Министерство соцполитики опубликовало законопроект, в котором предлагает усилить контроль за работой физических лиц-предпринимателей (ФЛП, по-украински ФОП). В частности, закон определяет «признаки трудовых отношений», в случае обнаружения которых сотрудничество компании с ФЛП будет считаться уклонением от найма. Почему правительство хочет объявить «войну» ФЛП — разбиралось Громадское.

Ярослав Винокуров


Министерство соцполитики Украины опубликовало законопроект, в котором предлагает усилить контроль за работой физических лиц-предпринимателей (ФЛП, по-украински ФОП, фізична особа підприємець). В частности, закон определяет «признаки трудовых отношений», в случае обнаружения которых сотрудничество компании с ФЛП будет считаться уклонением от найма. За такие нарушения работодателя будет ждать штраф до 120 тыс. гривен ($4,4 тыс.). Почему правительство хочет объявить «войну» ФЛП — разбиралось Громадское.

В чем суть законопроекта?

Министерство социальной политики предлагает законодательно определить признаки трудовых отношений между компанией и ФЛП. Среди них:

  • периодичность получения вознаграждения за работы или услуги;
  • предприниматель предоставляет услуги по поручению и под контролем компании;
  • полученное вознаграждение — единственный источник дохода предпринимателя или составляет 75% и более от дохода в течение шести месяцев;
  • предприниматель выполняет работу на рабочем месте и придерживается внутренних правил компании;
  • предприниматель выполняет работы (предоставляет услуги), подобные тем, которые выполняют штатные работники работодателя;
  • компания предоставляет предпринимателю оборудование и все необходимое для работы;
  • компания, которая получает услуги, определяет продолжительность рабочего времени и продолжительность отдыха (отпуска).

Если хотя бы три из перечисленных пунктов характерны для взаимоотношений между ФЛП и компанией, то их будут считать трудовыми. Как следствие — компанию, на которую работает ФЛП, обяжут трудоустроить его официально и платить соответствующие отчисления в бюджет из его заработной платы. Если работодатели не выполнят требования, их ожидает штраф до 120 тыс. гривен ($4,4 тыс.).

Почему работодатели не хотят нанимать работников, а используют ФЛП?

Каждая компания, у которой есть официально трудоустроенные работники, платит за них единый социальный взнос (ЕСВ) — 22% от зарплаты работника. То есть ЕСВ, по своей сути, является налогом на наемный труд: больше работников — больше нужно платить. Понятно, что предприятиям это невыгодно.

Кроме того, что каждый официально оформленный работник увеличивает расходы компании, предприятия из-за значительной налоговой нагрузки уменьшают уровень мотивации своих работников.

Например, компания нанимает на работу работника, которому обещает зарплату размером 10 тыс. гривен ($370). С этой зарплаты государство вычислит 19,5% налога на доходы физических лиц и военного сбора, а работодатель должен перечислить государству дополнительно еще и 22% ЕСВ. В конечном итоге работодатель потратит на работника 12,2 тысячи гривен ($450), а промотивует его на 8,05 тысячи гривен ($300). Налогами и сборами государство займет около трети расходов работодателя на работника.

Более того, используя ФЛП вместо найма, работодатель не обязан предоставлять такому работнику государственные социальные гарантии, такие как больничный, отпуск или декрет, ведь ФЛП — это «предприятие», а предприятия не могут заболеть или взять декретный отпуск.

Использование ФЛП вместо найма работника позволяет компании не только не платить 22% ЕСВ, но и лучше мотивировать такого работника.

Например, обещая работнику-ФЛП 10 тыс. гривен, работодатель ему эти же 10 тыс. гривен и заплатит. Однако самому работнику придется из них заплатить 5% единого налога и ЕСВ с минимальной зарплаты, то есть 918 гривен ($34). В общем работник заплатит государству 1418 гривен ($52,7), и получается, что работодатель промотивует его на 8582 гривны ($318,7). При этом, чем большей является «зарплата» ФЛП, тем больше выгода, ведь ЕСВ рассчитывается из минимальной зарплаты.

Чаще всего схему с ФЛП используют в ІТ-отрасли, медиа и в случаях,  когда люди работают на аутсорс. То есть, в основном это креативный класс, где главным источником заработка является талант и человеческий капитал.

Для чего государству бороться с ФЛП?

Ответ в ЕСВ. Этот сбор — главный источник наполнения Пенсионного фонда. Государству выгодно, чтобы ЕСВ платили со всей суммы дохода работников.

Денег в Пенсионном фонде постоянно не хватает. То есть, взносов, все работодатели страны платят за своих работников и всех взносов, которые платят ФЛП, не хватает даже для того, чтобы выплатить пенсионерам в среднем по 2645 гривен ($98,2) в месяц, не говоря уже о повышении.

То, чего Пенсионному фонду не хватает, компенсирует государственный бюджет. Так, в 2017 году из бюджета на выплату пенсий направили 141,3 млрд грн ($5,25 млрд), это почти половина поступлений Пенсионного фонда. В 2018 году — 139,3 млрд грн ($5,17 млрд), что составило около 40% доходов фонда.

Однако даже этих доходов в прошлом году не хватило для выплаты пенсий, поэтому бюджет занимал Пенсионному фонду дополнительных 11 млрд грн ($410 млн).

Именно поэтому правительство так настойчиво ищет новые источники доходов, которые можно было бы направить на выплату пенсий, особенно в год двойных выборов. И борьба со схемой ФЛП является одним из таких источников.

Какова реакция общественности?

Правительственная инициатива уже вызвала критику бизнеса и экспертов.

«Инициативы социального блока правительства все больше напоминают «разнарядки» прошлого века: то разродятся директивой установления размера зарплат для топ-менеджмента компаний и прогрессивной ставкой единого социального взноса для высоких доходов, то делают маневр по возвращению силовых полномочий Пенсионному фонду и запуска дискриминационного механизма признания трудовых отношений», — прокомментировал Громадскому инициативу Минсоцполитики Вячеслав Черкашин, старший налоговый аналитик Института социально-экономических трансформаций и эксперт «Реанимационного пакета реформ».

Больше всего замечаний борьба правительства со схемой использования ФЛП вызвала у представителей ІТ-бизнеса.

«Министерство социальной политики предлагает отойти от имеющегося формата сотрудничества со специалистами и вместо этого нанимать их на работу. Ассоциация считает, что для украинской ІТ-индустрии этот законопроект является неприемлемым, ведь он ставит под угрозу развитие отрасли», — сообщают в ІТ-ассоциации Украины.

В любом случае, изменения для ФЛП пока существуют лишь в виде законопроекта, который правительство обнародовало для обсуждения. Для его принятия могут понадобиться месяцы, если до этого вообще дойдет дело.

«Я был сильно раздражен очередным приступом зуда по ФОПам, поэтому начал дергать разных инсайдеров. Все они выдали мне одинаковую информацию: не будет ни одного наступления на ФОПов в год выборов, это консенсус всех, кто участвует в принятии решений», — сообщил Громадскому соучредитель гражданской платформы «Новая страна» Валерий Пекар.

Что дальше?

Даже если Верховная Рада не примет предложенные правительством изменения, есть все основания полагать, что попытки найти новые источники поступлений в Пенсионный фонд не прекратятся.

В последнее время Министерство соцполитики предложило сразу несколько инициатив, которые могут так или иначе усложнить жизнь некоторым украинским налогоплательщикам. В частности, там хотят увеличить ставку ЕСВ для предприятий с опасными условиями труда, поднять максимальный порог ЕСВ для высоких зарплат (размером более 15 минимальных зарплат) и тому подобное.

А недавно в Пенсионный фонд направили все поступления государства от растаможивания «евроблях». Однако хватило их только для выплаты месячной пенсии для четверти пенсионеров.

Этот материал также доступен на украинском языке

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Поделиться: