Подростков в Бердянске застрелили снайперы: правозащитники раскрыли детали преступления

Обстоятельства гибели двух подростков Тиграна Оганесян и Никиты Ханганова во временно оккупированном Бердянске до сих пор неясны. Даже если предположить, что подростки начали стрелять первыми, их не пытались «обезвредить каким—то иным образом».

Об этом заявила соучредитель Медийной инициативы по правам человека, координатор направления «Война и правосудие» Ольга Решетилова в эфире «Радио Свобода».

«Никто не знает, как это происходило и что происходило в тот момент. Сегодня (26 июня — ред.) нам стало известно, что ребята были убиты выстрелами снайперов. Никита был убит выстрелом в голову, а Тигран в сердце. То есть, оккупационная полиция даже не пыталась каким-то образом сохранить жизнь ребят», — рассказала она.

По словам правозащитницы, в течение полугода подростки находились под следствием, а, соответственно, под давлением и с обысками. На следственные эксперименты следователи приезжали с несколькими «джипами» силовиков.

«Все эти следственные действия сопровождались огромным количеством вооруженной охраны. Наоборот, в этой ситуации никакой попытки, если верить версии оккупантов, что это было нападение на полицейских, каким-то иным образом помешать этим действиям парней не было», — подчеркнула она.

Решетилова также напомнила, что убийству Оганесяна и Ханганова предшествовало полугодовое преследование. В частности, Тиграна похитили и некоторое время содержали в местной полиции, где пытали. Оба подростка испытывали давление со стороны оккупационных властей.

«Но в последние недели это давление невероятно усилилось, потому что так называемые следователи уже подготовили им обвинения в "диверсии", что якобы они готовили подрыв электросопротивлений на мелитопольской железной дороге. И это дело должны передавать уже в суд. А это означало, что, скорее всего, они будут снова под заключением», — сказала правозащитница.

Она добавила, что подростки скрылись из дома и скрывались несколько дней после того, как на прошлой неделе к ним приехал подконтрольный оккупационной администрации следователь. Мать Тиграна с младшими детьми уехала из Бердянска и не могла ему помочь.

«Как только Тигран явился дома, к нему сразу приехал этот следователь. И у них был очень длительный разговор с ним. О чем? Мы не знаем. После этого Тигран и Никита вышли прогуляться по городу. Тигран еще разговаривал со своей мамой. Он был совершенно спокоен. Он сказал, что он до девяти часов планирует находиться дома, что они с Никитой думают, как праздновать Никитин день рождения, потому что Никите в воскресенье исполнялось 17 лет», — рассказала Решетилова.

По ее мнению, поведение парня за полчаса до сообщений о стрельбе не указывало на то, что он планирует «какие рискованные для своей жизни действия».

Также оккупационные власти говорят о том, что якобы в этой перестрелке пострадали гражданские люди — случайные прохожие. В то же время, правозащитники такой информации пока подтвердить не могут.

«Мы видели всю эту переписку в местных чатах на протяжении того, как происходила стрельба. Это очень непродолжительный период. И никакой информации о том, что кто-то там пострадал из гражданских, не было», — отметила она.

Решетилова считает, что оккупационные власти пытаются «повесить» на убитых преступления, которых они не совершали. Это, мол, попытка скрыть факты издевательств и пыток над подростками.

Дополнено в 10:57. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец в эфире телемарафона назвал убийство двух несовершеннолетних парней в Бердянске «внесудебной казнью».

«Когда подростки получили подозрения от следственного комитета рф, мы сразу обратились к россии. Во-первых, чтобы нам предоставили всю информацию о них. Во-вторых, чтобы украинских детей вернули домой», — заявил он.

Также, говорит чиновник, Украина обращалась в Международный комитет Красного Креста с просьбой срочно навестить ребят и сделали все, чтобы вернуть их в Украину.

Что предшествовало?

Представитель оккупантов на временно захваченной части Запорожской области Владислав Рогов 25 июня этого года заявил, что в Бердянске «ликвидировали двух проукраинских террористов». Коллаборант тогда назвал имя одного из них — это Тигран Оганесян, 16-летний подросток, которого россияне держали в плену.

Коллаборант утверждал, что примерно в 19 часов, когда население отдыхало с семьями на городской набережной, «двое боевиков открыли огонь из автоматов».

Тиграна Оганесяна оккупанты похитили еще в сентябре 2022 года. Его вместе с другим подростком, Никитой Хангановым, обвинили в терроризме. За это им угрожало 20-летнее заключение.

Европарламент в июне этого года потребовал от российских властей прекратить процесс против детей и разрешить им выехать на контролируемую Украиной территорию.

Публичную огласку делу в конце мая предоставили правозащитники из организации «Медийная инициатива по правам человека». По их данным, Тиграна Оганесяна пять дней жестоко допрашивали, избивали и пытали электрическим током. От подростка потребовали признаться в готовке диверсии на «Мелитопольской железной дороге».