Переговоры — еще не вступление. Какой путь ждет Украину перед присоединением к ЕС

Переговоры — еще не вступление. Какой путь ждет Украину перед присоединением к ЕС
hromadske

14 декабря Европейский совет принял историческое решение о начале переговоров касательно вступления Украины в Европейский Союз. Впрочем, переговоры — это еще не вступление в ЕС. Объясняем, какие этапы еще предстоит пройти Украине перед полноценной евроинтеграцией.

Что мы уже прошли?

Вступление в Евросоюз — сложная многолетняя процедура. Подать заявку может любая демократическая европейская страна с согласия своего народа. Но для вступления следует соответствовать стандартам ЕС и получить согласие от его институтов и государств-членов.

Начинается все с «Копенгагенских критериев»:

  • наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, а также уважение и защиту меньшинств;
  • рыночная экономика и способность справляться с конкуренцией и рыночными силами в ЕС;
  • способность брать на себя и эффективно выполнять обязательства членства, включая соблюдение целей политического, экономического и валютного союза.

Страна подает заявку в Европейский совет, а тот — передает ее Еврокомиссии с просьбой провести оценку на соответствие критериям. На основе заключения Комиссии Евросовет принимает решение о мандате на переговоры.

Следует понимать, что перед каждым этапом продвижения страну-заявителя ожидает много бюрократических процедурных решений. К примеру, для предоставления статуса кандидата на вступление в Евросоюз необходимо заполнить специальный опросник. В нем насчитываются тысячи вопросов, а на заполнение уходят месяцы (хотя Украина справилась за рекордные менее двух недель).

Европейский совет предоставил Украине статус кандидата в члены ЕС в июне 2022 года. С тех пор Украина получила доступ к «кандидатской» финансовой помощи ЕС. В то же время Украина обязалась провести ряд реформ, чтобы перейти к следующему пункту — официальному старту переговоров с ЕС.

Одно только кандидатство не гарантирует дальнейшее продвижение. Необходимые реформы для Украины перечислили в форме 7 рекомендаций:

  • внедрение законодательства о процедуре отбора судей Конституционного Суда Украины;
  • завершение проверки добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета юстиции и отбор кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей;
  • усиление борьбы с коррупцией, завершение назначения нового руководителя САП и нового директора НАБУ;
  • соответствие законодательства о борьбе с отмыванием денег стандартам FATF и принятие стратегического плана реформирования правоохранительного сектора;
  • реформа медиаотрасли — приведение украинского законодательства в соответствие с Директивой ЕС об аудиовизуальных медиауслугах;
  • введение «антиолигархического закона»;
  • завершение реформы законодательной базы в отношении национальных меньшинств.

Верховная Рада принимала необходимые евроинтеграционные законы практически до последней минуты перед началом саммита в Брюсселе. Тогда президент Зеленский объявил, что Украина выполнила все семь рекомендаций и сделала все, чего от нас ожидали. В конце концов, официальные переговоры о вступлении были согласованы.

А что дальше?

Теперь работы только прибавится. На этом этапе страна-кандидат переходит к принятию решений, чтобы интегрировать в свое законодательство огромный объем правил и норм ЕС.

Эти правила разделены на разные сферы политики, каждую из которых будут обсуждать отдельно. Впереди у Украины — 35 глав по имплементации правил ЕС: касательно внешних отношений и политики, финансового контроля, науки, образования, транспорта, энергетики, налогов, экономической политики, социальной политики, промышленности и т.д.

ЕС проводит с кандидатом детальный анализ каждой сферы политики, чтобы определить, насколько хорошо подготовлена ​​страна. Для большинства глав ЕС установит контрольные показатели закрытия в этой позиции, которых должна достичь страна-кандидат до того, как можно будет завершить переговоры относительно соответствующей сферы.

Как долго это продлится?

Темп переговоров зависит от скорости реформ и согласования с законодательством ЕС. Продолжительность переговоров может быть разной — если две страны начнут переговоры одновременно (как Украина и Молдова), это не гарантирует, что они также финишируют вместе.

Никакие переговоры по какой-либо отдельной главе не закрывают, пока каждое правительство ЕС не будет удовлетворено прогрессом кандидата в этой сфере политики. Весь переговорный процесс окончательно завершается только после закрытия всех 35 глав.

После переговоров подписывается договор присоединения. Он закрепляет членство страны в ЕС. В договоре будут перечислены детали и условия членства, все переходные договоренности и конечные сроки, а также детали финансовых договоренностей.

Договор не будет окончательным и обязательным для выполнения, пока не получит поддержку Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента, подписи и ратификацию от всех стран-членов ЕС.

Подписание договора также не означает, что процесс окончен. Страна-кандидат переходит в статус присоединяющейся к ЕС страны. Полноправным же членом ЕС она станет уже в дату, указанную в договоре.

До этого времени страна пользуется специальными правами. Например, может комментировать проекты предложений ЕС, рекомендации или инициативы и имеет статус активного наблюдателя в органах и агентствах ЕС (то есть может высказываться, но не голосовать).

Следовательно, скорость дальнейшего продвижения Украины на пути евроинтеграции будет зависеть от скорости обработки каждого пункта и эффективности тактики, которую выбрали или будут выбирать украинские власти.