Роботы-уборщики, перегородки и бесплатный проезд: как работает общественный транспорт в условиях пандемии

«Остановить общественный транспорт — это как нажать "ядерную кнопку". Это крайнее средство, к которому следует прибегнуть, когда все остальное не работает», — считает австралийский вирусолог Аллен Ченг. Иного мнения профессор Технологического университета Свинберна (Мельбурн) Брюс Томпсон: остановка транспорта является логическим следствием запрета больших собраний, и нужна, чтобы не допустить повторения событий в Италии и Китае.
Как разные страны решают вопросы работы общественного транспорта в условиях распространения коронавируса — и какие результаты это дает?
Останавливать или нет?
Общественный транспорт может быть благоприятной средой для распространения коронавируса. Однако его остановка или ограничение становятся жестким ударом по экономике. Более того, им пользуются миллионы людей, обеспечивающих критически важные услуги и товары или нуждаются в нем в других важных целях.
После взрыва эпидемии в китайском городе Ухань общественный транспорт там полностью остановили. В то же время другие азиатские страны — Тайвань, Япония, Южная Корея — прекращать работу транспорта не стали: заполненные пассажирами в масках вагоны метро там все еще является обычным явлением.
Общественный транспорт продолжает работать и в пораженных эпидемией городах США и Европы — Нью-Йорке, Милане, Риме, Париже, Мадриде, Берлине и других.
Мэр Лондона Садик Хан считает: «Важно обеспечить свободное движение для критически важных для города работников — мы в долгу пред ними и должны сделать все, что от нас зависит, чтобы им помочь».
В Лос-Анджелесе власть говорит , что «пока выполняются необходимые требования и сохраняется социальная дистанция, пользоваться метро — безопасно для здоровых пассажиров».

В эпицентре эпидемии в Европе, итальянском регионе Ломбардия, продолжают работать автобусы, трамваи, метро и пригородные поезда. В наиболее жестоко пораженном эпидемией городе Бергамо автобусы ездят по сокращенному графику — количество транспорта снизили примерно на 40%.
Ломбардский чиновник Джулио Галлера считает , что метро и поезда переполнены и их следует немедленно остановить: «Кто захочет — будет пользоваться авто или самоорганизуется другим способом».
Мэр Милана Беппе Сала считает это демагогией: «Как мы обеспечим движение работников жизненно важных служб? Нужно делать правильные вещи».
В других странах Европы подошли к этому вопросу более радикально.
16 марта весь общественный транспорт — поезда, автобусы, трамваи — остановили в Словении. Работает только такси при условии, что водители тщательно чистят автомобили после каждой поездки. Запрет причиняет неудобство врачам и другим работникам, живущих далеко от работы. Решать эти проблемы они должны самостоятельно. Однако власти также ищут решения. Так, в Любляне временное жилье для врачей обустраивают в гостинице неподалеку больницы, а в городе Целе для этого же используют студенческое общежитие.
За последние несколько дней остановить транспорт на срок от 14 до 30 дней решили еще несколько стран: Хорватия (за исключением такси), Сербия, Оман, Алжир, Саудовская Аравия и на большей части территории Филиппины.
С 23 марта перестали работать все поезда, в том числе и пригородные в Индии. Остановилось метро столицы Дели. Это решение часть пользователей Твиттера встретила с одобрением — транспорт в Индии часто заполнен сверх меры. Однако многие спрашивают: что делать врачам и тем, кто продолжает работать? В ответ власти обещают организовать транспорт для «ключевых сотрудников».
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.

Дистанция в транспорте
Страны и города, которые не останавливают общественный транспорт, должны заботиться как о пассажирах, так и о собственных работниках. Для их безопасности важнейшим является дистанция между людьми.
После начала пандемии и введения карантина количество пассажиров в общественном транспорте большинства крупных городов Европы, США и Латинской Америки резко упала — на 50-90%. Чтобы предотвратить скопление пассажиров, во многих городах старались как можно дольше не снижать количество транспорта. Так поступили в Мадриде, Нью-Йорке, Берлине, Сантьяго, Таллинне. В Риме, несмотря на десятикратное падение пассажиропотока, количество рейсов в метро снизилась лишь на 20%. В Копенгагене количество поездов в метро даже увеличили .
Со временем большинство служб общественного транспорта все же сокращает интенсивность движения. В Берлине с 23 марта приходится уже вдвое дольше ждать поезда метро и автобусы. В Польше городские и пригородные автобусы и поезда преимущественно ездят по субботнему расписанию, а некоторые из них вообще отменили.
В Лондоне закрыли 40 из 270 станций метро, а линии, ведущие к деловому центру города, не работают вовсе. Отменили также ночные поезда.
В Кишиневе общественный транспорт будет работать только в отдельные часы от 5:30 до 10 утра и с 16 до 20 часов вечером. В Риме и Мадриде метро заканчивать работу на несколько часов раньше.
Транспортные организации отмечают, что приспосабливают предложение к изменению поведения пассажиров. Так, в Мадриде обнаружили изменение утреннего часа пик и нарастили в этот период частоту рейсов. Готовясь к сокращению рейсов в другие часы и снижение численности персонала, приоритетными признали те станции, которые находятся у госпиталей.
В испанской столице также определили максимальное количество мест, которое можно занимать в автобусах. Для больших автобусов оно теперь составляет 20 человек. А в маленьких — они несколько меньше украинских маршруток — можно перевозить до 5 человек. Следят за соблюдением этих правил и предотвращают скопление на станциях метро и остановках транспортные работники, а также военные подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Также важным инструментом обеспечения дистанции между пассажирами является карантин.
В Испании, чтобы выйти из дома, нужно, чтобы была важная причина. Чтобы воспользоваться транспортом, необходимо иметь документы, подтверждающие необходимость поездки. Их время от времени проверяет полиция.
Перечень таких причин не является исчерпывающим — это значит, что транспортом могут воспользоваться не только работники больниц или государственных учреждений, а все, кто может доказать необходимость. Как следствие, количество пассажиров упало на 80-90%.
В других странах, где формальные ограничения не такие строгие, количество пассажиров все равно падает: из-за самоизоляции, перехода на удаленную работу, закрытия заведений, прекращения обучения в школах. Жительница Вроцлава Виктория Щуцкая рассказывает hromadske, что за время утреннего поездки почти через весь город автобусом воспользовались 7 пассажиров.

Как защитить водителей?
Еще одна причина, почему количество общественного транспорта постепенно сокращают — забота о работниках этой отрасли и ожидаемый рост заболеваемости среди них.
Так в американском Массачусетсе и испанском Мадриде сокращение рейсов объяснили тем, что часть работников вынуждена ухаживать за детьми из-за прекращения обучения в школах. Кроме того, все больше работников оказывается в больницах или в самоизоляции после контактов с больными.
Водители, контролеры и уборщики особенно рискуют заболеть из-за постоянных контактов с пассажирами. Именно из-за опасений водителей 17 марта не ходили автобусы в Детройте. Работников не обеспечили средствами защиты, а из-за закрытия ресторанов и магазинов у водители не было где помыть руки. В конце концов, движение восстановили — но чтобы минимизировать контакты с пассажирами, вход в автобусы разрешили только через заднюю дверь. Также водители теперь не продают билетов.
В вроцлавских автобусах запрещено занимать первые два ряда сидений. Во многих польских автобусах водителей от пассажиров отгородили пластиковыми перегородками.
В Таллинне транспорт теперь бесплатный для всех — чтобы не подвергать опасности контроллеров.
В Тбилиси полностью отказались от маршруток, в которых опасность как для водителей, так и для пассажиров, по мнению мэрии, самая высокая. Это вызвало жалобы на переполненность автобусов, но власти пообещали вывести на маршруты дополнительные.

Особое внимание теперь оказывают очистке транспорта.
В Мадриде и Сантьяго все вагоны метро и автобусы чистят ежесуточно с применением антисептика.
В Гонконге этим занимаются также роботы, которые лучше очищают труднодоступные поверхности.
Зато в Берлине транспорт моют как и раньше. Руководство говорит, что не может позволить себе частого мытья противовирусными спецсредствами. Однако немцы уверяют, что из-за контакта с поверхностями в транспорте не произошло еще ни одного заражения.
Маски на пассажирах можно заметить все чаще — меньше в Европе и США, больше — в Азии. Однако обязательными они не являются — за исключением некоторых китайских городов. Маски раздают работникам транспорта, на крупнейших станциях устанавливают дезинфицирующие гели.
В некоторых городах — например Тайпее или Боготе — сообщали об измерении температуры у пассажиров на отдельных станциях, однако массовой практикой это еще не стало.
В Чили начинают добровольный сбор данных пассажиров междугородных автобусов, чтобы связаться с ними, если у кого-то обнаружат коронавирус.

Во многих городах мира пытаются усилить альтернативу общественному транспорту.
В Боготе за несколько дней на 17% увеличили длину велосипедных дорожек. Во многих городах США ввели менее придирчивый контроль за соблюдением правил парковки, а в польских Кракове и Гдыне отменили плату за парковку личных автомобилей.
- Поделиться: