Плагиат редактора: как журнал Vogue UA стал героем главного медиа-скандала недели

Главного редактора украинского глянцевого журнала Vogue Ольгу Сушко временно отстранили от своих обязанностей. За два дня Сушко несколько раз уличили в плагиате, поэтому издатели журнала решили провести внутреннее расследование. Громадское рассказывает о главном медиа—скандале этой недели.

Главного редактора украинского глянцевого журнала Vogue Ольгу Сушко временно отстранили отобязанностей. За два дня Сушко несколько раз уличили в плагиате, поэтому издатели журнала решили провести внутреннее расследование. Громадское рассказывает о главном медиа-скандале этой недели.

Десять сомнительных текстов

Все началось с поста в телеграм-канале «Киёв Фэшн Лавэз» о том, что редакторская колонка Ольги Сушко в октябрьском номере журнала почти слово в слово повторяет колонку в журнале Harper's Bazaar 2006 года, которую написала журналистка и на тот момент главред журнала Шахри Амирханова. Текст Сушко, в отличие от оригинала, был немного сокращен и переписан в некоторых местах, но большинство предложений были скопированы полностью.

В тот же день Ольга Сушко прокомментировала обвинения в Facebook. Она написала, что колонку за нее писал «проверенный автор», поскольку из-за большого объема работы она не успела это сделать сама. Сушко назвала ситуацию ошибкой и извинилась перед Амирхановой, назвав ее «талантливым автором». Сама Амирханова в одном из комментариев на Facebook написала, что «тронута тем, что эта девочка хранила мое письмо 12 лет».

Но на этом дело не закончилось. «Киёв Фэшн Лавэз» начал целое расследование по плагиату в журнале, запустив #сушкогейт. Выяснилось, что ноябрьская колонка Сушко также повторяет текст Амирхановой, опубликованную в мае 2014 года. Потом Амирханова сказала, что это не ее текст — видимо, кто-то просто подписался ее именем. Дальше в еще одной колонке Сушко нашли куски из публикаций российских журналистов Марины Прохоровой и Геннадия Иозефавичуса.

Колонка Сушко в сентябрьском номере Vogue UA также оказалась, по сути, когда-то написанной Амирхановой. В апрельской колонке нашли часть из текста кинокритика Андрея Плахова в российском «Коммерсанте». В еще одной — часть текста главного редактора портала «Такие дела» Валерия Панюшкина, который был опубликован на «Снобе» в 2017 году. Всего #сушкогейт пока насчитал десять текстов, в которых были признаки плагиата — но «Киёв Фэшн Лавэз» не останавливается, и пишет, что это наверняка не окончательная цифра.

Вечером 31 октября, на второй день после начала скандала, наконец отреагировали издатели журнала. Condé Nast International и ООО «Медиа Группа Украина» сделали совместное заявление, в котором сказали, что «категорически против плагиата» и сообщили о временном отстранении Сушко от должности на время внутреннего расследования. Ольга Сушко это решение не комментировала.

Прощание с репутацией

Скандал стал топ-темой украинского Facebook и даже всплыл на дипломатическом уровне. 30 октября министр иностранных дел Украины Павел Климкин, после заседания Совета безопасности ООН написал твит: «Раньше в МИД РФ писали тексты для пропагандистских каналов, теперь эти каналы пишут тексты для МЗС😉 Но, в конце концов, это все во многом одна кухня». МИД России не остался в долгу и ответил, что «раньше колонку редактора писала Шахри Амирханова, теперь ее перепечатали в Vogue Ukraine за подписью Ольги Сушко. Это факт. А то, что написали Вы — фейк».

Некоторые коллеги, наоборот, поддержали Сушко — в комментариях под ее постом об «ошибках» слова поддержки написали писательница Ирена Карпа, главред издания clutch.ua Юлия Буговская, редактор L'Officiel Hommes Юрий Амосов.

«Если редактор работает на мировые бренды, то о плагиате не может быть и речи. Это настолько очевидно для западных партнеров, что они не могут даже представить, что человек, дослужившийся до должности главреда, может на такое пойти, — комментирует Громадскому Наталья Гузенко, журналист и главный редактор Harper's Bazaar Украина с 2008 по 2014 года. — Если в ходе расследования плагиат подтверждается, то редактора снимают с занимаемой должности очень быстро».

По мнению Гузенко, для Vogue Ukraine, при должном поведении издателя, эта ситуация даже может дать плюсы и журнал станет «более уважаемым». «У украинского Vogue сильная команда, бренду Vogue более 125 лет. Это важнее, чем непрофессионализм одного наемного сотрудника. ИД и, конечно же, Condé Nast, владелец бренда Vogue, должны показать свою позицию относительно недопустимости плагиата и провести соответствующие кадровые изменения. На данный момент их реакция, конечно, была запоздалой. Молчание подняло градус негатива», — считает она.

По словам Гузенко, для Ольги Сушко история с плагиатом стала серьезным ударом по репутации — в Украине еще не было подобных отстранений от должности. Дальше, скорее всего, за плагиатом в СМИ будут следить строже — а редакторы начнут отслеживать недобросовестных журналистов. «Впрочем, когда речь идет об Украине, трудно что-то предсказывать, если большинство все же считает плагиат оправданным, то все быстро вернется на круги своя», — заключает Гузенко.