Почему на самом деле Украина не покупает у России газ?

Партия «Народный фронт» утверждает, что мое «заявление» о том, что, мол, это не Украина отказалась от российского газа, а Россия перекрыла его поставки, является неправдивым и недобросовестным. В НФ требуют от меня извинений перед обществом.

Насколько понимаю, речь идет об этих моих словах в интервью:

«Знаете, многие политики рассказывают всем, что это они в 2014 году приняли решение отказаться от российского газа: мол, вот какие мы молодцы.

А на самом деле?

— На самом деле это не Украина отказалась от российского газа, а Россия в 2014-м перекрыла нам газ. Это не мы отказались покупать газ из РФ, а Газпром перекрыл поставки газа в Украину. И вариантов у нас было немного: либо идти на политические уступки Кремлю, а это означало бы признать аннексию Крыма и оккупацию Донбасса. Или оставить почти 90% украинских семей без газа для обогрева своих жилищ. Мы понимали, что зиму — а она была очень холодной — мы не пройдем.

«Народный фронт» в ответ на мои слова утверждает:

«Правда, на самом деле, противоположная. Россия была не только готова поставлять газ в Украину, но и очень хотела этого в обмен на наше поражение, безопасность и независимость. Правительство Арсения Яценюка не пошло на уступки российскому агрессору».

То, что мои слова являются правдивыми и добросовестными, подтверждают многие факты.

Но специально для «Народного фронта» оставлю видео с выступлением лидера этой партии, Арсения Яценюка, перед Верховной Радой, где он сам очень четко говорит, что именно Россия перекрыла газ:

Это выступление состоялось через день после прекращения поставок (17 июня 2014-го), то есть «по свежим следам», и поэтому сложно было что-то перепутать.

Неудивительно, что «Народный фронт» сейчас не соглашается ни с этим фактом, ни с утверждениями самого Арсения Яценюка.

Идем дальше. «Народный фронт» говорит, что «в марте 2014-го правительство поставило Нафтогазу задачу добиться от Газпрома справедливой цены на газ, поскольку на тот момент действовала кабальная норма предыдущего режима "бери или плати"».

Помню, как Яценюк отправил Коболева в Москву просить Газпром оставить «скидку Януковича». Коболев поехал, но Газпром отказал. Мало того, напомнил о миллиардных долгах за реально поставленный газ. При чем здесь «бери или плати», не совсем понятно.

«Народный фронт» говорит, что «в надежде на тогдашнюю слабость Украины, Газпром отверг справедливые требования нашей стороны и выдвинул неприемлемые претензии. В результате Украина законно сознательно отказалась от приобретения газа в российских условиях, что и в полной мере реализовано после открытия реверсных поставок из Словакии. Это красноречиво подтверждает и тот пример, что в утвержденном балансе газа на 2015 год уже не упоминается Газпром и содержатся указания увеличить реверсные мощности».

Также я помню, как сам господин Яценюк считал «справедливыми» требования оставить «скидку Януковича».

Он даже потом настоял требовать этого в Стокгольмском арбитраже.

Но арбитраж не согласился со справедливостью таких требований, поскольку в соответствующем приложении к контракту черным по белому было написано, что скидка продлевается на следующий квартал, только если Газпром в письменном виде на это соглашается, а Газпром не согласился.

К счастью, я вместе с внешними юристами настоял, чтобы мы требовали в арбитраже также пересмотра цены просто до рыночного уровня, поскольку основания для этого были предусмотрены контрактом. И это наше исковое требование арбитраж удовлетворил.

Но главное, что после того, как Россия отказалась продлевать действие «скидки Януковича» на 2-й квартал 2014 года, мы не только не отказались от приобретения газа у Газпрома, а, наоборот, начали фактически по максимуму отбирать газ у Газпрома и закачивать его в подземные хранилища.

Так было пока нас Газпром не перевел на режим подписки, поскольку мы не погасили долги и не платили по новой цене. По подписке по новой цене мы тоже не заплатили, и тогда Газпром перекрыл газ.

То есть, если упростить, правительство Яценюка хотело покупать российский газ, просто по более низкой цене. Газпром отказался, и именно Газпром перекрыл поставки газа.

Прокомментирую и другие фрагменты заявления «Народного фронта»:

«С апреля 2014-го правительство начало подготовку к арбитражным процессам. Как хорошо известно всем причастным к этому специалистам, премьер-министр Арсений Яценюк лично сопровождал эту работу, обеспечивал масштабную международную поддержку действиям для достижения энергетической независимости страны, участвовал в выборе юридических советников, а также в разработке тактики ведения арбитража».

Действительно, Арсений Яценюк это делал (ну кроме «разработки тактики ведения арбитража»). И я об этом много писал. Не совсем понятно, к чему это здесь.

Но если уж НФ об этом пишет, то справедливо будет добавить, что, во-первых, у нас было два арбитража: по контракту на покупку газа и по контракту на транзит газа.

Так вот, выиграли мы $4,6 млрд в арбитраже по контракту на транзит, который инициировал я. О том, что мы начали этот второй арбитражный процесс, Яценюк узнал из моего поста на Facebook.

И даже в первом процессе, по контракту на покупку газа, в котором Яценюк в начале действительно сыграл значительную роль, арбитраж, повторюсь, не удовлетворил требования, на которых настаивал Яценюк («скидка Януковича»), а удовлетворил требования, которые предложили мы (рыночная цена).

Утверждение «Народного фронта»:

«Кроме этого, правительство разработало четкий план действий в ситуации, если Газпром откажется от поставок газа осенью 2014 года. Таким запасным вариантом стал словацкий реверс. Эта важная опция и другие продуманные шаги заставили Газпром уйти в 2014 году на так называемый «зимний пакет», который дал возможность Украине получить в то время необходим газ».

Мне не совсем понятно, чьи это были «продуманные шаги». Ну и уточню, что «четкий план» разрабатывал Нафтогаз, а правительство его утверждало.

Очевидно, что «словацкий реверс» — это слишком технический уровень для правительства. Поэтому предлагал его Нафтогаз и Укртрансгаз. На переговорах при этом присутствовал Игорь Диденко, тогда заместитель министра энергетики. Он действительно помогал, ему за это спасибо. Но даже при такой политической поддержки сначала это не удавалось сделать (четкий план, говорите?).

За счет чего это удалось сделать — писал здесь.

Также замечу, что «зимний пакет», то есть закупка газа у Газпрома, который, кстати, инициировало и подписывало правительство Яценюка, уже не был критическим для Украины, поскольку тогда (в конце 2014-го) словацкий реверс, контракт со Статойлом, о котором я договорился еще в середине года, стали уже не «запасным», а основным вариантом. Это «зимний пакет» был для нас запасным вариантом на случай, если зима будет холодной и мощностей по реверсу будет мало.

«Народный фронт»: «Примечательно, что под нынешним« транзитным договором», в котором заложено невыгодные Украине условия, стоит подпись именно господина Витренко. Следует напомнить, что именно господин Витренко настаивал еще в 2009 году, что обоснованная ставка транзита должна быть не менее $5. Можно сравнить эту категорическую когда-то позицию с нынешним договоренностям.

Странным выглядит то, что украинские переговорщики не сумели добиться повышения транзитной ставки и она осталась на уровне, ниже среднего уровня контракта 2009 года».

Во-первых, я не знаю, о каких «невыгодных Украине условиях» здесь идет речь. Хотелось бы почитать более предметную критику, с обоснованием, почему какой-то лучший вариант был бы возможным.

По поводу ставки транзита, здесь я не буду прятаться за формальностями вроде того, что тарифы на транспортировку газа устанавливает Регулятор, а Нафтогаз лишь добавляет свою маржу, и тариф по европейским правилам, которые Народный фронт может не понимать в полной мере зависит от целого ряда параметров, которые могли существенно измениться по сравнению с 2009 годом.

Главное то, что, в отличие от 2009 года, Газпрому не нужен транзит в значительных объемах через Украину, по крайней мере в этом нет критической необходимости.

В 2011 году был запущен «Северный поток - 1», мощность которого (более 55 млрд кубов) значительно превышает половину объема транзита, который шел через Украину.

Недавно была запущена первая ветка «Турецкого потока». Со второй ветвью его мощность превысит 30 млрд кубов.

Дополнительно Россия значительно нарастила мощности для экспорта сжиженного газа с Ямала. И это уже не говоря о «Северном потоке - 2».

То есть сейчас переговорная позиция Украины с этой точки была гораздо слабее, чем в 2009 году. Удивительно, как это можно не понимать.

В таких условиях значительное повышение ставки транзита (а она все же повысилась), особенно учитывая значительное (в разы — по сравнению даже с 2009 годом) снижение цен на газ на европейском рынке вряд ли можно было считать конкурентным и экономически обоснованным.

Наша победа не в том, что украинские политики вроде отказались от поставок российского газа.

Здесь неуместный пафос заявления «Народного фронта» о «дискредитации Украины», об «усилиях многих настоящих профессионалов и патриотов», о «важной экономической, политической и даже психологической победе всей Украине».

Наша общая победа в том, что когда Газпром перекрыл газ, мы нашли альтернативные поставки и выжили без политических уступок России.

Откровенно говоря, мне не удивительно, что Яценюк может не хотеть понимать правды, даже в ситуации, когда он ее озвучивал с трибуны Верховной Рады.

Это — диагноз устаревшим порядкам в системе власти. Когда лояльность является выше профессионализма.

Я очень раздражал Яценюка своей позицией. Насколько мне известно, он неоднократно пытался меня уволить.

И это при том, что, как показываю на фактах, именно моя команда, вопреки обстоятельствам, смогла заместить поставки от Газпрома поставками по реверсу из Европы. Без этого правительство Яценюка было бы вынуждено «просить пощады» у Путина, или объяснять украинцам, почему они должны замерзать без тепла и газа.

Также именно мы с командой сделали так, что в Стокгольмском арбитраже мы выиграли, а не проиграли. Чтобы сейчас говорил Яценюк, если бы мы в арбитраже проиграли только по искам, на которых он лично настаивал.

Пишу это не для того, чтобы показать, что я и моя команда являются уникальными для Украины. Нет, пишу это, чтобы показать, что мы выиграли благодаря профессионалам, которые раздражали Яценюка, а не благодаря его партнерам и политическим назначенцам.

Мы, как общество, должны сделать выводы из того, как оказались на краю пропасти и за счет чего спаслись. А эти устаревшие порядки в системе власти должны оставаться в истории.

P.S. Многие мои друзья так или иначе были или остаются связанными с «Народным фронтом». С кем-то мы были на Майдане, с кем-то мы вместе делали реформы. Я всем им благодарен. Уверен, что у меня с ними есть общая цель и общее будущее. А это заявление «Народного фронта» — это просто недоразумение, которое скоро забудется.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора