Почти 3 тысячи пожаров за пару месяцев: почему горит Белорусское Полесье

Мария Войтович, Еврорадио
Почти два месяца белорусские спасатели сражаются с огнем на Полесье. Горят леса, кустарники, сухая трава. Ветер разносит дым по окрестностям, в деревнях иногда такой плотный смог, что не видно, что происходит за забором участка.
«Пожарные поливали здесь все»
«Самые активные пожары под Туровом начались неделю назад, — рассказывает Еврорадио учительница Анастасия Блоцкая. — На моих глазах горела пойма Припяти. Здесь гнездятся большой веретенник, мородунка, таких мест очень мало в Беларуси. Ужасно было слышать, как кричат испуганные кулики. И звери горят... Идешь по лугу и находишь обгоревшие трупы зайчиков и ежиков».

Девушка живет в 7 км от Турова, в деревне Вересница. Пожаров в округе за две недели случилось много.
«Огонь был виден из окна, — продолжает Анастасия. — Масштабы ужасные! Дым настолько сильный, что мы окна не открывали в квартире, просто было нереально дышать».
«Мы работаем в пойме реки Припять, это центр Полесья, — рассказывает Еврорадио орнитолог, директор Туровской станции кольцевания птиц Павел Пинчук. — Здесь горели пойменные луга. Наверное, процентов 80 сгорело только в районе Турова. По рассказам, такая ситуация наблюдается по всему заказнику "Средняя Припять”. Ясно, что это поджоги, потому что стихийно начаться пожары во многих местах не могут. Обычно пойма залита водой и недоступна для людей, но в этом году здесь сухо. Чтобы огонь не передвинулся на деревни, пожарные поливали здесь всё, хотя тушить в пойме огонь очень сложно, не везде есть проезд для пожарных машин».
Военный пенсионер Евгений Прохоров рассказывает о пожаре, который случился под городом Мозырь Гомельской области около двух недель назад.
«Я, конечно, видел пожары на Дальнем Востоке, но наш был сильнейший, — вспоминает он. — Сначала мы заметили дым над Припятью. Буквально через полчаса загорелось болото, там высохшие после зимы заросли осоки. А еще через 15 минут огонь подошел близко к дачам в пойме реки за Новым мостом. Пять или шесть домов сгорело. Там теперь выжженная пустыня — все черным-черно. Но МЧСовцы — молодцы: приехали, боролись. Видел, как мужчину из дыма вытащили. Очень жаль, что в таких пожарах сгорают насекомые, которыми питаются птицы, да и сами птицы».
В сухую погоду пожарным приходилось тушить до 100 пожаров в день, иногда — в практически недоступных местах.
Пожаров уже больше, чем за весь 2019 год
За последние несколько дней дожди помогли спасателям справиться с пламенем практически во всем регионе. В Столинском районе ликвидирован пожар площадью 190 гектаров, в Брагинском — 40, в Речицком — 90, в Лунинецком — 37. «Это очень серьезные площади. Больше всего возгораний случилось на юге Полесья», — рассказывают Еврорадио в Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
«За весь прошлый год произошло порядка 2,5 тыс. пожаров в экосистемах, — описывает масштаб проблемы пресс-секретарь МЧСВиталий Новицкий. — В этом году цифры полностью перекрыты. На сегодня пожаров произошло больше, чем за весь 2019-й. Цифра приближается к 3 тысячам».
Пожары на Полесье связаны с тем, что климат меняется, а привычки людей остаются теми же, рассказывают Еврорадио в «Ахове птушак Бацькаўшчыны». Кто-то поджигает траву ради будущего урожая, а кто-то оставляет бутылки и другой мусор в местах отдыха. Сквозь стекло, как через линзу, на сухую траву попадает свет солнца — вот вам и пожар.
На Полесье станет еще суше
«Мы видим по прошлому году, что количество пожаров растет, — говорит координатор программы Франкфуртского зоологического обществаВиктор Фенчук. — По прогнозам ученых, климат будет меняться дальше, в том числе в Беларуси. На юге страны прогнозируют появление новой климатической зоны. Это значит, что и на Полесье будет еще суше».
Понимают ли это чиновники? По словам Виктора Фенчука, пока что государство больше обеспокоено насущным вопросом: как обеспечить беспрепятственное тушение огня? Проложить дороги, по которым смогут проехать пожарные машины, создать водоемы, откуда можно будет качать воду для тушения.
«Сейчас необходимо не только усилить работу по борьбе с пожаром, но и изменить подход, покопаться в причинах. Например, на государственном уровне разработать проект повторной мелиорации болот. Сажать те породы деревьев, которые горят не так легко и быстро, как сосна, которой засаживали территорию после войны. Это сложные изменения. Люди десятилетиями работали иначе», — вздыхает специалист.
- Поделиться: