С уклоном вправо: кто прошел в Европарламент и каким будет будущее Европы

Watch on YouTube

Завершилось голосование на выборах в Европарламент. Оно продолжалось четыре дня. Огромного прорыва, который предрекали популистам и националистам, не произошло — однако они получили больше мест, чем имели раньше.

Видео на украинском языке

Самая высокая явка за последние 20 лет, прорыв «зеленых» партий, традиционные лидеры потеряли места, а популисты и националисты получили больше, чем имели раньше — этим отличились выборы в Европарламент, завершившиеся 26 мая. На них голосовало 28 стран Евросоюза, что делает их вторыми крупнейшими в мире демократическими выборами.

По предварительным подсчетам, в большинстве стран победу одержали проевропейские силы. У правых и популистских партий, которым прочили до трети голосов, по последним прогнозам, будет до 25% мест. Это больше, чем у них было когда-либо.

Нынешние выборы в Европарламент называют самыми важными за последние десятилетия. Годами там доминировали традиционные силы, однако теперь им уже не удастся так просто сформировать большинство.

Новый Европарламент будет более фрагментированным, поэтому будет более сложным и процесс принятия решений, в частности, тех, которые касаются Украины или санкций против России.

Так ли «страшен» новый Европарламент, как его малюют? Что отстаивают праве и популисты, и сохранит ли ЕС свой курс? Каких изменений ждет Европа?

Громадское наблюдало за выборами и объясняет детали.

Победы и разочарования

По последним данным, правые и популистские партии получают 172 места из 751. В прошлом созыве Европарламента их представляли 154 евродепутата. В общем правые и популистские партии лидировали в семи странах: во Франции, Италии, Бельгии, Венгрии, Польше, Болгарии и Великобритании.

Разочарованием результаты выборов стали для французского президента Эмманюэля Макрона, который обещал людям новую Европу и «европейскую мечту». По предварительным подсчетам, он, хотя и с отрывом всего в 1%, но уступил место праворадикальной партии Марин Ле Пен «Национальное движение».

Уверенную победу одержала праворадикальная «Лига» итальянского вице-премьера Маттео Сальвини. Именно под его руководством объединились националистские партии в «Движение Европы наций и свобод».

Националистская консервативная партия «Новый фламандский альянс», согласно предварительным результатам, стала первой в Бельгии, за ней — праворадикальный «Фламандский интерес».

Партия Брекзита евроскептика Найджела Фараджа, которую он запустил всего за несколько недель до выборов, победила в Великобритании.

В то же время первой в Нидерландах стала социал-демократическая Партия труда, хотя победу пророчили евроскептикам, а в Чехии, Эстонии и Дании победили либералы. Прорывом выборы стали и для «зеленых» — они показали самый лучший результат за все время, и им предсказывают 71 место в Европарламенте. В прошлом их было 50.

Накануне выборов вопрос климата встал особенно остро, десятки тысяч школьников по всему миру участвовали в климатических протестах, инициатором которых была 16-летняя шведка Грета Тунберг.

Слева направо: Герт Вилдерс («Партия свободы»), Маттео Сальвини («Лига»), Марин Ле Пен («Национальное движение») на встрече лидеров правых партий в Милане, Италия, 18 мая 2019 годаEPA-EFE/MATTEO BAZZI

За что выступают правые и популисты?

Общими чертами правых и популистских партий является то, что они выступают против миграции, за расширение полномочий национальных правительств, критикуют Европейский Союз и стремятся его реформировать.

«Европа имеет смысл, только если она принимает во внимание различные культуры и идентичности. ЕС не может стоять только на финансах и бизнесе. Это — не мечта, это ужас», — сказал Сальвини на одной из пресс-конференций.

В то же время Ле Пен, чья партия также присоединилась к «Движению Европы наций и свобод», более радикальна в своих высказываниях. «Я хочу уничтожить ЕС, а не Европу! Я верю в Европу национальных государств. [...] Но я не хочу этого Европейского Советского Союза»,— сказала Ле Пен в интервью немецкому изданию Der Spiegel.

Эти политические силы прибегают к анти-иммигрантской, анти-исламистской риторике, а некоторые состоят в очень близких отношениях с Россией. Лидер французского «Национального движения» Ле Пен считает аннексию Крыма «совершенно законной». Австрийская «Партия свободы» посылала своих наблюдателей на так называемый референдум в Крыму в 2014 году, а также выступает за снятие санкций с Кремля.

Сторонники французского «Национального движения» Марин Ле Пен празднуют после объявления результатов выборов в Европарламент в штаб-квартире в Париже, Франция, 26 мая 2019 годаEPA-EFE/CHRISTOPHE PETIT TESSON

Что дальше?

Годами в Европарламенте большинство было у Европейской народной партии, в которую входили правоцентристы и социал-демократы. Вместе они формировали большинство — например, в прошлом созыве суммарно у этих двух групп было 403 места из 751. Для большинства необходимо не менее 378 голосов. Теперь им впервые с 1979 года придется найти как минимум еще одного партнера, а сам Европарламент станет более фрагментированным.

Удо Буллман, лидер социал-демократов в Европарламенте, уже заявил о том, что традиционные силы потеряли свои позиции. «Европейская народная партия не показала ни результатов, ни силы, чтобы дальше вести ЕС или Европейскую Комиссию», — сказал он.

Несмотря на это, по мнению экспертов, в Европарламенте будет преобладать проевропейская коалиция — хотя ее состав несколько изменится. В традиционную группу из Европейской народной партии и социал-демократов войдут либерал-демократы, которым удалось получить больше мест в парламенте, чем на прошлых выборах, считает эксперт общественной организации «Интерньюз-Украина» и UkraineWorld Максим Панченко.

«Для работы в рамках нового созыва будут более характерными динамичность и ситуативность союзов между группами. Во-вторых, можно ожидать некоторое снижение эффективности работы Европарламента, поскольку на фоне фрагментированности многие идеи могут просто не найти поддержки большинства. В-третьих, увеличение представительства праворадикалов может повлиять на формирование Европарламентом бюджета, а также на кадровую политику, ведь ЕП утверждает состав Еврокомиссии. Однако это влияние будет далеко не решающим», — считает Панченко.

Однако сложности все же будут, считают другие эксперты, в том числе и в вопросах относительно Украины.

«Разногласия в парламенте и более сильная оппозиция относительно ЕС повлияют на политику Брюсселя относительно Восточного партнерства, включая Украину. Это значит, что тема Украины может стать более противоречивой, и решения, которые будут влиять на отношения между Украиной и ЕС, скорее всего, получат меньшую поддержку или смягчатся вследствие компромисса и переговоров»,—говорится в комментарии Лео Литры, старшего аналитика Центра «Новая Европа».

Мандат нынешних евродепутатов заканчивается 1 июля — и уже на следующий день новые чиновники будут заседать во французском Страсбурге, где расположено еще одно здание Европейского парламента. Они должны будут объединиться в группы по политическим убеждениям и выбрать лидеров этих групп.

Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер (Социал-либеральная партия Дании) комментирует первые результаты выборов в пресс-центре Европарламента, Брюссель, 26 мая 2019 EPA-EFE/OLIVIER HOSLET

Справка: Всего в Европейском парламенте заседает восемь групп, созданных на основе политических партий. Две крупнейшие —это правоцентристы и социал-демократы. Согласно результатам, третьей группой станет «Альянс либералов и демократов за Европу», следующие по численности —«зеленые». Далее —три евроскептические и правые партии. И маленькая группа —крайние левые.

Европарламентарии выбирают:

  • президента Европейского парламента;
  • вице-президента Европейского парламента;
  • президента Европейской Комиссии.

Европарламентарии утверждают:

  • главу Совета ЕС —высшего политического органа, который отвечает за основные стратегические направления Евросоюза и формируется из глав государств и правительств стран-членов;
  • Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, который представляет Евросоюз на переговорах с другими странами, то есть и с Украиной.

Они также принимают законы, которые действуют по всей территории Европейского Союза, утверждают бюджет и контролируют работу других институтов.

Что будет с британскими евродепутатами?

Великобритания должна была покинуть Евросоюз до выборов —однако страна не смогла утвердить соглашение о выходе, поэтому ей пришлось участвовать в голосовании. Предполагаемая дата Brexit — 31 октября, до тех пор британские евродепутаты (у Британии всего 73 места) должны работать в обычном режиме.

Больше всего мест получила Партия Брекзита, которую представил евроскептик Найджел Фарадж за несколько недель до выборов. Ее главная цель —вывести Великобританию из ЕС. И если это все-таки произойдет, то ее места распределятся между другими государствами.