«Райское наслаждение». Российская элита в офшорном досье

В результате утечки 13,4 млн документов из компании Appleby — одной из крупнейших в мире фирм по предоставлению офшорных юридических услуг — стали известны имена сотен тысяч бенефициаров офшоров по всему миру. В архиве встречаются и известные граждане России.

В результате утечки 13,4 млн документов из компании Appleby — одной из крупнейших в мире фирм по предоставлению офшорных юридических услуг — стали известны имена сотен тысяч бенефициаров офшоров по всему миру. В архиве встречаются и известные граждане России.

Неизвестный источник передал архив немецкой газете Süddeutsche Zeitung, которая в свою очередь поделилась им с Международным консорциумом журналистов-расследователей. Партнером консорциума в России является Новая газета. Громадское публикует материал этого издания о главных фигурантах досье.

Роман Абрамович, российский бизнесмен, владелец футбольного клуба «Челси»

На протяжении нескольких лет юристы Appleby вели дела компании Russia Forest Products (Bermuda), которая контролировала крупнейший лесопромышленный холдинг Дальнего Востока России — RFP. В августе 2008-го Роман Абрамович пытался приобрести больше трети Russian Forest Products (Bermuda) за 168 млн долларов.

«Мистер Абрамович — единственный бенефициар Zephros Trust, владеющего всеми акциями компании Minden Worldwide Limited, которая и покупает 31,17 % акций [RFP]», — объяснялось в запросе Appleby Управлению денежного обращения Бермудских островов.

От Абрамовича требовалось заполнить специальную анкету: «Персональную декларацию». Помимо прочих вопросов в ней был и такой: «Доводилось ли вам когда-либо становиться объектом судебного или другого официального расследования?»

Абрамович ответил «нет», несмотря на то, что, как сообщало российское издание «Коммерсант», в 1992 году он был фигурантом уголовного дела об использовании подложных документов для хищения 55 железнодорожных цистерн с соляркой.

Судя по переписке, эта ошибка доставила массу хлопот сотрудникам Appleby: «Сделка была заблокирована в самый последний момент, монетарные власти Бермудских островов решили, что не дадут согласия на приобретение Романом Абрамовичем бенефициарного владения. <…> К сожалению, он неверно ответил на один из важных вопросов. <…> Это привело к тому, что они потребовали от нас провести дополнительный дью-дилидженс (комплексное исследование - Громадское) или отозвать заявку. Мы выбрали второе. <…> В БВО (Британских Виргинских островах) такие проблемы вряд ли возникнут».

В Appleby решили, что можно выбрать другую юрисдикцию, где власти посговорчивее. При этом, судя по переписке, на Виргинские острова отправилась та же самая «Персональная декларация» Романа Абрамовича с тем же ответом на вопрос о проблемах с законом. Но юристы Appleby оказались правы: вскоре на Британских Виргинских островах появилась компания Russian Forest Products (BVI).

Владимир Блоцкий, депутат Госдумы от КПРФ

В архиве есть документы о счетах уругвайской компании Blackfil S.A. Владимир Блоцкий указан как директор этой фирмы, а его отец и супруга — в качестве связанных лиц. Самые свежие документы датируются 2006 годом.

Одноименная компания — Blackfil SA Ltd — действует и в Чехии. С 2006 года она принадлежала Блоцкому, однако в 2016-м, менее чем за неделю до думских выборов, была переписана на отца депутата.

В своей предвыборной декларации Владимир Блоцкий указал 329 млн рублей (5,6 млн долларов) годового дохода от участия в нескольких предприятиях, однако зарубежные компании там не упоминаются.

Николай Егоров, адвокат, основатель юридической фирмы «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры»

Николай Егоров, однокурсник Владимира Путина, — один из самых влиятельных российских адвокатов

В 2015-м он приобрел 20% Антипинского НПЗ (АНПЗ) — крупнейшего частного нефтеперерабатывающего предприятия в России. Поскольку все 100% акций АНПЗ находились в залоге у российского Сбербанка под кредит в 1,8 млрд долларов, сделке требовалось одобрение банка. Представитель Николая Егорова попросил Appleby помочь с формулировками.

Пакет в 20% акций переходил от Vikay Industrial Limited Дмитрия Мазурова (основаетеля АНПЗ) к сейшельской MainProjects Corporation. Специальный пункт в документе обязывал MainProjects самоликвидироваться сразу после совершения сделки и передать акции своему единственному акционеру. На начальной стадии переговоров этим акционером был Николай Егоров. Дмитрий Мазуров подтверждал порталу РБК, что влиятельный юрист из Санкт-Петербурга — совладелец АНПЗ.

Алексей Езубов, с 2007 года депутат Государственной думы от «Единой России»

До прихода в Госдуму Алексей Езубов был предпринимателем, имел активы в аграрном и гостиничном бизнесах, которые после избрания отошли его сыну. Согласно декларации о доходах Езубов небогат: за 2016 год он заработал чуть больше 5 млн рублей (85,5 тысяч долларов).

Согласно документам Appleby Езубов, по крайней мере до 2013 года, был директором в компании Air Cloud Services Limited, зарегистрированной на Бермудских островах. Это холдинговая компания, на которую записан частный самолет.

Конечный собственник Air Cloud Services Limited — мать российского олигарха Олега Дерипаски Валентина. В 2013 году от имени компании Езубов подписывал резолюцию об открытии филиала на острове Мэн для того, чтобы импортировать бизнес-джет в Европу на «благоприятных» в плане НДС условиях, то есть не заплатив налог.

По российскому законодательству депутатам прямо запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, входить в руководящие органы компаний, участвовать в заседаниях совета директоров, принимать управленческие решения и подписывать резолюции. За нарушение закона предусмотрено лишение полномочий.

Игорь Шувалов, первый вице-премьер правительства России с 2008 года

Жена Игоря Шувалова Ольга указана в файлах Appleby как бенефициар компании Altitude X3 Ltd., учрежденной в 2008 году на Бермудских островах. Компании принадлежит самолет Bombardier BD-700-1A10 с регистрационным номером M-VQBI (ранее VQ-BIS).

Из документов Appleby следует, что изначально акционерами компании Altitude X3 Ltd были Swiru Holding AG и Нариман Гаджиев. Про Swiru неоднократно писалось, что холдинг связан с предпринимателем и членом Совета Федерации Сулейманом Керимовым, а Гаджиева даже называли родственником Керимова.

В июне 2009 года директором и вице-президентом Altitude X3 становится Сергей Котляренко — управляющий активами Игоря Шувалова. И лишь спустя 8 месяцев, в феврале 2010-го, собственником компании, на которую зарегистрирован самолет, становится офшор Radcliff Business Limited Ольги Шуваловой. В списке российских контактов Appleby, датированном 2014 годом, также появляется имя Евгения Шувалова, сына российского вице-премьера.

На каких условиях компания и частный самолет могли перейти от людей Керимова к родственникам Шувалова, в файлах Appleby не говорится.

По словам источника, знакомого с ситуацией, компания Altitude X3 действительно ранее принадлежала людям Сулеймана Керимова, но он к покупке самолета не имеет никакого отношения. Управляющие активами Шувалова и Керимова знали друг друга, и поэтому, когда возникла необходимость приобрести компанию для регистрации самолета, то обратились к знакомым. Принципиально в этой ситуации то, что Шувалов оплачивал перелеты со счетов своей семьи, а позже с них приобретался самолет.

Алишер Усманов, бизнесмен, владелец металлургических и горнорудных предприятий, мобильного оператора «Мегафон» и издательского дома «Коммерсант»

Документы Appleby показывают, что когда российский олигарх Алишер Усманов возглавлял структуру «Газпрома» — «Газпром инвестхолдинг», она финансировала и контролировала фирму Kanton Services с Британских Виргинских островов. Она, как оказалось, участвовала в покупке акций социальной сети Facebook.

Kanton Services вложила деньги в инвестфонд предпринимателя Юрия Мильнера для покупки акций Facebook до того, как социальная сеть взлетела в цене, публично разместив свои акции в 2012 году.

Если до публичного размещения Facebook оценивали в $6,5 млрд, то после — уже в $105 млрд.

Было известно, что Усманов и Мильнер приобрели до 10% акций Facebook в 2009 году и продали на размещении их часть, выручив около $1,6 млрд, окупив все затраты и получив больше 500 млн чистой прибыли, как сообщал Forbes.

Но о том, что в Facebook пошли деньги офшорной фирмы газпромовской «дочки», которую в то время возглавлял Усманов, известно не было. Кто на этом заработал?

Согласно документам Appleby, буквально за месяц до того, как акции Facebook взлетели в цене, эта офшорная фирма продала свою долю участия, которая оценивалась больше, чем в $1 млрд, компании Усманова.

В «Газпром инвестхолдинге» заявили Международному консорциуму журналистов расследователей (ICIJ), что предоставляли займы офшорной фирме Kanton Services «для общекорпоративных целей».

Мильнер подтвердил консорциуму, что эта фирма вкладывала деньги в один из инвестфондов под его управлением, который покупал акции Facebook. Но заверил, что перед тем, как допустить Kanton в число инвесторов, фирма подверглась тщательной проверке. Мильнер подчеркнул, что про инвестицию в Facebook именно газпромовских денег говорить сложно, поскольку Kanton мог использовать и другие источники финансирования.

Представитель Усманова ответил консорциуму, что в его инвестициях в Facebook не использовались деньги подконтрольных государству компаний.

Марина Сечина, бывшая супруга главы «Роснефти» Игоря Сечина

Один из самых влиятельных людей России олиграх Игорь Сечин развелся с женой примерно в 2011 году. После этого жена занялась бизнесом.

В августе 2013 года у Сечиной появились доли в российских предприятиях, от энергетических до птицеводческих, в том числе с участием поставщика «Роснефти». Стоимость активов этих компаний в 2013 году составляла 2,5 млрд рублей (42,7 млн долларов), по данным их финансовых отчетов.

А теперь выяснилось, что еще в 2012 году Сечина заинтересовалась далеким офшором.

В сентябре 2012 года на Каймановых островах при помощи местного офиса юридической фирмы Appleby была зарегистрирована компания S Holdings Ltd. Ее единственным бенефициаром в документах указывалась Марина Сечина.

Фирму Сечиной регистрировали при помощи сотрудников австрийского Meinl Bank для участия в девелоперских проектах в России и Восточной Европе банкира и промышленника Юлиуса Майнла — владельца и наследника одноименной кофейной империи.

Идея Майнла состояла в том, чтобы приобретать проблемные, но перспективные активы по дешевой цене, развивать их, а затем выгодно продавать.

В архиве Appleby есть схема Майнла, а также презентация 2011 года для инвесторов. Идея была такой: на Британских Виргинских островах была создана фирма Gray Jackal Limited («Серый шакал»), принадлежавшая Майнлу. Поначалу она полностью владела мальтийской компанией Fulcrum Ltd, «платформой для инвестиций на развивающихся рынках» и, в частности, в российскую недвижимость.

Финансировать схему планировалось так: инвестфонд на тех же Каймановых островах, связанный с трастами семьи Майнл, должен был перевести первые 40 млн евро через «Серого шакала» в мальтийский Fulcrum. Принадлежащая структурам Fulcrum российская компания «Союз проперти девелопмент» должна была купить часть недостроенного торгового центра в городе Уфа.

А тем временем, как говорилось в презентации, «отборные инвесторы» должны были получить предложение вложить деньги в Fulcrum. Фирму Сечиной регистрировали на Кайманах как раз для того, чтобы она стала таким «отборным инвестором».

В документах Appleby нет данных о том, сколько вложила Сечина. Но в презентации Fulcrum в октябре 2011 года рассматривались инвестиции размером 40–80 млн евро.

В Appleby знали о том, кто такая Марина Сечина. Перед тем как зарегистрировать фирму или проводить финансовые операции, необходимо выяснить не только то, каким бизнесом занимается человек и не числится ли он в списке разыскиваемых преступников и террористов, но и не является ли клиент «политически значимым лицом».

Юристы обязаны задавать «политически значимым лицам» вопросы о происхождении денег и целях крупных финансовых операций, чтобы предотвратить отмывание денег, коррупцию и уклонение от уплаты налогов.

В документах Appleby Сечину отметили как «политически значимое лицо», выяснив, что она была связана со вторым по влиятельности человеком в России. Однако, судя по документам, вопросом о происхождении ее средств никто не задавался.

После того, как выяснилось, что Сечина — «политически значимое лицо», которое нужно особо тщательно проверять, ее фирму в проекте Майнла заменили на еще более непрозрачный траст Summit Trustees (Cayman) Limited. Судя по документам Appleby, Майнл был лично осведомлен о происходящем и сам принимал участие в решение этого вопроса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ«Темный шоколад» Петра Порошенко: о чем говорят документы «райских островов»