«Сборная солянка». Что известно о противовоздушной обороне Ирана и ракетах, которыми могли сбить украинский самолет

Две недели назад в результате авиакатастрофы украинского самолета Boeing 737, который выполнял рейс Тегеран—Киев, погибло 176 человек, среди них 11 украинцев. Иран уже заявил, что самолет сбили две ракеты «Тор—М1» российского производства. Они состояли на вооружении военизированного иранского формирования «Корпус стражей исламской революции».
hromadske пообщалось с военными экспертами Сергеем Грабским, Михаилом Жироховым, редактором интернет-издания «Украинский милитаристский портал» Михаилом Люксиковым и собрало информацию о системе противовоздушной обороны Ирана.
«Сборная солянка» — так характеризует систему противовоздушной обороны Ирана военный эксперт Сергей Грабский. «Она сочетает в себе системы противовоздушной обороны, которые изготавливались и в Российской Федерации, и в Китае. Есть на вооружении системы очень старые — американские, французские, немецкие, которые изготавливались еще в 1970-х годах».
Его коллега Михаил Жирохов объясняет, что после Исламской революции 1979 года Иран оказался под вооруженным эмбарго. С тех пор выбор, у кого закупать новое вооружение, в Иране невелик. «Они ориентируются на Россию и Китай, а также модернизируют западные образцы 1979 года — произведенные 40 лет назад. Они очень устарели. Современная система — это „Тор-М1“ — 2007 года».
Особенность иранской системы противовоздушной обороны в том, что она состоит из двух систем: ПВО Вооруженных сил Ирана и аэрокосмических сил «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР).
«Они действуют при определенных условиях автономно, когда нужно — они взаимодействуют. Аналогию можно привести на примере Второй мировой войны, когда в Германии был Вермахт и войска СС», — объясняет Сергей Грабский. Однако, насколько между ними согласована коммуникация — неизвестно. «Есть данные о том, что у КСИР есть своя система, включая предупреждение, радиолокационные станции, а есть отдельная армейская система. Есть мнение и об общей системе, которая объединяет и КСИР, и гражданское пространство, и армейцев», — отмечает Михаил Жирохов.

Какие виды ПВО есть на вооружении в Иране? Михаил Люксиков объясняет: от переносных зенитно-ракетных комплексов малой дальности советского или китайского производства до ракет дальнего радиуса действия. Последние — советские С-200 и российские С-300, а также разработки собственного оборонно-промышленного комплекса. Одна из недавних — ЗРК Khordad-15, которая, по заявлению иранцев, может уничтожать цели на расстояниях до 75 километров.
«Что еще достаточно интересно — у них очень большая насыщенность зенитной артиллерии. Это признак устаревшей системы, так как зенитная артиллерия в ХХI веке выглядит архаично. Но у них полный спектр зенитной артиллерии: пушки калибра от 23 до 100 миллиметров. Хотя они пытаются эти системы усовершенствовать в единую систему управления», — рассказывает Сергей Грабский.
«Кроме общегосударственного охвата силами и средствами подразделений ПВО, в Иране дополнительно перекрывают особо важные объекты — государственные учреждения, объекты оборонно-промышленного комплекса, военные базы и тому подобное. Используется в основном вооружение российского производства типа ОДДС „Панцирь-С1“, ЗРК „Куб“ и „Тор-М1“», — говорит Михаил Люксиков. Он добавляет, что западное вооружение Иран приобрел еще в 1960-1970-х годах, российские «Панцирь-С1», «Тор-М1» и С-300 поставлены в течение последних 15 лет, а «Куб» — в середине 1990-х.
Мы работаем каждый день, чтобы вы первыми узнавали о новостях в Украине и мире. Поддерживайте нашу деятельность на Спильнокоште, hromadske действительно нуждается в вашей помощи.
В отчете Организации гражданской авиации Ирана говорится о том, что именно двумя ракетами «Тор-М1» сбили украинский Boeing 737, который 8 января выполнял рейс Тегеран-Киев. «Ракеты были выпущены военными „Корпуса стражей исламской революции“ с севера».
Ракеты комплексов малой дальности, к которым относят и «Тор», могут поражать воздушные цели в радиусе около 12 км и на высотах до 6 км. Их производят только в России. Эти ракеты использует КСИР. «Эти ракеты имеют значение, потому что они — военное ПВО. То есть не объектовое ПВО, которое прикрывает стратегические объекты. Эта система предназначена для прикрытия войск, чтобы отбиваться от вертолетов, штурмовиков, которые будут стрелять. Это была последняя советская разработка, еще в 1990 году эта система была секретной», — объясняет Михаил Жирохов.

Как выглядит и функционирует эта ракета? На базе боевой машины зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» размещены восемь боевых ракет, станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения (СН), дублирующий телевизионно-оптический визир и ряд электронных систем.
«Весь этот комплект позволяет комплексу ПВО работать автономно, ведь он самостоятельно может осуществлять наблюдение за воздушным пространством и в случае необходимости запустить зенитную управляемую ракету по цели, проконтролировав ее полет и попадание», — рассказывает Михаил Люксиков. Он согласен с официальной версией, подчеркивая, что «Тор-М1» может работать на высоте до шести километров, а украинский самолет набрал два. «Самолет был на высоте, достижимой для этой системы, сам „Тор-М1“ был неподалеку и, соответственно, прикрывал какой-то из объектов в Тегеране. Поэтому это выглядит как ошибка операторов при распознавании».
Михаил Жирохов ставит под сомнение версию, что украинский самолет сбили именно этой системой. «Технические данные „Тор-М1“, которые есть в открытом доступе, говорят о том, что в средней полусфере он работает на 12 километров. Поэтому или точка, с которой стреляли, находилась ближе, или было другое вооружение». Он добавляет, что у каждой зенитной ракеты есть свой почерк, например, «Бук», которым в 2014 году сбили малазийский боинг МН-17, взрывается на расстоянии. «Это большая, мощная ракета. А „Тор“ не очень большая по меркам ПВО, поэтому сбить большой лайнер двумя такими ракетами очень трудно. Военный самолет сбить легче, но это огромный лайнер, для этого нужно, чтобы ракета попала в кабину самолета».
Также эксперты отмечают, что пока иранская сторона не предоставляет доступ к важным частям самолета, которые могли бы прояснить, каким видом вооружения его сбили. «Они показывают лишь незначительные части. У Боинга (речь идет о сбитом в 2014 году рейсе МН-17 — ред.) — там были большие куски крыла, фюзеляжа, а здесь нам иранцы такое не показывают», — говорит Михаил Жирохов.
Иран заявил, что черные ящики должны оставаться у них. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о том, что иранцы скрывают какие-то обстоятельства. Их поведение похоже на поведение России во время авиакатастрофы польского ТУ-154 в 2010 году. «Россия до сих пор не вернула черные ящики. Их никто не видел, они выдают какую-то дозированную информацию, но черные ящики остаются у них», — отмечает Михаил Жирохов.
- Поделиться: