Почему молодежь из «поколения двухтысячных» живет с родителями
Молодежь в странах Запада не спешит покидать родительский дом. В США процент людей в возрасте от 18 до 34 лет, которые до сих пор живут с родителями, крупнейший за последние 80 лет.
Текст: Ольга Токарюк
Молодежь в странах Запада не спешит покидать родительский дом. В США процент людей в возрасте от 18 до 34 лет, которые до сих пор живут с родителями, крупнейший за последние 80 лет. В Евросоюзе в отчем доме живет почти половина молодых людей такого же возраста, но ситуация существенно различается на севере и юге континента.
Что же побуждает молодежь дольше оставаться в родительском гнезде и чем обусловлены региональные различия? Действительно ли «поколение двухтысячных» такое инфантильное, как его малюют?
«Я покинул родительский дом, когда мне было 20. Переехал в студенческое общежитие в городе неподалеку, чтобы учиться в университете», — рассказывает Хенрик Хорнеман из Дании. История Хенрика — типичная для стран Северной Европы, где молодежь рано «вылетает из гнезда».
Матильда Тудор из Швеции впервые сняла отдельное жилье вместе с друзьями, когда ей было 17. В течение следующих лет она много путешествовала и жила за границей, время от времени возвращаясь в родительский дом. По ее словам, большинство ее друзей в Швеции окончательно уезжают из отчего дома в 19 лет, когда заканчивают школу. Впрочем, некоторые начинают жить самостоятельно с 16 — особенно молодые люди из маленьких сел, которые переезжают учиться в город.
По данным Европейского бюро статистики, в Швеции молодежь прекращает жить с родителями в среднем в 20 лет, в Дании — в 21. В 25 лет оставляют родительский дом молодые люди в Великобритании, Франции, Германии. Зато в южных странах ЕС наблюдается обратная тенденция — в Италии молодежь начинает жить самостоятельно в среднем в 30 лет, в Испании — в 29.
В мае суд города Кастро Урдиалес на севере Испании назвал «слишком ленивой, чтобы самостоятельно зарабатывать» 23-летнюю девушку, которая пыталась через суд получить финансовую помощь от родителей. Испанка требовала, чтобы те ежемесячно выплачивали ей 300 евро на жизнь. На решение суда повлияло то, что она не захотела получать высшее образование и не закончила финансируемые родителями курсы ИТ.
«Дети-паразиты не могут без всякого труда претендовать на деньги родителей. Родители все чаще обращаются в суд с вопросом — как выпроводить их из дома?» — комментирует BBC ситуацию председатель Ассоциации семейного права Испании Мария Долорес Лосано.
«Поколение двухтысячных», которое еще называют «миллениумы», часто обвиняют в инфантильности и нежелании брать на себя ответственность. Возможно, в отдельных случаях так и есть — но как тогда объяснить, что «двухтысячники» Скандинавии так сильно отличаются от испанских?
«Государство благоденствия»
Ключ к разгадке в значительной мере лежит в экономической плоскости. «Главная причина, почему молодежь имеет возможность оставлять родительский дом так рано — это датское «государство благоденствия», — говорит Хенрик Хорнеман. Это понятие включает широкую сеть государственной поддержки молодых людей, в том числе финансовой.
Хенрик Хорнеман. Фото из личного архива
«Обучение в университете бесплатное, кроме того, все студенты получают грант от государства, который покрывает часть расходов на жизнь», — говорит Матильда Тудор, и добавляет, что в Швеции высшее образование также бесплатное, а правительство предоставляет студентам займы на выгодных условиях для оплаты ежедневных расходов.
Совсем иная ситуация в Италии. Элизабетта Вакка, которая родом из Сардинии, объясняет, что учиться в другом городе очень дорого. За университет нужно платить, так же как и за аренду жилья. Общежития в Италии — редкость, государство компенсирует часть расходов на проживание и обучение только студентам из бедных семей. О стипендиях, которые покрывают основные расходы студентов, как в Дании, итальянцы только мечтают.
По словам Элизабетты, она могла учиться в университете Болоньи только потому, что оба ее родителя работают — чудо для юга Италии, где уровень безработицы очень высок. Другой фактор, который позволил девушке оставить родительский дом очень рано по итальянским меркам (в 20 лет) — то, что ее родная сестра осталась жить с родителями.
«Она очень привязана к малой родине. Я знала, что она захочет учиться в нашем городе и жить с родителями. Если бы и она захотела переехать, наши родители вряд ли смогли бы это оплатить», — объясняет Элизабетта Вакка.
С окончанием университета проблема для молодых людей в южных странах Европы не исчезают. Уровень безработицы среди молодежи в Испании бьет все рекорды: он составляет 43%, в Италии — 38%. Зато в Дании не имеет работы только каждый десятый.
«Даже молодежь, которая работает, часто не может позволить себе покупку или аренду жилья, — продолжает Элизабетта Вакка. — Контракты обычно кратковременны, а найти стабильную работу можно только после нескольких лет плохо оплачиваемой работы, а то и бесплатных стажировок. Поэтому молодые люди вынуждены оставаться в родительском доме и экономить».
В качестве примера Элизабетта приводит свою родную сестру Лючию, которая после успешного окончания обучения в университете работает, не получая платы:
«Выпускники юридического факультета, чтобы получить допуск к экзамену по адвокатуре, должны обязательно пройти 1,5-годичную стажировку в офисе адвоката-практика. На юге Италии платить стажерам не принято, даже минимум. Поэтому моя дипломированная сестра вынуждена на выходных подрабатывать официанткой, в общем работая 50 часов в неделю».
Элизабетта Вакка. Фото из личного архива
В Швеции безработных молодых людей больше, чем в других северных странах — и даже это не мешает их самостоятельности. По словам Матильды Тудор, государство оказывает им помощь путем социальных выплат и программ трудоустройства. Благодаря этому молодежь имеет возможность оплачивать жилье, несмотря на все сложности.
Культурные различия
Итальянка Элизабетта считает, что ей повезло — она съхала от родителей в 20 лет, получила качественное университетское образование, а сейчас работает преподавателем во Франции. Девушка признается, что сразу после переезда ее шокировало то, как живет молодежь в этой стране:
«Как итальянке мне было очень странно, что французские молодые люди выбирают обучение в другом городе, даже если там, откуда они родом, есть такой факультет. Более того, молодежь съезжает от родителей, чтобы жить самостоятельно в том же городе! Это казалось мне просто расточительством».
Пожив некоторое время во Франции, Элизабетта выяснила, что государство там оказывает экономическую поддержку молодежи, которая стремится к самостоятельности — для малообеспеченных студентов существуют стипендии, пособия для аренды жилья. Но есть и культурный фактор.
«И родители, и дети здесь соглашаются с тем, что после наступления совершеннолетия дочери и сыновья должны покинуть родительский дом и начать самостоятельную жизнь», — говорит девушка.
О культурных различиях, которые влияют на время «вылета из гнезда», говорит и Матильда Тудор:
«В то время как, например, США традиционно определяют свободу гражданина как свободу от влияния государства, Швеция традиционно считает его свободой от влияния и давления семьи. Исходя из этих соображений, государство обеспечивает всем равные возможности, независимо от их происхождения».
Тех, кто долго живет с родителями, во Франции с насмешкой называют «Танги» — как героя одноименного фильма о 28-летнем парне, который никак не может съехать от родителей.
Франция предоставляет экономическую поддержку молодежи, которая стремится к самостоятельности — для малообеспеченных студентов существуют стипендии, пособия для аренды жилья (на фото — студенты возле одного из корпусов французского Университета Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс) Фото: Александр Назаров / Громадское
«Когда я показала эту ленту своим родителям и сестре, то они, конечно же, хохотали, потому что это комедия. Но в конце спросили: “А что плохого в том, чтобы остаться в родительском доме?”», — вспоминает итальянка Элизабетта Вакка.
В Дании, по словам Хенрика Хорнеман, существует определенное осуждение тех, кто в 25 лет еще не покинул родной дом. В Швеции, где равноправия между полами закреплено на многих уровнях, особенно негативно относятся к мужчинам, которые долго живут вместе с мамой, «которая вынуждена стирать их вещи и мыть посуду», говорит Матильда Тудор. На шведском телевидении даже существует реалити-шоу под названием «Молодые и испорченные», в котором высмеивают молодежь, которая отказывается покидать родительский дом.
Матильда, которая преподает в университете и ежедневно общается с представителями «поколения двухтысячных», говорит, что считать всех, кто живет с родителями ленивыми и незрелыми — ошибка.
«Стоит обратить внимание на причины этого — уменьшение социальных расходов, безработица и рост у молодых людей психических расстройств, связанных со стрессом», — убеждена она.
Итальянка Элизабетта также уверена, что жить с родителями — не значит отказываться взрослеть, и снова апеллирует к примеру сестры:
«Лючия закончила университет, работает с 18 лет, чтобы иметь финансовую независимость от родителей, купила мотоцикл на заработанные деньги, 8 лет встречается с парнем, а недавно подала свою кандидатуру на выборы в местные советы. Да, она до сих пор живет с родителями, но это отнюдь не означает, что ей не хватает самостоятельности».
- Поделиться: