в живой силе, и в технике. Но технику в последнее время применяют поменьше. Мы ее много сожгли, разбили — сейчас она тоже есть, но уже не колонны по 60 единиц, как было вначале. Они больше лезли пехотой».
По словам командующего оперативно-стратегической группировкой войск «Таврия» Александра Тарнавского, за четыре месяца наступления россияне потеряли почти 50 тысяч солдат.
Комбат Самурай подчеркивает, что взятие Авдеевки далось россиянам дорогой ценой: «На северном направлении, в районе Красногоровки и Степового, по данным разведки, разбили две их бригады. Вы представляете, в течение четырех месяцев они лезли и постоянно штурмовали Авдеевку. Это вообще невозможно сравнить с нашими потерями — и в технике, и в живой силе».
Самурай отмечает, что существенное преимущество враг получил в последние месяцы, когда подтянул свежие силы — находившиеся на восстановлении или в резерве бригады.
В то же время у оккупантов было многократное преимущество в огневой силе и возможность атаковать с неба, — подчеркнул пресс-секретарь 110 ОМБр Антон Коцуконь в комментарии «Радио Свобода»:
«У них стволов было в десять раз больше, чем у нас, не говоря о снарядах. Кроме того, они бросали в эти дни на Авдеевское направление под сотню огромных УАБов: 250 кг, 500 кг, до полутора тонн».
15 февраля Третья отдельная штурмовая бригада сообщила, что ее подразделения перебросили в рейд на захваченные россиянами районы Авдеевки. А уже 17 февраля главнокомандующий ВСУ Александр Сырский объявил о выходе украинской группировки из города.
Пресс-секретарь 110 бригады Антон Коцуконь отметил, что отход Сил обороны — многоуровневая операция:
«Она сверхсложная с точки зрения логистики, с точки зрения управления. Несколько тысяч человек синхронно, как часовой механизм, должны выходить из города. Это ведь не так, что все снялись с позиции и на марши пошли. Одни отходят, другие прикрывают. Каждый должен знать свои маршруты, каждый знает, куда ему идти, куда ему ехать, где точки эвакуации, где окажут медицинскую помощь».

Как отступали из «Зенита»
«Зенит» — ключевой укрепрайон на юге Авдеевки, который был важен и для удержания города, и для обеспечения остального гарнизона. Оборону на этом опорном пункте держала 110 отдельная механизированная бригада.
Военнослужащий 110 ОМБр Виктор Биляк рассказал, что против его подразделения россияне постоянноприменяли минометы, танки, БМП, дроны-камикадзе, а при отступлении — и ракеты.
«Во время выхода была нулевая видимость. Для нас это не было преимуществом, ведь тепловизионно не существует "ночи" или "дня" — враг так же мог наводить огонь. А вот для нас это был большой минус, потому что мы не видели, куда идти, это очень мешало передвигаться», — вспоминает Биляк.
Выход из «Коксохима»
На севере Авдеевки главным укрепрайоном был Авдеевский коксохимический завод. Там оборону держали бойцы из Отдельной президентской бригады имени гетмана Богдана Хмельницкого.
Временный и.о. командира 2 Механизированного батальона с позывным Самурай заверил, что приказ на вывод сил с позиций был дан своевременно, а саму операцию планировали совместно с Третьей штурмовой бригадой, которая обеспечивала прикрытие. По словам командира, его батальон вышел из «Коксохима» без потерь.
Александр, командир роты 2 Механизированного батальона, убежден, что если бы не массированные авиаудары, позиции можно было бы не оставлять. А само отступление считает хорошо организованным и проведенным слаженно:
«Конечно, было тяжело, потому что мы находились под постоянным огнем — противник не хотел давать нам отступление. Но не было такого, чтобы кто-то торопил события. Часть подразделений выезжала на бронемашинах, другая, чтобы рассредоточить внимание противника, передвигалась пешком».

Много ли военных попало в плен?
Американское издание New York Times распространило информацию о том, что при выходе из Авдеевки якобы 850-1000 украинских военнослужащих попали в плен или считаются пропавшими без вести.
В комментарии hromadske пресс-секретарь Оперативно-стратегической группировки войск «Таврия» Дмитрий Лиховий это опроверг — он заявил, что данные о пленных еще верифицируются, но речь идет точно не о сотнях военных.
Сам командующий группировкой «Таврия» Александр Тарнавский еще 17 февраля подтвердил, что часть военных действительно были пленными на завершающей стадии отступления.
Попадали в окружение и бойцы Третьей штурмовой, но уже после завершения операции в комментарии hromadske отметили, что отступить удалось без больших потерь. В разговоре с нашими журналистами подобную оценку дали и военные из других подразделений.
Почему остались тяжелораненые?
Впрочем, известно и о тех, кому не удалось выйти из позиции. Речь идет прежде всего о тяжелораненых, которых должны были эвакуировать отдельно от их подразделений.
Об этом сообщали и родственники военных из 110 бригады. Позже украинских бойцов узнали их родные на видео с расстрелянными телами пленных на позиции «Зенит», которое оттуда распространили сами же россияне.
Военнослужащий 110 ОМБр Виктор Биляк говорит, что уже опознали пятерых расстрелянных бойцов его бригады. Шестой погибший на видео, вероятнее всего, был из другого подразделения. Биляк утверждает, что по дороге из Авдеевки лежит еще с десяток тел украинских военных, идентифицировать которые пока невозможно.
Пресс-секретарь 110 ОМБр Антон Коцуконь заверил, что туда до последнего пытались заехать бронированной техникой и пикапами, чтобы забрать раненых: «В какой-то момент продвижение врага было настолько стремительным, что техника физически не могла туда добраться — они просто расстреливали абсолютно все, что двигалось».
Командование бригады также отметило, что предупреждало врага о тяжелораненых бойцах на этой позиции — с россиянами заранее договорились о предоставлении им помощи и дальнейшем обмене.
- Поделиться: