Слева направо: спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков, президент Украины Владимир Зеленский и премьер Алексей Гончарук во время встречи в Киеве, 2 сентября 2019 года
Фото:

Гонтарь Владимир/УНИАН

В начале осени президент Владимир Зеленский несколько часов обсуждал с руководством Верховной Рады, Кабинета министров и правоохранительных органов задачи для новоизбранного парламента, правительства и силовиков. Во время этой встречи «нарезали» несколько десятков задач с четкими дедлайнами и ответственными. Часть из них выполнили до первого октября, значительно больше задач остались в списке «к исполнению» до конца осени или нового года. На начало ноября в дедлайн-списке президента — исключительно инфраструктурные задачи.

hromadske рассказывает, что правительство и парламент должны сделать до 1 числа и удалось ли им это.

Водные пути

Руководитель комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрий Кисель отвечал за подготовку и подачу на рассмотрение комитета законопроекта о внутренних водных путях. С этим порядок — проект зарегистрировали на сайте парламента 6 сентября, на четвертый день после встречи в Офисе президента. «Европейская солидарность» и внефракционные депутаты зарегистрировали альтернативные законопроекты.

Это направление важно, поскольку Украина не использует в полной мере водный транспорт, а регулирование в этой области фрагментарное и разбросанное по разным законам. Народные депутаты предлагают создать предприятие, которое будет обслуживать водные пути, решить вопрос обновления шлюзов на ГЭС, большинство из которых критически изношены, освободить суда от платы за шлюзование, внедрить автоматический учет речных перевозок. Благодаря этому должны вырасти инвестиции в отрасль, будет развиваться инфраструктура, повысится объем грузоперевозок и уменьшится нагрузка на дороги.

Однако пока ни один из зарегистрированных законопроектов дальше комитета не пошел.

Деньги на строительство и ремонт дорог

Задача номер два — принятие законов о среднесрочном планировании государственных финансов для строительства и ремонта автодорог. Их два, №1041 и №1064, и они прошли первое чтение.

Если законопроект №1041 примут, больше не надо будет согласовывать перечень объектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог с комитетом по вопросам бюджета. Это позволит упростить процедуру: правительство утверждает программу развития дорог, а Укравтодор — перечень объектов для строительства и ремонта, составленных местными администрациями в соответствии с программой.

Законопроект №1064 вносит изменения в бюджетный кодекс, которые фактически разблокируют долгосрочные договоры. Почему это хорошо, легко объяснить на примере содержания дорог в зимний период. Чтобы выбрать подрядчика, нужно провести тендер и подписать договор с победителем. Вот только бюджетный период заканчивается в конце декабря, а зима длится до марта включительно. Поэтому, чтобы заплатить за чистые зимой дороги, приходилось фактически нарушать закон. Законопроект ситуацию исправляет.

Однако в документ решили вернуть ручной режим при утверждении перечня дорог, которые будут ремонтировать и строить. Тот, который хотят «убить» в законопроекте №1041. Соответствующее постановление зарегистрировал глава бюджетного комитета, народный депутат от «Слуги народа» Юрий Аристов. Он хочет создать комиссии, большинство в которых будут составлять депутаты его комитета, и они будут решать, какие дороги будут ремонтировать и строить на национальном и местном уровне. Против этого выступили общественные организации, которые занимаются вопросами инфраструктуры и прозрачности закупок.

Законопроект №1041 планировали рассмотреть во втором чтении на этой пленарной неделе, однако депутаты так и не дошли до его рассмотрения.

Цена ремонта

Украина до сих пор не перешла на стандарты международных финансовых учреждений по ценообразованию на капитальный ремонт и строительство дорог. В отечественных регуляторных актах много ограничений, которые противоречат принципам рыночного ценообразования, и часто это — поле для манипуляций со стороны заказчиков. Например, фиксированная максимальная стоимость отдельных работ, которая по факту в разы ниже рыночной. Такие условия сделают тендер непривлекательным для честных подрядчиков, а «своя» фирма-победитель часто добирает необходимую сумму, пересматривая стоимость строительства уже во время работы.

Министерство инфраструктуры и Минрегионстрой работают над тем, чтобы сделать правила едиными для всех.

Поделиться: