«Повалили и сказали, чтобы я извинился перед народом Украины» — Егор Шатайло о шутках и нападении во время стендапа

Обложка влога Егора Шатайло
Обложка влога Егора ШатайлоТелебачення Торонто / Facebook

14 сентября перед стендап-концертом в Киеве на сценариста и соведущего YouTube-канала «Телебачення Торонто» Егора Шатайло напали несколько десятков человек. Его повалили на землю и залили лицо газом за шутку о «традиционных семейных ценностях». В интервью hromadske он рассказал о подробностях нападения и готовности украинского общества воспринимать такие шутки.

Как вообще развивалась ситуация?

Я сделал пост в Фейсбуке с приглашением на событие и написал шутку о традиционной украинской семье. Что она убыточная, ее надо закрывать, как Тэтчер шахты, и вкладывать деньги в инновации.

Сторонники «традиционных ценностей» возмутились из-за этой шутки. Они начали писать гневные комментарии и спрашивать, беру ли я деньги в посольстве ЕС. Нецензурно выражались в мой адрес, на что я ответил тем же. Потом отшутился: да, беру.

Я считаю, что это все равно что общаться с антивакцинатором. Он тебе говорит, что вакцина — это плохо, и ты не сможешь ему доказать, что она нужна.

Я поехал на выступление. В посте была ссылка на событие, поэтому эти люди знали, где я буду.

Перед началом выступления я пошел в туалет. Там меня встретили два человека со словами: «Егор, это тебе от полиции порядка» и брызнули из баллончика в лицо.

Я начал убегать. Меня встретили еще 20 молодых людей. Окружили, повалили на землю и сказали, чтобы я извинился перед народом Украины. Снимали это все на видео. Я извинился. Они сказали: «Слава Украине» и разбежались. На прощание еще один человек брызнул в меня из баллончика. Свидетели были на месте, коллеги стендап-комики видели это.

Это были спортивные люди, в медицинских масках. Они позаботились о моем здоровье, чтобы меня не заразить. Затем мы вызвали «скорую», но она приехала, когда в глазах уже перестало жечь.

Я потом еще закрывал вечер своим выступлением. Со мной все было хорошо, но пугает сам факт, что такая ситуация произошла.

Егор Шатайло во время выступления на «Подпольном стендапе»Подпольный стендап / Facebook

Есть ли опасения, что похожая ситуация может снова произойти?

Опасения есть, но что мне теперь делать? Не писать шуток? Бросить это занятие?

У меня есть не только шутки о традиционной/нетрадиционной семье. В материале охватывается вся тема семьи, а есть еще политические шутки, шутки об отношениях. Получается, теперь я не должен шутить об этом, потому что есть 30 молодчиков? Я должен сменить работу после этого?

Это риторические вопросы, но они дают исчерпывающий ответ.

Ранее были угрозы из-за тем ваших шуток?

Однажды была ситуация, когда пьяные мужчины требовали, чтобы я ушел со сцены. Там не было никаких провоцирующих шуток, они просто хотели, чтобы я прекратил свое выступление.

Как это нападение повлияет на ваше творчество? Будете менять репертуар?

Я не «рупор ЛГБТ-пропаганды», а меня уже записывают туда. Я за человеческие права, здравый смысл.

Я не хочу оправдываться за свой материал, тем более, что я его так и не прочитал со сцены, я сменил тему. В тот вечер я дал материал о том, что я перешел на украинский язык в своих выступлениях.

А почему решили в тот вечер сменить тему?

Я подумал, что если эти люди еще где-то прячутся и слушают, то зачем мне рисковать? Они уже достаточно возмущены, и неважно, насколько у меня неоднозначная позиция в стендапе, неважно, что там было не совсем то, о чем они подумали. Как стендап-комик я не могу позволить себе таких однобоких взглядов.

То есть шутить о «традиционных» и «нетрадиционных» ценностях вы будете и дальше?

Тему семьи я буду и дальше освещать в своих стендапах. В этом материале были представлено не то, о чем уже все подумали. Если бы они послушали, они поняли, что это совсем другая история вообще.

С моей стороны было бы непрофессиональным показывать тему однобоко. Поэтому не совсем правильно говорить, что я продвигаю определенные взгляды. Я стараюсь в своих выступлениях дать людям парадоксальность мышления.

Не может быть традиционная семья убыточной, это уже шутка, это нельзя воспринимать серьезно. Со мной в эту полемику можно вступать только в шутку. Если кто-то хочет меня упрекнуть, то надо придумывать шутку, который будет противостоять моей шутке.

Односторонние взгляды в искусстве вульгарны, даже если они, условно говоря, правильны. У меня там был больше взгляд со стороны. Я считаю, что надо просто следовать здравому смыслу. Равенство возможностей, права человека — это то, во что я верю.

Будете пытаться обыграть эту ситуацию в будущих стендапах?

Конечно. Я не могу об этом не писать. Если я выйду на сцену после такого шума в СМИ, люди от меня будут ждать реакции.

Может, я и не хотел бы об этом писать, но уже буду должен, потому что ситуация сильнее меня. Я ее обыграю обязательно, иначе это будет непрофессионально с моей стороны.

Означает ли такое нападение, что наше общество пока не готово воспринимать такого рода шутки?

Я не думаю, что именно этот кейс говорит, что именно все не готовы воспринимать. Часть будет всегда возмущаться, и у них есть полное право это делать. Они могут выражаться по этому поводу, говорить, что им не нравится, но не брызгать мне в лицо из баллончика и применять насилие.

К тому же, это неэффективно — бегать по 20-30 человек, тратить время, силы, потому что даже в эту секунду кто-то шутит про «традиционные» ценности. Трудно уследить за всеми.