«Сколько будет идти торговля, столько будет длиться война»
Лев Пидлесецкий, народный депутат Верховной рады Украины
Евросоюз призвал прекратить блокаду поставок угля из оккупированного Донбасса. Об этом говорится в комментарии представительства ЕС в Украине — его получила в ответ на свой запрос "Европейская правда". В ЕС отметили, что блокада ударит как по промышленности, так и по простым гражданам. С призывом прекратить блокаду Донбасса выступил и президент Пётр Порошенко.
А накануне из-за блокады правительство ввело чрезвычайное положение в энергетике.
Громадское обсудило эту ситуацию с народным депутатом Верховной рады Украины, членом комитета по топливно-энергетическим вопросам Львом Пидлесецким.
Каким образом блокада и чрезвычайное положение в энергетике отразится на простых гражданах? Что это для них значит?
Думаю, что все украинцы устали от войны. Учитывая объемы торговли с оккупированной территорией, могу сказать, что война будет идти до того времени, пока будет идти торговля. Заработки на торговле с неподконтрольными правительству территориями настолько большие, что это стимулирует не прекращать войну как одну, так и другую сторону.
Во-вторых, по поводу энергетической ситуации. Это не чрезвычайное положение, а чрезвычайные меры, они только приняты. Это даёт возможность «Объединённой энергетической системе» более гибко влиять на ситуацию, поскольку для того, чтобы сбалансировать всю энергосистему, нужно диспетчеру иметь возможность давать указания непосредственно участникам рынка.
Думаю, что эти меры правильные. Но как энергетик я должен сказать, что немного запоздалые.
А что касается того, как выйти из этой ситуации, я думаю, что это большой вопрос к правительству. Почему, когда блокада идёт уже 21 день, не сделано ни одного шага, чтобы закупать антрацит в другом месте?
Говорят, что такие договоры надо было заключать раньше. То есть вы поддерживаете блокаду, считаете это правильным решением?
Политически я абсолютно это поддерживаю. Блокада — это то, что должно было быть сделано уже давно. Если бы мы прислушались к советам и указам Президента еще в 2014-м году! Он тогда издал указ о проведении блокады и прекращении торговли и об обеспечении диверсификации поставок угля.
Почему не произошла диверсификация, не были найдены источники?
Это вопрос к двум министрам. Сначала министру Демчишину, потом уже министру Насалыку. Был введён специальный механизм расчёта цены угля в цену электричества. Это всем известная формула "Роттердам+", которая обеспечивала на тот момент на протяжении всего года достаточно финансовых ресурсов для того, чтобы можно было организовать поставки из других источников: либо это ЮАР, либо Австралия, либо другая страна. Но это не было сделано.
Сейчас у нас нет возможности в ближайшее время диверсифицировать поставки угля. Есть проблемы с тем, что украинские граждане, которые работают на предприятиях, обслуживающих угольную промышленность, могут остаться без работы. Есть еще проблема: угля недостаточно, чтобы продолжить отопительный сезон. Это означает возможные веерные отключения, то есть люди могут остаться без электричества и отопления. Что делать с этим? И неужели нет никакого компромисса, который можно было бы найти?
Я очень много общался с участниками рынка и службами, и министерством, и другими участниками. Понимаю, что уже очень много мер принято для того, чтобы сбалансировать ситуацию. Я думаю, что есть возможность обойтись без веерных отключений. Тем более, что да, сейчас зима и холодно, но большого потребления электричества нет.
Где-то до середины марта у нас есть уголь в нужном количестве.
Это официальные данные?
Да. У нас достаточно угля для того, чтобы не предпринимать веерные отключения до середины марта. Если бы 20 дней назад были приняты меры по заказу антрацита из той же ЮАР, можно было бы ожидать если не к середине, то к концу марта. Думаю, что правительство должно идти этим путём. И не только правительство, но и энергогенерирующая компания — ДТЭК.
Думаю, что правительство увидело важность этого решения, которое они должны были принять уже давно, я думаю, что сейчас это катализатор.
Это шоковая терапия.
А что делать? Если правительство не выполняет свою работу, даже имея возможности это сделать? Имея средства по "Роттердам+". Заработали около 10 милиардов гривен, а Насалык говорил о 15 миллиардах. Это реальные прибыли, которые должны были бы быть использованы на диверсификацию поставок. Сколько можно этого ждать?
Правильно ли я понимаю, что, когда мы покупаем уголь у самопровозглашенных республик, таким образом мы их финансируем?
Это 100%. Это деньги, которые идут туда, даже если они на карточках Ощадбанка или другого банка. Люди, проживающие там, получают от нас деньги, и они там трудоустроены. У них цены на газ и электричество меньше, чем у нас.
Как так получилось?
Так получилось, что мы не управляем ценообразованием там, мы только хотим платить им деньги. А руководители "ЛДНР" дают возможность людям не платить за электричество, за воду. А мы почему-то и это туда поставляем. Это замкнутый круг, который нужно разорвать. Уверен, что 50-60 тысяч шахтёров, которые останутся без работы на оккупированных территориях, не начнут воевать с Украиной...
А как они будут зарабатывать?
Они не будут зарабатывать, они придут к своим руководителям и скажут: «Мы шахтёры, мы хотим продавать наш уголь, куда нам продавать?. Украина продаёт, потому что вы называете себя другой страной. Россия не берёт, так что делать?» Они будут иметь претензии к самопровозглашенному правительству.
Но это гипотеза. Мы не можем с уверенностью 100% предположить, что будут делать шахтёры.
Эти размышления более жизнеспособны, нежели то, что шахтёры начнут воевать с Украиной.
Многие усматривают в этой блокаде политический вопрос, потому что участники блокады получают политические дивиденды с этой акции. Почему никто не пытается поставить никаких условий? Скажем, мы снимаем блокаду на месяц, но в течение этого месяца должен быть подписан договор, который позволит диверсифицировать поставки угля. Почему этого не происходит?
Это вопрос к правительству. Гройсман сказал, что контрабанды не должно быть, таким образом он признал, что она там есть. Говорит, что не должно быть неконтролируемой торговли, то есть он тоже признал это. Но он тогда должен сказать: мы всё поняли и должны искать другие пути. Но давайте нам для того, чтобы продержаться месяц до поставок угля из ЮАР, столько-то и столько-то вагонов угля туда и туда. Но правительство должно сказать, что не справилось, возможно, допустили ошибку, что не сделали этого прежде. Поэтому давайте сейчас найдём компромисс, но этот шаг должен быть со стороны правительства. Тем более, что популярность и поддержка тех людей, которые проводят блокаду, всё возрастает. Народ понимает важность этой блокады. Думаю, что чем дальше, тем будет сложнее. Повторюсь, сколько будет идти торговля, столько будет длиться война.
Ведущий Алексей Тарасов.
- Поделиться: