Политики-«антиваксы». Каковы у них шансы стать властью в Украине?

Значительная часть украинцев до сих пор не вакцинирована от коронавируса. И не планирует прививаться, несмотря на то, что в стране один из самых высоких в мире уровень смертности от COVID-19 и ужесточены карантинные ограничения для невакцинированных. Более того, три четверти украинцев выражают недовольство введенными ограничениями. Все это создает большой простор для манипуляций, в том числе политических.
В начале ноября под Верховной Радой прошел протест так называемых «антиваксов». Запланирован и следующий митинг. И это не хаотическое собрание. У «антиваксов» есть свои лидеры. Лидеры, которые в разное время пытались избраться в советы разных уровней.
Ранее, до пандемии, им не удавалось получить значительной поддержки избирателей. Теперь на фоне антивакцинаторских настроений они провозглашают на своих митингах недееспособность власти и выражают желание взять под контроль ситуацию в Украине.
hromadske выяснило, действительно ли коронакризис дает шанс лидерам-«антиваксам» взять власть в свои руки.
СБУ пришла за «украинским Кеннеди»
16 ноября в дом львовянина, скандального активиста Остапа Стахива постучали. Это были сотрудники СБУ. Пришли с обыском по делу о захвате государственной власти. Через два дня Галицкий районный суд Львова начал выбирать Стахиву меру пресечения.
В суде задержанный сообщил собравшимся, что в его защиту должны приехать иностранцы. «Сейчас связываются с Робертом Кеннеди. Он выступает за права и свободы людей в США», — заявил Стахив.
Что может связывать Стахива и Роберта Кеннеди-младшего? Оба являются лидерами «антиваксов» в своих странах.

Упомянутый Кеннеди — сын 64-го генпрокурора США Роберта Кеннеди. Он давний «антивакс». С началом коронавирусной пандемии популярность его еще больше выросла. Центр противодействия цифровой ненависти включил Роберта Кеннеди-младшего в «дюжину дезинформаторов». Это группа наиболее влиятельных антивакцинаторов, которые произвели 65% всего антиваксерского контента в стране. Стахив гораздо менее известен.
Готовя программу «В теме» о лидерах протеста 3 ноября, hromadske обратило внимание, что они уже пробовали свои силы на выборах:
- Остап Стахив — лидер партии «Идея нации», в прошлом году баллотировался на должность мэра Львова;
- Виктор Викарчук также в 2020-м баллотировался в Хмельницкий горсовет от ОПЗЖ;
- Антон Гура в 2015 году от партии «Укроп» шел в Киевсовет.
Однако классическими политиками их вряд ли можно назвать.
«Все эти персонажи — это люди, которые отстроили под себя определенную инфраструктуру, на любой хайповой волне наращивают популярность. Только поднялась информационная волна по поводу пандемии, у них сразу в несколько раз выросло количество подписчиков в соцсетях. Они пытаются использовать этот рост с выгодой. И для своей репутации, и для сбора донатов», — рассказывает эксперт по медиаграмотности Оксана Мороз.
Деятельность этих «антиваксов» Мороз считает мошенничеством. А Стахиву она посвятила отдельное видео. В нем называет Стахива фейкотворцем, провокатором со стажем и политиком-неудачником.
А вот СБУ в действиях «антиваксов» усмотрела создание целой антиукраинской сети, которая, предполагают спецслужбы, имеет кураторов из России.
Да и сами представители этой сети публично рассказывают о координации с россиянами. Так, херсонский блоггер, агрессивный противник карантинных ограничений Кирилл Стремоусов на днях сообщил, что от двустороннего воспаления легких скончалась россиянка Анастасия Метельская (она еще называла себя Клавой Беловой).

«Когда в прошлом году мы начали борьбу против незаконных карантинных мер, Настя была единственной, кто выступал против ограничений и ненужных процессов, происходивших в нашем обществе. Она человек, который боролся до последнего момента, являясь сторонником свободы и прав на уровне РФ», — рассказал Стремоусов в своем видео.
Может ли эта связь Стремоусова с преследуемой в России Метельской указывать на влияние спецслужб РФ на сеть «антиваксеров» в Украине? Представитель команды Зеленского объясняет, что ФСБ одной рукой может преследовать российских «антиваксов», а другой — направлять.
В свою очередь медиаэксперт Оксана Мороз указывает на месседжи украинских «антиваксов». «Они во многом пересекаются с месседжами российской пропаганды. И здесь вопрос: делают ли это они самостоятельно? Сознательно или нет подыгрывают российской пропаганде?» – говорит Мороз.
Перспективы «Партии антиваксеров»
Миллионы украинцев, которые не вакцинировались и не хотят этого делать, это еще и миллионы избирателей. Могут ли эти миллионы привести к власти условную «партию антиваксов»? Все собеседники hromadske скептически относятся к такой перспективе.
Так, политолог Владимир Фесенко предполагает, что какие-то шансы эта условная партия имела бы, если бы какие-то выборы, например, местные проходили уже сейчас. Но по графику ближайшие выборы — как минимум через два года.
«Это далеко. Если через год мы начнем забывать об эпидемии, то и вопрос антивакцинаторства уйдет в прошлое, он уже не будет актуальным политическим фактором», — считает Фесенко.

В подтверждение этого тезиса есть и результаты социологического исследования группы «Рейтинг». Социологи зафиксировали значительное снижение числа тех, кто не хочет прививаться от коронавируса. Если в июле таковых было 53% среди населения 18+, то в ноябре — 36%.
«Количество антивакцинаторов — минус 7% в месяц. Динамика остается. Число людей, которые не хотят вакцинироваться, будет уменьшаться», — заключает заместитель директора социологической группы «Рейтинг» Любомир Мысов.
Политтехнолог Сергей Гайдай вообще не видит перспектив у подобного политического проекта, но по другим причинам. Он объясняет, что украинские «антиваксы» — очень широкое понятие.
«Среди них есть узкая прослойка людей, которые не могут быть электоратом, живущими просто конспирологической жизнью», — говорит Гайдай.
Это подтверждается и социологическими исследованиями группы «Рейтинг». Так в марте этого года было только 8% украинцев, которые являются противниками вакцинации детей от полиомиелита, кори, туберкулеза и т.д. Любомир Мысов объясняет, что именно этих людей следует считать настоящими «антиваксами». И в целом ряде европейских стран доля таких «антиваксов» выше, чем в Украине.
Другая часть условных «антиваксов» — это те, кто еще не доверяет вакцине от коронавируса или возмущается карантинными мерами. Со временем их становится все меньше.
И еще одна проблема для создания политического проекта «антиваксов» — плохая репутация. «Они смотрятся маргинально. Не производят впечатления самостоятельных мощных лидеров», — говорит политолог Фесенко. И это одна из причин, почему на антивакцинаторских настроениях не пытаются заработать баллы топ-политики.
Единственное, что в политическом плане могут получить лидеры «антиваксов» — это узнаваемость.
«Но с узнаваемостью есть такая особенность. Она обязательна, чтобы получить власть, но недостаточна. Надо еще иметь политический контент, чтобы выигрывать выборы», — говорит политтехнолог Гайдай.
И добавляет: для перспектив политикам нужно иметь еще и политическую повестку дня.

Борьба за права
Такой положительной аджендой может быть борьба против карантинных ограничений. Если ее позиционировать как отстаивание прав и свобод.
«Половина населения не поддерживает политиков, которые не хотят вакцинироваться. А с другой стороны, ¾ выступают против ограничений для непривитых», — приводит социолог Любомир Мысов результаты последнего исследования группы «Рейтинг».
Вот эти 71% украинцев и могут стать тем полем, на котором политики могут работать с положительной аджендой.
«Если на карантинные ограничения посмотреть под определенным углом зрения, их можно трактовать как притеснение предпринимателей. И тогда есть ресурс, чтобы поднять лидера и уровень доверия к нему», — объясняет политтехнолог Богуш.
По наблюдению политолога Владимира Фесенко, одним из тех, кто непосредственно на этом хочет заработать политический и социальный капитал, является экс-журналист Дмитрий Гнап. Сейчас он позиционирует себя лидером движения «Правые», выступает в поддержку предпринимателей, сопротивляющихся карантинным ограничениям.
В разговоре с hromadske Гнап уверяет, что не является «антиваксом». Более того, он сам уже привился.
«Я против принудительной вакцинации. Я выступаю за права и свободы человека. Для меня тема с принудительной вакцинацией — один из участков фронта, где проходит битва между государством и чиновниками и между гражданами», — говорит Гнап.
Принудительной вакцинацию Гнап называет потому, что за отказ от прививки человека «могут выбросить с работы». В качестве примера приводит свою историю. Хотя на самом деле от эфира на «24 канале» его не могли отстранить из-за отказа от вакцинации, потому что сам он признает, что привился. На это замечание hromadske Гнап отвечает: «Все куда хуже. Даже если ты выражаешь свои взгляды, тебя могут заклеймить, захейтить и отстранить от эфира».
Хотя у Гнапа и есть политические амбиции и планы, он считает, что деятельность против карантинных ограничений в политической карьере ему не поможет.
«Сейчас закончится истерика вокруг очередной волны коронавируса, стихнет истерика и террор со стороны властей, утихнут антивакцинаторские настроения. Но это не изменит огромный запрос граждан Украины на смену несправедливой системы», — считает Гнап.
ОТ РЕДАКЦИИ. hromadske не разделяет утверждения о принудительной вакцинации и терроре власти.
Второго «Кеннеди» среди украинских «антиваксов» не будет
Упомянутый Роберт Кеннеди-младший тоже думал об участии в выборах у себя в США. Но получить какую-либо должность во власти ему так и не удалось. Более того, весной 2019-го трое членов семьи Кеннеди публично осудили его антивакцинаторскую деятельность. Это было еще до коронавирусной пандемии, во время которой он значительно усилил свою антивакцинаторскую кампанию.
Не получил серьезных политических дивидендов и упомянутый Стахив. Уже во время пандемии осенью 2020 года он баллотировался на должность мэра Львова. Результат — 826 голосов, что составило 0,36% и только 13-е место (из 17 кандидатов).
И хотя настоящих «антиваксов» в Украине насчитывается 8%, провести свою партию в парламент они тоже вряд ли смогут. Ведь значительная часть из них — конспирологи и приверженцы теорий заговора. И на выборы, говорят, политтехнологи, могут просто не прийти.
Все лозунги про «взять власть в свои руки» останутся только для протестов «антиваксов» и их мыльного пузыря в соцсетях.
- Поделиться: