Почтальон из Шотландии, исполнявший матросские песни, стал звездой TikTok и начал карьеру профессионального музыканта

Нейтан Эванс из Шотландии, который стал звездой TikTok благодаря матросской песни XIX века. Но как?
Нейтан Эванс из Шотландии, который стал звездой TikTok благодаря матросской песни XIX века. Но как?Polydor Records / Twitter

Нейтан Эванс, 26—летний почтальон и музыкант—любитель из шотландского города Эйрдри, меньше чем за месяц стал известным во всем мире. А все благодаря TikTok и матросской песне «Soon May the Wellerman Come», написанной еще в XIX веке. Кавер Эванса на нее посмотрели более 8 млн раз. А сам парень уже уволился с почты и подписал контракт с лейблом.

«Soon May the Wellerman Come» — это пример шанти (shanty/chanty), жанра матросской песни, которую пели моряки на торговых судах. Особенность шанти — четкий ритм и повторяющиеся строки. Это позволяло матросам синхронизировать свои действия — например, во время поднятия парусов. Не менее интересна и история именно этой песни.

В 1823 году трое англичан: Джозеф Брукс и братья Джордж и Эдвард Веллер — мигрировали в австралийский Сидней и через 10 лет основали компанию по морским перевозкам «Братья Веллер» («Weller Brothers»). Она первой начала поставлять продовольствие в Новую Зеландию и фактически основала там первую постоянную колонию Отакоу. Кстати, сейчас на ее месте расположен город Данидин, который в прошлом году стал известен как город, в котором находится улица с самым большим в мире наклоном.

Шанти исполняли моряки на судах, чтобы задать рабочий ритмW. Symons / Wikimedia Commons

«Братья Веллер» экспортировали не только распространенные в то время «сахар, чай и ром», которые упоминаются в шанти. В штате Новый Южный Уэльс, где и расположен Сидней, в XIX столетии процветал китобойный промысел. Об этом упоминается и в песне: «When the tonguin 'is done» означает удаление подкожного жира у китов, мясо которых затем продавали.

Китобойный промысел в Новой Зеландии существовал до 1960-х. Бизнес Веллеров, однако, потерпел неудачу. Новая Зеландия в то время не была британской колонией (стала ею уже в 1840 году), и торговлю с ней облагали большими налогами. Торговцы, в конце концов, разорились, а скупленные ими земли конфисковала британская корона.

История братьев Веллер сохранилась в шанти «Soon May the Wellerman Come», в которой лирический герой Wellerman, похоже, является одним из сотрудников компании. В ней говорится о корабле «Billy of Tea», который 40 дней («или даже больше») пытается поймать недостижимого кита, тогда как «веллермен» подбадривает своим пением экипаж.

Как текст песни дошел до наших дней — еще одна загадочная история. Джон Арчер, основатель сайта о новозеландских песнях Folk Song, нашел первое упоминание о ней в сиднейской газете The Bulletin в 1904 году. Вероятно, к тому времени ее передал своим потомкам один из моряков, который работал на Веллеров в 1830-х. А после этого песня, похоже, стала известной благодаря сборнику «Песни молодой страны», изданному в Англии в 1972 году.

Тикток Нейтана с кавером «Soon May the Wellerman Come» привел к целой волне видео с исполнением этого и других шанти, что в СМИ назвали «шантитоком». TikTok, среди прочего, позволяет пользователям записывать виртуальные дуэты — и в соцсети появились сотни роликов, где пользователи подпевают Эвансу или аккомпанируют ему на музыкальных инструментах.

На волне «шантитока» Google сообщил о рекордном росте поисковых запросов «sea shanty». Spotify даже создал отдельный плейлист с шанти — туда, в частности, вошла и «Soon May the Wellerman Come» в исполнении бристольской группы The Longest Johns. Популярной на сервисе стало и исполнение песни новозеландской группой Wellington Sea Shanty Society (оказывается, и такая есть). Да что там — даже ведущий вечернего шоу на американском телеканале CBS Стивен Кольбер присоединился к флешмобу.

Впрочем, когда «Soom May the Wellerman Come» неожиданно стала популярной, историки и обозреватели обратили внимание на то, как она отражает британское колониальное прошлое. Упомянутые в шанти «сахар, чай и ром» — это товары, которые привозили из так называемого «треугольника торговли», где работали завезенные из Африки в Северную Америку и Карибских островов рабы. Обозреватели даже замечают сходство песен рабов с шанти — возможно, последние как раз и возникли в результате взаимодействия рабов и моряков.

В разговоре с BBC Эванс говорит, что начал снимать тиктоки на шанти еще в июле 2020-го. Первое видео собрало более миллиона просмотров, и с тех пор его просили исполнять другие матросские песни. Но больше всего выстрелила именно «Soon May the Wellerman Come». «Вообще шанти пели моряки, чтобы поддерживать рабочий ритм. Так что, может, дело в том, что песню могут исполнять все: не обязательно уметь петь, слова простые, а суть — в ритме и голосах», — так шотландец объясняет популярность тиктока.

Но, возможно, дело и не только в этом. «Если бы не TikTok, мне было бы скучно, и я бы боялся замкнутого пространства»,говорил Эванс в одном из интервью. А в другом — вспоминал , что пение шанти для него «является довольно терапевтическим». «Шантиток» объединил сотни, если не тысячи разных людей по всему миру, побуждая их подпевать песням из позапрошлого века.

22 января тиктокер из Шотландии сообщил, что подписал контракт с британским лейблом Polydor Records, который является частью Universal Music Group. Перепев «Soon May the Wellerman Come» стал его первым профессиональным синглом. «Эта история показывает, что может произойти все, что угодно, и на горизонте всегда маячит что-то хорошее. Если ты не сдаешься, то твои усилия оправдают себя», — говорит Эванс, уволившийся с почты ради развития музыкальной карьеры.