«Провести реформы правильно — гораздо важнее, чем провести их быстро»
Пэт Кокс, руководитель миссии Европарламента по оценке потребностей по реформированию Верховной Рады, президент Европарламента 2002—2004 годах
Пэт Кокс, руководитель миссии Европарламента по оценке потребностей по реформированию Верховной Рады, президент Европарламента 2002—2004 годах
Каковы ваши приоритеты в реформировании украинского парламента?
Моя задача, путем договоренностей Верховной Рады и Европейского парламента, возглавить миссию по оценке потребностей, которая установит некоторые приоритеты для реформ. Я не сошел, как Моисей с горы, со всем прописанным на каменных скрижалях. Я пришел, чтобы с уважением выслушать и понять, что беспокоит парламентариев и комитеты, выслушать людей. Чтобы взять зеркало и вместе посмотреть в него, чтобы увидеть, как вместе мы работаем для изменений. За период моего пребывания здесь мы уже провели 64 встречи, так что все происходит очень интенсивно. Я хотел бы поблагодарить всех, кто сотрудничает с нашей миссией. Конечно, есть очень много депутатов и комитетов, с которыми я не имел возможности лично поговорить, но я думаю, у нас есть хорошая репрезентативная выборка для дискуссии. Когда вы спрашиваете о моих приоритетах, я могу дать короткий ответ: мои приоритеты определяются приоритетами людей, с которыми мне удалось поговорить.
В таком случае, каковы приоритеты у тех людей, с которыми вы уже встречались?
Я приведу один пример, и если вы не возражаете, остановлюсь лишь на одном. По той простой причине, что это будет проявлением неуважения к тем людям, с которыми я встречался, к спикеру парламента и депутатов. Мне бы хотелось, чтобы они узнали о целях и приоритетах от меня, а не с экрана телевизора. Но позвольте мне привести пример. Каждый комитет рассказал мне о большой нагрузке, связанной с огромным количеством зарегистрированных законопроектов, которые им еженедельно приходится обрабатывать. Иногда их может быть и десять, и двадцать-тридцать, даже больше. Когда я разговаривал с Аппаратом Верховной Рады Украины, они жаловались, что очень трудно сделать всю юридическую работу, чтобы проверить, всё ли в формулировках законопроекта является правильным. Мы проанализировали — что делает Верховная Рада, сколько проектов были зарегистрировано, которые из них инициировал президент, которые кабинет министров, а какие депутаты? Оказалось, что за время 8-го созыва из 2500 законопроектов 2000 зарегистрировали отдельные депутаты 8 созыва. Я задаю вопрос, который все формулируют: «Если это проблема, откуда она появилась?». У меня нет желания просить членов парламента, чтобы они не проявляли законодательной инициативы. В конце концов, мы обсуждаем, как работают механизмы в тех странах мира, где депутаты имеют право законодательной инициативы, но нет этакой волны цунами, в которой все захлебываются.
Это и довольно конкретный пример. Я его выбрал, потому что не было никакого разговора с депутатами, лидером фракции или главой комитета, который бы не сказал, что эта проблема действительно трудно решить.
Те парламентарии, с которыми вы встречались, либо не встречались, готовы ли они к реформам, к реформам украинского парламента?
Я думаю, что это очень хороший вопрос, на который я должен дать квалифицированный ответ: «я не знаю». Потому что, конечно, они еще не видели реформ, а я не видел ответа. Что я знаю, и что я скажу вам, что спикер — Владимир Гройсман очень ответственно к этому относится, как и члены секретариата Верховной Рады. Для меня также очевидно, что многие депутаты, с которыми я говорил (самовыдвиженцы и партийные), все они одобряют реформирование и модернизацию Верховной Рады.
Одна из ключевых проблем процесса внедрения реформ в Украине — это коррупция. Если говорить о парламенте — это связь между бизнесом и депутатами. Можно ли изменить эту ситуацию?
Здесь мы погружаемся во множество деталей, в которых я, разумеется, очень хорошо осведомлен. Мы знаем, что Украина не получит золотой медали в антикоррупционном классе. Говоря об этом, я думаю, что лучший путь изменить старую политическую культуру — это проливать яркий свет там, где была темнота, открывать двери, которые были закрытыми, находить то, что было скрыто. Была серьезная попытка в прошлом не только говорить об этих серьезных вопросах. Моя оценка тому, что удалось сделать в судебной и прокурорской системе — принято немало нужных и важных законодательных актов, но впереди еще долгий путь внедрения.
Сколько времени нужно, чтобы реализовать вашу стратегию?
Мы надеемся написать отчет в январе-феврале. И технически это будет презентацией миссии, когда мы скажем: «вот здесь то, что мы сделали, мы приглашаем вас поддержать нас и сотрудничать с нами». Это наш дедлайн — учитывая тот объем работы, который еще впереди, вы можете сказать, что несколько месяцев — это очень быстро, но много работы сделано, многое достигнуто в ходе переговоров.
Часть парламента стремится к реформам. А другая часть — это, как мы знаем, люди бизнеса или представители бизнес-интересов олигархов. Если они не захотят менять систему, предусмотрен ли план действий в таком случае?
Как я уже говорил, я не владею этим, я имею честь помогать, у меня есть привилегия это делать. Здесь демократия, и в конце концов, нам нужно мобилизовать большинство парламентариев. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что этот момент еще не наступил. Но я могу сказать, что это уникальная возможность для изменений, которая выпадает раз в поколение. И это станет большим позором, если Парламент Украины потеряет свою возможность привести страну к лучшему будущему.
Каким образом можно преодолеть нарастающий в Украине и за ее пределами пессимизм насчет возможности реформ?
Мы понимаем, что это сложная реформа, она не закончена, но важно, что она уже началась. Мало чего произошло, поэтому я попросил бы людей не разочаровываться. Хранить надежду, сохранять фокус. Часто законы, принятые быстро, становятся законами, о которых вы будете сожалеть. Ибо вы потратили достаточно времени, чтобы достичь определенного результата.
Я бы сказал людям, которые говорят, что что-то не слишком быстро происходит, что иногда, работая, вам лучше не использовать время, как оправдание. Если действительно работать над реформами, то сделать правильно, гораздо важнее, чем сделать это быстро. Качество лучше, чем скорость. А вот если вообще ничего не делать — это катастрофа. Итак, важно делать, но делать правильно.
То, что мы делаем — это не длительные во времени процессы, но это занимает время. Если вы слушаете, если вы проводите 16—17 встреч с людьми в неделю, вам нужно время. Стратегия требует времени. Мы хотим сделать это качественно, а не быстро. Если это только тактика, и я бы хотел выдать себя за пана Реформатора, я мог бы пообещать, что мы сделаем это завтра. Но это не будет иметь положительных результатов.
Людям не стоит быть пессимистичными, они должны требовать стратегию изменений, стратегию реформ. И после того, как они это поймут, они увидят, что это не так просто, как включать-выключать свет. Этот процесс включает в себя глубокие рефлексии, хорошую подготовку, но только когда вы делаете это так, вы получаете нечто легитимное и устойчивое. А Украина сейчас нужны именно устойчивые реформы.
\Татьяна Козырева, Яков Любчич
- Поделиться: