Спецпроект «Серая зона». Осторожно — мины!

Watch on YouTube

С начала вооруженного конфликта на Донбассе зафиксировано 1205 случаев подрыва людей на боеприпасах. Такие данные предоставляет Министерство обороны Украины. Из них 403 пострадавших—мирные жители, из них 68—дети. Что такое гуманитарное разминирование, кто его осуществляет в Украине и почему это важно —в новом выпуске спецпроекта Громадского«Серая зона».

Анастасия Канарева, Богдан Кинащук

С начала вооруженного конфликта на Донбассе зафиксировано 1205 случаев подрыва людей на боеприпасах. Такие данные предоставляет Министерство обороны Украины. Из них 403 пострадавших—мирные жители, из них 68—дети. Что такое гуманитарное разминирование, кто его осуществляет в Украине и почему это важно —в новом выпуске спецпроекта Громадского«Серая зона».

Коле 12 лет. Ему прооперировали глаз и через несколько дней снимут швы. Летом 2015 года парень подорвался на снаряде в поселке Володарском около Мариуполя. Тогда погиб его 4-летний брат Даня, а сам Коля и еще двое соседских ребят серьезно травмированы.

«Я пошел на полигон с другом, мы нашли четыре снаряда. Я разобрал один, высыпался розовый порошок. Мы его подожгли. Я хотел убрать снаряд рядом, ударил по нему ногой и произошел взрыв», —вспоминает Коля.

За его жизнь боролись четыре бригады военных хирургов, а после —врачи в Запорожье. Несмотря на это, парень потерял обе ноги и руку. С тех пор перенес 18 операций и прошел реабилитацию в Канаде, где учился ходить на протезах.

Коля подорвался на снаряде в поселке Володарск возлеМариуполя летом 2015 Кадр с видео Громадское

Военные полигоны должны охраняться, а участки, загрязненные минами и неразорвавшимися боеприпасами, обозначаться «роджерами» —так специалисты по разминированию называют изображение черепа и костей, которые предупреждают об опасности. Однако украинская реальность от этого далека. Самая сложная ситуация в 30-километровой буферной зоне вдоль линии соприкосновения. Там постоянно происходят ротации военных, бригады сменяют друг друга, не всегда предоставляя карты и планы местности с информацией о заминированныхучастках.Загрязненные минами и неразорвавшимися боеприпасами участки должны маркироваться «роджерами» Кадр свидео Громадского

Патрик Томпсон ирландец. Он работает в HALO Trust —международной организации, которая разминирует территории в зоне конфликта на Донбассе. Ему всего 25, но он уже успел поработать в Мозамбике и Камбодже. В Украине его задача —выявление мест, требующих разминирования. HALO Trust начала работу в Афганистане, где очищала территории от мин после войны. С тех пор организация работает в зонах конфликта по всему миру и привлекает к разминированию местных жителей.

«Во всем мире HALO нанимает на работу людей стерриторий, которые разминируют. Так мы выстраиваем доверие. Сами жители села очищают его окрестности от мин, а затем возвращаются и говорят односельчанам: теперь здесь безопасно», —объясняет Патрик.

Ирландский представитель HALO Trust Патрик Томпсон занимается разминированиемтерритории в зоне конфликта на Донбассе Кадр с видео Громадское

Вместе с Патриком мы отправляемся в село Андреевка Славянского района. Здесь бои были в 2014 году. Окрестности Андреевки —местность, которую сейчас очищают от боеприпасов. Полигону принадлежат поля и лесополоса, где в свое время была первая линия обороны украинских военных. Именно здесь на растяжке подорвались двое мужчин, которые пришли в лес за грибами.

Участок, где саперы ведут поисковые работы, четко отделена разноцветными деревянными столбиками.

Кадр с видео Громадское

Действительно, вся команда в поле —жители Донецкой области, которые прошли специальное обучение. Саша довойнызанимался спортивным ориентированием, поэтому хорошо знает местность. После серии тренингов он присоединился к HALO. Говорит: если соблюдать правила безопасности, искать мины не страшно. Но устаешь физически, потому что часами стоишьна коленях, перебирая землю. Когда мы подходим, он осторожно проводит между деревьями саперным «щупом» —это тонкий длинный металлический цилиндр с наконечником, который позволяет выявлять растяжки.

«Наверное, труднее всегоискать растяжки. Нужнохорошее зрение, сосредоточенность. Но мы часто отдыхаем, поэтому работать легче», —говорит парень.

Саша, который до войны занимался спортивным ориентированием на местности, после серии тренингов присоединился к команде HALO Кадр свидео Громадского

Последние 10 минут каждого часа саперы отдыхают и у них есть время, чтобы выпить горячего и перекусить.

После ручной проверки каждого квадратного метра территории она несколько раз сканируется миноискателем.

Кадрывидео Громадского

«Мы проверяем каждый сантиметр почвы металлоискателем несколько раз. И только после этого можем быть уверены, что не пропустили ни одной мины», —рассказывает Патрик.

Среди взрывоопасных предметов, саперы чаще всего находят на Донбассе —противопехотные и противотанковые мины, кассетные боеприпасы и неразорвавшиеся снаряды.

99,99% гарантии —именно это отличает гуманитарное разминирование от обычного. В Украине его осуществляют две международные организации —HALO Trust и Danish Demining Group. Сейчас они работают в районах Донецкой и Луганской области, где активные бои велись в 2014 –2015 годах. Однако наибольшее количество взрывоопасных предметов саперы ожидают обнаружить в 30-километровой буферной зоне вдоль линии фронта. Сейчас там продолжаются боевые действия, поэтому доступ туда ограничен.

Когда специалисты HALO попадают на очередную находку —сообщают об этом в Госслужбу по чрезвычайным ситуациям. Те выезжают на место и обезвреживают взрывчатку. Если это невозможно, ее контролируемо взрывают.

Кадры с видео Громадского

Хоть война продолжается уже более трех лет, до сих пор в Украине не создан единый координационный центр по разминированию —практика, которую эффективно применяли в других горячих точках. Обычно втакойкоординационныйцентрвходят представители Министерства обороны, Службы по чрезвычайным ситуациям и негосударственные организации, которые очищают территории от взрывоопасных предметов. Такое сотрудничество помогло бы сделать процесс разминирования более системным и быстрым, считают представители HALO.

Сейчас трудно ответить на вопрос, сколько времени понадобится на разминирование всей территории на Донбассе, загрязненной минами, ведь боевые действия продолжаются, у саперов нетдоступа на территории, которые занятыбоевиками. Каждый год войны увеличивает сроки разминирования.

***

Теперь Коля живет в Запорожье, где крестная мама строит для него дом заденьги неравнодушных. После реабилитации он начал серьезно заниматься плаванием. Уже имеет призовые места на соревнованиях.

«Я буду паралимпийским чемпионом по плаванию. А когда постарею —уже буду зарабатывать деньги головой», —говорит парень.

Коля мечтает стать паралимпийским чемпионом по плаваниюКадр с видео Громадское

«Серая Зона» —репортажный спецпроект Громадского о последствиях войны на Донбассе, и отом, как изменился регион и судьбы его жителей за два года.

Читайте также этот материал на украинском языке.