Протесты в центре Киева 19 февраля: что это было?

Протесты в центре Киева 19 февраля: что это было?

Сергей Пивоваров, Дмитрий Реплянчук, Настя Кориновская, Дмитрий Мрачник

В Киеве произошли массовые акции протеста, которые переросли в столкновения, в результате чего пострадали около 10 человек, а 5 митингующих задержали.

Начиналось все с вече на Майдане Независимости. После этого представители «блокады Донбасса» вместе с членами добровольческого движения ОУН устроили многотысячный марш от Крещатика до Банковой.

Что это значит?

Предлагаем вам объяснение «на пальцах».

Что случилось?

Об акциях протеста в центре Киева накануне заявляли участники движения ОУН и их лидер Николай Кохановский.

Позже акции поддержали представители «штаба блокады Донбасса», также сообщили о проведении марша 19 февраля. Заявили об участии и народные депутаты от партии «Самопомощь» Егор Соболев и Семен Семенченко.

Утром еще до начала собрания на Майдане появились несколько сотен людей, многие в военной форме с шевронами различных добровольческих движений.

На сцене Майдана прозвучало несколько выступлений: критика торговли с оккупированными территориями, освобождение заложников, содержащихся в самоназванных «ЛНР» и «ДНР» и критика действующей власти.
После митинга протестующие решили идти маршем под Администрацию президента, но там уже установили границу из полицейских и Нацгвардии.

У Администрации президента депутат Егор Соболев и протестующие сообщили, что будут оставаться там, пока президент не выполнит их требования и не инициирует закон, который запретит торговлю с оккупированными территориями.

После этого группа людей попыталась установить палатки. Семен Семенченко призвал приносить дрова и чай.

«Дети, которые бросаются петардами, прекратите это делать, это не имеет никакого смысла. Президент Петр Порошенко должен помочь своей стране и прекратить торговлю на крови, укрепить энергетическую независимость, чтобы не зависеть от товаров, которые поставляет ему Путин... У нас старое майдановское предложение: чай, дрова, палатки. Прямо здесь делаем лагерь. Кто может - присоединяйтесь», - заявил Соболев.

На углу улиц Банковой и Институтской установили забор, депутаты Соболев и Семенченко попытались пройти его, но их не пустили. После этого произошли столкновения протестующих и полиции.

Через час, часть протестующих отправились на Майдан Независимости.

Сутички на Хрещатику pic.twitter.com/hhshWpOJ0l — Hromadske.UA (@HromadskeUA) 19 февраля 2017 г.

Там полиция за несколько драк задержала лидера ОУН Николая Кохановского, после чего его и еще 5 задержанных потестующих повезли в участок.

Поліція затримала лідера націоналістів Миколу Коханівського. Його тримають Фацевич та Зозуля. pic.twitter.com/XJzKRARlj2 — Hromadske.UA (@HromadskeUA) 19 февраля 2017 г.

Около 21:15 ситуация успокоилась: протестные акции завершились, митингующие разошлись.

Кто пострадал?

Во время столкновений на Европейской площади участников акции протеста с полицией серьезно пострадал полицейский, еще у одной сотрудницы полиции сломаны пальцы руки. Пятеро протестующих задержаны.

Об этом сообщил начальник Главного управления Национальной полиции в Киеве Андрей Крищенко.

«Пять человек задержаны, есть пострадавший полицейский, у него серьезные травмы», - сказал он.

В свою очередь медики Красного Креста, которые дежурили на Майдане, сообщили о по меньшей мере десяти пострадавших в результате столкновений. По их словам, один из пострадавших получил черепно-мозговую травму.

Червоний Хрест: один постраждалий із черепно-мозковою травмою pic.twitter.com/Pt4w3iHTBG — Hromadske.UA (@HromadskeUA) 19 февраля 2017 г.

Зачем это делали депутаты?

Депутат от «Самопомощи» Семен Семенченко, по его словам, пытался прорваться к Администрации президента, чтобы установить там палатку и провести акцию.

Семенченко неоднократно говорил, что, как депутат, он имеет право пройти через рамки и кордон правоохранителей.

«Было сегодня вече в 14.00, затем они (участники митинга - ред.) поднялись к Администрации президента. Они хотели там сказать, что надо заканчивать торговлю на крови наших военных... Хотелиспокойно и мирно поставить палатку возле администрации президента. После этого появилось много полицейских, они очень нагло вели себя с народными депутатами. Я не говорю, что народный депутат - это особенный человек, но есть статус народного депутата, закон Украины, который позволяет нам проходить в любые места.

И даже на Майдане во времена Януковича, «Беркут» пропускал и Пашинского, и Парубия... Сейчас полиция просто совершила уголовное преступление, потому что это - препятствие депутатской деятельности», - сказал он.

После столкновений Семенченко опубликовал сообщение в Facebook, в котором призвал недовольных действиями полиции приехать на Майдан.

Егор Соболев, который во время столкновений пытался стянуть шлем с полицейского, а позже и сам получил повреждения, уточнил, что приглашает на Майдан всех, кто «готов бороться за принятие Закона «О временно оккупированной территории Украины».

Депутату Єгору Соболєву розбили обличчя під час сутичок із поліцією pic.twitter.com/8tVOtWnsHk — Hromadske.UA (@HromadskeUA) 19 февраля 2017 г.

«Митинг разогнан, палатка порвана на куски. Блестящая победа новой полиции вместе с Нацгвардией», - заявил Соболев, подчеркнув, что целью людей, которые пришли на Институтскую было выражение протеста торговли с оккупированными территориями.

Зачем это партии «Самопомощь»?

Председатель партии «Самопомощь» и мэр Львова Андрей Садовый в комментарии Громадскому достаточно сдержанно отреагировал на действия его однопартийцев.

Он сказал, что свои действия избранники не согласовывали с партией, но в целом он поддерживает стремление Семенченко и Соболева бороться с контрабандой на Донбассе.

В то же время, полиция, по словам Садового, должна пустить депутатов к Администрации президента.

«Насколько я знаю Соболева и Семенченко, они очень уважают закон, но тот закон, который мы с вами все должны уважать», - сказал Садовый.

Зачем это ОУН?

ОУН Коханивского участвует в блокаде уже около двух недель.

По мнению председателя движения, представители ОУН делают это эффективно, поскольку задерживают десятки товарных составов с оккупированных территорий.

«Что там кроме того угля - кто знает? Никто не проверяет. Конечно, мы достигли успеха. Почему такие меры безопасности здесь?», - рассказал Коханивский Громадскому во время протестов в центре Киева.

По его словам, датытрагических боев на Майдане были выбраны для протестов не случайно, поскольку таким образом отдается дань героям Небесной сотни.

«В эти даты должно их поминать. Они погибли за пустое. Украины не существует, а мы хотим доказать, что она существует. Мы выходим и продолжаем их дело. То есть, наше дело - святое», - убежден Коханивский.

Что еще нужно знать?

Как начиналась акция «экономической блокады» оккупированного Донбасса.

26 декабря бывший и.о. начштаба батальона «Айдар» Валентин Лихолит пообещал не пропускать из Донбасса металл, уголь, древесину и промышленные партии алкоголя и сигарет.

К активным действиям прибегли почти через месяц: 25 января первой была заблокирована ветка железной дороги «Луганск-Лисичанск-Попасная» на участке Горное-Золотое. А уже после этого блокадники начали действовать активнее 2 февраля «Штаб блокады торговли с оккупантами» перекрыл путь вблизи Бахмута, 10 февраля участники акции заблокировали магистраль Ясиноватая-Константиновка на участке возле станции Фенольная.
После этого блокадники заявили о намерении перекрывать не только железнодорожное сообщение, но и автодороги с неподконтрольных территорий Донбасса, и 16 февраля «Штаб блокады» перекрыл дорогу и установил блокпост возле поселка Золотое Луганской области.

Заметим, что 6 февраля при попытке перекрыть трассу между Бахмутом и Константиновкой произошли столкновения участников «блокады» с полицией, после чего дорогу разблокировали.

По состоянию на 11 февраля командир «Штаба блокады» Сергей Акимович в эфире Громадского сообщал о том, что за время проведения акции блокадники не пропустили уже более 50 тысяч вагонов с оккупированного Донбасса.

К выходу этой публикации ни Администрация президента, ни партия Петра Порошенко не прокомментировали Громадскому описанные в тексте события.

Мы все еще ждем.