Похоже, что у государства нет надежных данных о численности населения в Украине

В этом мнении сходятся ученые, статистики и государственные управленцы. Первая и последняя перепись населения была проведена в 2001 году. И с тех пор население Украины изменилось, в частности, из-за активных миграционных процессов, которые Госстат не отражает в полной мере в официальных оценках численности населения.

Никто точно не может сказать, сколько украинцев выехало из страны и проживает за рубежом, начиная с 2001 года. Но время от времени появляются различные «доказательства» в подтверждение той или иной цифры.

Елена Малиновская (главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований — ред.) обращала внимание на существенное различие данных Госкомстата о количестве граждан, переехавших на постоянное место жительства за границу за год (эмигрантов из Украины) и данных Евростата о количестве украинцев, которые переехали на постоянное проживание в страны Евросоюза (иммигрантов в эти страны). В зависимости от страны и года цифры отличаются в десятки раз. Показателен пример Италии. По данным Госстата, в течение 2008-2017 годов в эту страну переехало около 1600 украинцев, а по данным Евростата — почти 155 тысяч.

Данные Евростата и Госстата о миграции украинцев с 2008 по 2017 год

В подтверждение больших объемов миграции команда министра Кабинета министров Дмитрия Дубилета и общественная организация «Европа без барьеров» независимо друг от друга показали, что количество пересечений границы украинцами на выезд превышает количество пересечений на въезд. В частности, по информации из телеграмм-канала Дмитрия Дубилета, только с 2010 года из Украины выехали и не вернулись около четырех миллионов граждан. Для сравнения, по данным Госстата, из Украины за 2010-2017 годы выехали 135,7 тысяч человек, а въехали 309 тысяч.

Ожидалось, что эти миграционные процессы найдут отражение в оценке численности населения, которую несколько месяцев проводила команда министра Дубилета. Однако вчера во время презентации результатов стало понятно, что эта разница не так уж велика.

По результатам альтернативной оценки, которая, по словам Дмитрия Дубилета, основывается на трех различных методологиях, численность населения без учета временно оккупированных территорий составляла 37,3 миллиона человек. А по данным Госстата — 38,1 миллиона (на 1 января население Украины составляло 41,92 млн человек без АР Крым, а население временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей — 2,298 млн и 1,495 млн соответственно). Более того, эта разница попадает в пределы погрешности, анонсированной министром.

Значит ли это, что масштабы миграции из Украины переоценивались? Возможно ли, что все три метода альтернативной оценки населения содержат существенные неточности или ошибки? Или данные, полученные на основе традиционной переписи, были бы такими же? К сожалению, ответы на эти вопросы мы получить не можем, потому что методология ни одного из предложенных методов не была объяснена и зафиксирована надлежащим образом.

Непонятно, придерживаются ли авторы международных стандартов определения численности населения, какие допущения они делают, и как эти допущения могут влиять на конечный результат. К сожалению, из-за этого оценка численности населения не может быть легитимизирована конечными потребителями данных. И это, в свою очередь, ставит под сомнение решения, которые будут приниматься на основе этих данных.