В течение последнего года вандализм, угрозы и громкие скандалы стали частью культурной жизни Украины Как вандализм, угрозы и скандалы стали частью культурной жизни Украины — хронология запретов и угроз

Юстина Добуш

В течение последнего года культурная жизнь Украины не обходится без скандалов. Бурные обсуждения в интернете вызвали споры вокруг участника от Украины на конкурсе Евровидение, выставка картин «Квантовый скачок Шевченко» в киевском метро, курсовая работа «Парад членов» студента Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, и другие выставки и мероприятия. Громадское вспомнает некоторые из самых громких художественных событий и то, чем они закончились.

«Украинское тело» и «Своя комната»

В начале 2012 года экспозиция «Украинское тело» в Киево-Могилянской академии от «Центра визуальной культуры» была закрыта из-за того, что якобы содержала порнографические изображения. Такое решение вынес тогдашний ректор вуза Сергей Квит, после чего была создана петиция в поддержку выставки, однако это не помогло. Вскоре и сам «Центр визуальной культуры» был вынужден покинуть стены академии, при которой он ранее работал.

В мае того же года в канун закрытия выставки фотографий Евгении Белорусец «Своя комната», посвященной жизни ЛГБТ-сообществ, тогда неизвестные, вооружившись вилками, разорвали фотографии и ранили охранника. Нападавших так и не нашли.

«Колиивщина: Страшный суд» Владимира Кузнецова

В июле 2013 года тогдашняя директор «Мистецького Арсенала» приказала зарисовать работу Владимира Кузнецова «Колиивщина: Страшный суд» черной краской. Эта картина не соответствовала замыслу куратора и якобы «оскорбляла религиозные чувства посетителей выставки».

Перед тем «Мистецький Арсенал» пригласил Кузнецова в числе прочих художников присоединиться к выставке «Великое и величественное», посвященной 1025-летию Крещения Руси, которую должны были посетить представители духовенства, тогдашний президент Украины Виктор Янукович, другие высшие должностные лица Украины и России. С 2013 года художник требует от суда признать, что «Мистецький Арсенал» подверг цензуре его картину «Колиивщина: Страшный суд», однако окончательного решения суда нет и по сей день.

Картина «Колиивщина: Страшный суд» художника Владимира Кузнецова в «Мистецький Арсенал, 2013 год.

Полотно «Колиивщина: Страшный суд» после того, как его закрасили, 2013 год. Фото предоставлено Громадскому художником Кузнецовым

Поджог кинотеатра «Октябрь»

29 октября 2014 года в кинотеатре «Октябрь» произошел пожар. Виновными в поджоге кинотеатра признали студента киевского вуза и его безработного друга возрастом 20 и 24 лет, бросивших в зале кинотеатра дымовые шашки. Их целью был срыв показа фильма «Летние ночи» о жизни трансгендерных людей, происходивший в рамках ЛГБТ-программы Sunny Bunny кинофестиваля «Молодость».

Через месяц после пожара киевляне организовали акцию «Месяц без "Октября"», во время которой убирали последствия пожара в кинотеатре, собирали пожертвования и проводили концерт.

В ноябре 2014 года Подольский суд Киева дал три года домашнего ареста виновникам поджога. А в 2015 году комиссия Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития поддержала выделение 41 млн гривен ($1,52 млн) на восстановление кинотеатра.

Сегодня кинотеатр вновь работает и проводит сеансы.

Разгром выставки «Утраченные возможности» Давида Чичкана

В феврале 2017 года выставку работ украинского художника Давида Чичкана «Утраченные возможности» разгромила группа неизвестных молодых людей в масках. Выставка была посвящена войне и ситуации в Украине после Майдана, однако не всем понравилось то, что художник прокомментировал деятельность ультраправых движений (украинских и российских) на востоке Украины и использование ими неонацистской символики. Еще до открытия выставки сотрудники «Центра визуальной культуры» получали много угроз, и несмотря на усиленную охрану, нападавшим удалось повредить большинство работ художника. Ответственных за погром не нашли и не наказали.

Разгромлена выставка украинского художника Давида Чичкана «Утраченные возможности» в Центре визуальной культуры в Киеве, 7 февраля 2017 года. Фото: Громадское

Разгромлена выставка украинского художника Давида Чичкана «Утраченные возможности» в Центре визуальной культуры в Киеве, 7 февраля 2017 года. Фото: Громадское

Отменена презентация книги «Майя и ее мамы» на Форуме издателей

В сентябре 2017 года на Львовском форуме издателей должна была состояться презентация детской книги Ларисы Денисенко «Майя и ее мамы», однако организаторам фестиваля пришлось отменить событие из-за жалоб и угроз. Книга рассказывала о девочке Майе, у которой было две мамы, из-за чего и вызвала осуждение со стороны заявлявших, что подобная акция является пропагандой ЛГБТ-ценностей и будет иметь плохое влияние на детей.

Прошлогодний Форум издателей не обошелся лишь этим отмененным мероприятием, поскольку тогда же срывали презентацию книги «Левая Европа», на которую пришли праворадикалы, в результате чего организаторам пришлось вызвать полицию.

Уже в 2018 году писатель, актер и телеведущий Антин Мухарский (более известный под псевдонимом Орест Лютый) и экс-депутат Верховной Рады VII созыва от ВО «Свобода» Юрий Михальчишин обвинил Форум издателей в том, что организаторы отдают предпочтение в проведении мероприятий только «либералам» и «левым», якобы не давая право высказаться всем, кто выступает против таких ценностей.

София Челяк, программный директор Форума издателей, о постоянных конфликтах вокруг презентаций говорит: «Они нас не пугают, но понятно, что на работу это влияет, потому что наша главная задача обеспечить безопасность наших посетителей и участников, в адрес которых приходили угрозы. Это наша прямая обязанность. Вот с книгой "Майя и ее мамы" мы отменили детское событие, поскольку брать ответственность за здоровье и жизнь детей мы не могли. Сейчас угрозы для нас это отработанная схема. Поскольку у нас массовое мероприятие, которое происходит по распоряжению государственных институтов, то пишем письма в полицию, СБУ, усиливаем охрану. Есть уже активные контакты юристов и правозащитных организаций, которые могут нас консультировать. Мы осознаем, что такие угрозы скорее попытка пропиариться на базе крупного мероприятия. Конечно, иногда мы сталкиваемся с догматами, с ними, если честно, легче урегулировать конфликт. В целом мы не поддаемся таким манипуляциям и продолжаем работу».

Суд из-за баннера на 8 марта

После «Марша женщин» в Киеве 8 марта 2018 года активистке и организатору этого марша Елене Шевченко инкриминировали статью 185-1 Кодекса Украины об администартивных правонарушениях («Нарушение порядка организации и проведения собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций) с добавлением материалов о «надругательстве над национальной символикой».

Причиной составления протокола об административном правонарушении стал плакат художницы Даны Рваны (Кавелиной) с изображением обнаженной женщины, окруженной символами угнетения — в том числе эмблемой «Национальных дружин» (парамилитарного формирования, близкого к праворадикальной партии «Национальный корпус»). 15 марта суд вынес решение и оправдал Елену Шевченко, дело было закрыто. Несмотря на это, активистке приходилось покидать здание суда через черный ход, поскольку около 20 человек с националистической символикой пытались блокировать суд и прорваться внутрь.

Плакат художниці Дани Рваної на «Марші жінок» у Києві, 8 березня 2018 року. Авторка плакату на фото праворуч

Баннер на «Марше женщин» в Киеве, 8 марта 2018 года. Автор работы Дана Рвана на фото справа. Фото: Анастасия Власова/Громадское

Освящение зала после выступления «Хаммерман Знищує Віруси» в Ивано-Франковске

15 июня 2018 года во время художественного фестиваля Porto Franko состоялось выступление группы «Хаммерман Знищує Віруси». Участники музыкальной группы на каждое свое выступление готовят новый эксцентричный наряд, и в тот раз вышли на сцену с носками на половых органах, чем возмутили ряд жителей Ивано-Франковска, в первую очередь мэра города Руслана Марцинкива. Тот отдал распоряжение освятить сцену после выступления скандальной группы, а уже потом полиция получила ряд заявлений от горожан и общественных организаций. Соответственно, правоохранители зарегистрировали уголовное дело по ч. 2 ст. 296 УК «хулиганство», но правозащитникам удалось оправдать участников «Хамерман Знищує Віруси» и дело было закрыто.

Отчисление Спартака Хачанова из-за «Парада членов»

19 декабря 2018 года студент киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) представил свою курсовую работу «Парад членов». Инсталляция из маленьких танков, военных и ракет в фаллической форме повлекла за собой не только конфликт с преподавателями академии, но и исключение автора из учебного заведения. В то же время праворадикалы из С14 ждали Спартака Хачанова под стенами НАОМА в день его исключения, однако студент укрылся на территории академии и позвонил друзьям, которые вызвали полицию. Впоследствии художник уехал в Финляндию.

Но на этом скандал вокруг «Парада членов» не закончился, так как еще и вызвал раскол в украинском ПЕН-клубе. Из-за поддержки организацией Спартака Хачанова, украинский поэт, владелец и директор издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га» Иван Малкович и писатель и переводчик Максим Стриха вышли из PEN Ukraine, поскольку, по их мнению, «Парад членов» нельзя называть искусством.

Художник Спартак Хачанов в майстерні, Київ, 25 січня 2019 року

Художник Спартак Хачанов в мастерской, Киев, 25 января 2019 года. Фото: Богдан Кутепов/Громадское

Вандализм на выставке «Квантовый скачок Шевченко» в киевском метро

18 февраля была испорчена выставка Александра Грехова «Квантовый скачок Шевченко». Нападавшим был Юрий Хорт (Павленко), заявивший, что подобные изображения Тараса Шевченко оскорбляют его и являются «надругательством над национальными чувствами украинцев». Следующим городом, где собирались выставить работы Грехова, должен был быть Львов, однако организаторы отменили мероприятие из-за угроз в соцсетях; позже выставку пришлось отменить и в Виннице.

Автор Александр Грехов комментирует это так: «Вся ситуация неприятная, когда на тебя психологически давят и намекают еще и на физические последствия, но я скорее устал от этого всего, чем испугался. После передачи иллюстраций музею проект теперь живет самостоятельной жизнью, независимо от моих желаний или угроз лично мне. Не думаю, что из-за ситуации как-то кардинально изменится творчество, пока я этого не чувствую».

Отметим, что это далеко не полный список акций и событий, которые вызвали осуждение обеспокоенной общественности. Так, после 2014 года в Украине начали отменять концерты артистов, которые выступали в оккупированном Крыму или России. Без скандалов не обходятся и киевские муралы, марши за права женщин и ЛГБТ-сообщества. Среди множества дискуссий между интеллектуалами все чаще звучит вопрос: «Что мы можем считать искусством?», однозначного ответа на который не нет. Однако важным остается факт, что заниматься искусством, которое кто-то трактует как провокацию, в Украине с каждым годом становится все труднее и опаснее.

Этот материал также доступен на украинском языке

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Поделиться: