«С нас взяли 52 тысячи гривен за неделю проживания». Кому война, а кому — заработки

Волонтеры из западной и центральной Украины ищут средства на матрасы для переселенцев и бронежилеты для терробороны, обустраивают приюты в городских ресторанах и сельских школах. Готовят обеды, собирают вещи, передают детское питание и лекарства тем, кто в этом нуждается. Сейчас на западе Украине волонтеров уже больше, чем нужно. Люди пытаются поддержать тех украинцев, которые эвакуировались или до сих пор не смогли уехать.
Впрочем, традиционно во время войны есть и такие, кто организует «бизнес» наскоро, завышает цену на аренду и берет деньги за официально бесплатные услуги. Мы пообщались с теми, кому пришлось уехать из родных домов и кому по пути встретились не только объятия украинских волонтеров.
Анастасия
Мы должны были выехать из Киева, потому что нашу квартиру на Проспекте Победы, самом большом в городе, обстреляли в одну из первых ночей войны. Шесть дней мы с семьей почти все время жили в бомбоубежище в соседнем доме, выходя раз в несколько дней принять душ дома и постоять в очередях за продуктами и лекарствами. На седьмой день мы собрали вещи, заплатили 100 долларов за такси на вокзал и поехали в Винницу.
Можете проверить, на винницком OLX есть немало объявлений об аренде квартир от 200-300 грн посуточно, поэтому мы рассчитывали найти квартиру за приемлемую цену. К сожалению, объявления в большинстве своем оказались фейками. Сегодня вчетвером мы живем в однокомнатной квартире со старым ремонтом, которая стоит 1000 грн в сутки. Это больше тысячи долларов в месяц. Владелица согласилась на скидку 100 грн при условии, что мы будем арендовать на неделю и больше.

Марина
24 февраля мы с семьей решили выехать на машине из Киева в сторону западной Украины, ведь оставаться в столице было опасно. Уже по дороге начали искать жилье, потому что не было времени сидеть в букинге и что-то бронировать. Первая остановка была в Фастове. Где-то час передышки. Мы залезли в букинг и единственное, что удалось забронировать — последний номер в отеле. Также искали квартиру, потому что знали, что из Киева будут ехать друзья, и им необходимо будет где-то остановиться. К тому времени это уже были последние доступные квартиры. Мы нашли двухкомнатную студию в ЖК «Фамилия» на Кульпарковской, возле аэропорта Львова. Квартира стоила 47 тысяч гривен, и мы забронировали ее, потому что другого выхода просто не было. Уже на месте вместо 47 с нас взяли 52 тысячи гривен за неделю проживания.
В этой квартире жили потом наши друзья и знакомые, постоянно менялись люди. Когда мы спросили владельца, можем ли ее снимать дольше, но с какой-нибудь скидкой, владелец отказал. Когда мы съехали, он поднял цену сначала до 77 тысяч, а потом мы еще раз встретили его объявление уже за 92 тысяч гривен в неделю.
Конечно, я читала обращение Андрея Садового по поводу мародерств и вымогательства. Сейчас мне уже дважды звонили по телефону разные службы и переспрашивали об этой истории, но чем она закончилась, мне не известно. Но это объявление до сих пор на букинге.
Неля
Мы ждали возможность выехать из города Фастов Киевской области. 2 марта поезда через город проходили транзитом без остановок и переполненные. Поезд Киев-Солотвино должен был прибыть в 18:20, но пришел с задержкой на 40 минут, поэтому остановка по времени была очень короткая. В 7-й вагон нас не пустили, потому что он был переполнен. Сориентировались, что около 8 вагона никого нет и стали проситься зайти. Нас было четверо, из которых двое — мои дети в возрасте 16 и 21 года.
Проводница ответила, что нас некуда взять, хотя тамбур был свободен и коридор вагона тоже. Предложила нам пройти в 13-й эвакуационный вагон. Я понимала, что времени мало, и дверь в том конце поезда не открывалась вообще. Стала настаивать, чтобы она пустила нас в тамбур. На что проводница ответила, что у нее вагон платный, 900 грн. Сын протянул ей 1000 гривен. Взяв деньги в руки, она уточнила: с каждого. Так мы ей дали еще 100 долларов. Сдачи не было. Мы ехали до Виноградова. Проводница отвела нас в купе, где сидели четверо пассажиров, ехавших во Львов, среди них и трехлетний ребенок. Они ей тоже заплатили наличными 1650 гривен за три билета.
Мы с младшей дочерью сейчас в Италии. Я не потратила ни одного евро. Итальянцы полностью всем обеспечили. Даже не разрешают ничего себе купить. В кафе угостили всех нас кофе. Я пыталась заплатить, на что мне сказали, что выделен фонд от города, чтобы они нас поддерживали. За нас продумали каждую деталь: медицина, школы, питание, одежда, все средства гигиены.
Автор: Анастасия Головненко
- Поделиться: