Почему бригады становятся стартапами

О том, что военным подразделениям теперь недостаточно просто воевать — они должны становиться чем-то вроде стартапов, я вслух рассуждаю вместе с Алексеем Губановым — ныне военным, а в гражданской жизни директором Волынской бизнес-школы Национального университета «Острожская академия». Он — заместитель командира роты «Гонор», о которой мы как раз снимаем репортаж.
«У нас так и есть. Как раз мы так, собственно, все и делаем», — отвечает на мое предположение Губанов, с которым мы в начале августа беседуем под Купянском. В те дни «Гонор» как раз организовывал благотворительный заплыв, чтобы собрать 2,4 миллиона гривен на два гранатомета. Перед этим мы наблюдали, как военные испытывают своего нового «побратима» — дистанционно управляемый пулемет на платформе с колесами — турель. Так сами военные называют его, железного пехотинца. «Волки Да Винчи», частью которых является «Гонор», консультируют разработчиков и вместе совершенствуют конструкцию, ведь испытания на полигоне не сразу покажут все пробелы.
«Те, кто не имеют непосредственного отношения к боевым действиям, многие вещи не понимают, поэтому стопроцентно необходимо объединение инвесторов, разработчиков, интеллектуалов с участниками боевых действий для того, чтобы это было максимально практично и эффективно», — говорит Губанов.
Такое превращение бригад и других подразделений в стартапы происходит повсюду на фронте. Теперь они не только показывают свое мастерство на поле боя — они должны еще и развиваться инновационно, много вкладываться в медийную составляющую, чтобы повышать узнаваемость. Большая узнаваемость дает возможность быстрее закрывать необходимые сборы, легче достучаться до волонтеров и, что не менее важно, рекрутировать новых людей.
Один из самых успешных военных ютуб-каналов с 670 тысячами подписчиков — у Третьей штурмовой бригады. В этой бригаде придают важное значение медийной составляющей. Летом бригада также начала публичную кампанию по набору новичков — борды с комбригом Андреем Билецким и другими командирами вы могли видеть в украинских городах. Вместе с хорошим снаряжением и подготовкой новичков все это работает на имидж бригады, в которую выстраиваются очереди добровольцев. Не ожидая тех, кого пришлют ТЦК, военные подразделения сами все активнее призывают вступать в их ряды. Подразделения ищут не только финансовые ресурсы или технику, но и собирают себе команду.
Как бы разные военные не относились к личности Валерия Маркуса, но от многих я слышала признание его заслуги по фандрайзингу. Для своей теперь уже бывшей 47-й бригады он за два часа собрал 6 миллионов гривен на дроны. Скорость, как говорится, впечатляет.
То, что публичность конвертируется в донаты, очень быстро поняли и другие бойцы. Теперь они развивают свои Telegram-каналы, Instagram- или Facebook-страницы не только для информационного воздействия, а прежде всего, чтобы подразделение было легче обеспечивать необходимым.
В конце концов, я спрашиваю Губанова, насколько это целесообразно и рационально. Почему сами же военные должны искать себе технику и собирать деньги?
« Я абсолютно не против, чтобы этим занимались системно в министерстве, в государственных органах или волонтеры, но мы также будем этим заниматься, потому что нам это надо больше всех. Кому больше надо, тот это и делает», — отвечает военный.
- Поделиться: