РПЦ требует, чтобы ей передали шесть зданий Музея городской скульптуры в Санкт-Петербурге. Почему этого нельзя делать

Петербургский государственный музей городской скульптуры — единственный в России, где занимаются изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде. Одна из его главных постоянных экспозиций — двухуровневая Благовещенская церковь, старейший каменный храм Петербурга. РПЦ не первый год пытается добиться, чтобы ей передали здания, принадлежащие музею.

По материалу «Новой газеты»


Петербургский государственный музей городской скульптуры — единственный в России, где занимаются изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде. Одна из его главных постоянных экспозиций — двухуровневая Благовещенская церковь, старейший каменный храм Петербурга. РПЦ уже не первый год пытается добиться, чтобы ей передали здания, принадлежащие музею.

Произведения, расположенные на втором этаже Благовещенской церкви, теоретически можно было бы перенести в другие помещения.

Но с нижним храмом-усыпальницей такого не может быть по определению: изначально под ее полом были устроены «могильные места», где в XVIII веке захоронили 14 представителей дома Романовых и их родственников, здесь лежат сподвижники Петра I и многие другие российские государственные деятели.

Из 112 составляющих это собрание памятников 78 расположены непосредственно на местах исторических захоронений. То есть эти объекты музейного фонда неотчуждаемы не только по закону, но и просто физически: выдрать их из родных стен без ущерба для культурного наследия невозможно.

Собственно, неделимость и неотчуждаемость были главными контраргументами против передачи Благовещенской церкви РПЦ — а такие попытки предпринимались с 2010 года, однако музею удалось отстоять свои ценности и доказать властям, что музейные экспонаты не могут быть отделены от Усыпальницы, а сама она не относится к имуществу религиозного назначения. Однако передачу музейных помещений РПЦ продолжали лоббировать некоторые депутаты городского собрания Петербурга. В 2015 году они поддержали компромиссное решение, рассмотренное ранее, при котором РПЦ получает только верхнюю церковь. Однако этот вариант был отвергнут епархией.

Экспозиция внутри усыпальницы. Фото: Елена Лукьянова, «Новаягазета»

И вот теперь митрополит Варсонофий попросил «вернуть» уже не только Благовещенский храм, но и еще пять зданий, поскольку все они входят в состав единого монастырского комплекса Александро-Невской лавры.

Пожелания епархии митрополит изложил в двух письмах, направленных и. о. градоначальника еще 10 октября, но достоянием гласности они стали лишь теперь.

Пять зданий — это: церкви св. Лазаря и Тихвинская, богадельня, певческий корпус и монастырский жилой дом. Все перечисленные здания используются Музеем городской скульптуры: там развернуты экспозиции, работают реставрационные мастерские, проводятся временные выставки, научные конференции, мастер-классы, целый ряд познавательных и образовательных программ для детей и взрослых.

Притязания епархии с музеем никто до сих пор не обсуждал, писем митрополита там не видели. Но если изложенные в них просьбы удовлетворят, это будет равнозначно уничтожению музея, признает его директор Владимир Тимофеев.

Фото: Елена Лукьянова, «Новаягазета»

Хранители наследия напоминают также, что по российским законам кладбища неотчуждаемы из государственной собственности — а вверенное их попечению собрание мемориальной скульптуры в значительной части составляет единое целое с захоронениями. В случае возобновления регулярных богослужений в церкви (которая, кстати, никогда не была приходской) от свечной копоти пострадает мрамор уникальных произведений.

Кроме того, историческая планировка Благовещенской усыпальницы такова, что при устройстве иконостаса за алтарной преградой и вне зоны доступа посетителей окажутся так называемые царские плиты и вход в каменную палатку, примыкающую к юго-восточной части здания.

А помимо этого, есть вероятность, что пастыри не потерпят соседство с теми скульптурами, что, по их рассуждению, могут смущать прихожан. В дореволюционное время к таковым, например, отнесли полуобнаженного Гения Славы в скульптурной композиции надгробия князя А. М. Голицына, отсылающей к ратным подвигам фельдмаршала. Тогдашние блюстители нравственности распорядились замуровать в нише античного героя и заставить иконками. Долгое время это произведение скульптора Гордеева считалось утраченным, пока его не раскрыли в 1936 году.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.