«Следователи ФСБ не отпустили для прощания с сыном». Что известно о Руслане Сулейманове и «деле Хизб ут-Тахрир»?

Мужчины несут гроб 3-летнего Мусы, сына крымского политзаключенного Руслана Сулейманова
Мужчины несут гроб 3-летнего Мусы, сына крымского политзаключенного Руслана СулеймановаКрымская солидарность/Facebook

26 июля в аннексированном Крыму после трех дней поисков нашли мертвым трехлетнего Мусу Сулейманова сына крымского политзаключенного Руслана Сулейманова, который является фигурантом второго симферопольского «дела Хизб ут-Тахрир».

Президент Украины Владимир Зеленский в разговоре с президентом России Владимиром Путиным поднял вопрос освобождения политзаключенного Сулейманова, который находится в следственном изоляторе в аннексированном Крыму. Адвокат Руслана направляла обращение следователям ФСБ, в котором просила отпустить его на прощание с сыном, однако безрезультатно. С погибшим мальчиком сегодня простились. Напоминаем о «деле Хизб ут-Тахрир» и Руслане Сулейманове.

Кто такой Руслан Сулейманов?

Руслан Сулейманов — учитель физики, журналист и стример общественного объединения «Крымская солидарность». В феврале 2017 года был задержан за якобы несанкционированный митинг и арестован на 5 суток. Тогда у него принудительно отобрали образцы слюны на ДНК.

Осенью 2017 года Руслан принимал участие в одиночном пикете в поддержку арестованных крымских татар. Суд признал это административным правонарушением и выписал штраф в 10 000 рублей.

27 марта 2019 российские силовики провели в Крыму обыски в домах крымскотатарских активистов, в том числе активисты общественного объединения «Крымская солидарность». Среди них был и Руслан Сулейманов. 24 активистов обвинили в участии в запрещенной в России и аннексированном Крыму организации «Хизб ут-Тахрир» и арестовали. Политзаключенным грозит до 20 лет лишения свободы за якобы терроризм. Дело Руслана Сулейманова еще на досудебном расследовании.

17 апреля 2019 представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир осудил арест активистов «Крымской солидарности» и призвал немедленно освободить из СИЗО. 18 июля 2019 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой содержится призыв к России освободить всех украинских политзаключенных, в частности Сулейманова.

В июне Руслана Сулейманова поместили в стационар Крымской клинической психиатрической больницы, где в течение месяца он проходил принудительную судебно-психиатрическую экспертизу. «Мы глубоко обеспокоены сообщениями о том, что журналиста в Крыму направили проходить в течение месяца принудительную судебно-психиатрическую экспертизу. Мы призываем Россию немедленно прекратить нарушения прав человека в Крыму и отступить с украинской территории», — высказалось тогда посольство США. В июле адвокат Руслана Лиля Гемеджи сообщила о том, что у подзащитного обнаружили порок сердца.

Исчезновение мальчика

Трехлетний сын Руслана Муса Сулейманов исчез вечером 24 июля. Последний раз Мусу видели около 18:00 вечера, когда он играл в песочнице. Мать Мусы утверждала, что оставила его «буквально на 15 минут вместе со старшей сестрой», сообщил позже глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. До 21:00 к поискам Мусы присоединилась «полиция» и «спасательные службы» Крыма, а также благотворительные организации и неравнодушные граждане.

Поиски продолжались всю ночь, но Мусу так и не нашли. Искать парня продолжили и 25 июля. Волонтеры обследовали местность в радиусе 5 километров вокруг Строгановки. По данным общественного объединения «Крымская солидарность», в поисках Мусы в ночь на 25 июля приняли участие до пяти тысяч человек. Так называемое «управление следственного комитета России по делам Крыма и Севастополя» возбудило уголовное дело по факту исчезновения Мусы. 26 июля мальчика нашли мертвым в выгребной яме. По официальной версии — он утонул.

«Прокуратура» Крыма возбудила еще одно дело — о возможном убийстве мальчика. И добавила, что «действиям родителей» будет «дана оценка». Рефат Чубаров назвал сообщение «крымской прокуратуры» циничным, отметив, что именно из-за ее действия отец Мусы — Руслан Сулейманов — находится в Симферопольском следственном изоляторе. «Я направила ходатайство в приемную ФСБ России, чтобы Руслана отпустили для того, чтобы он мог попрощаться со своим сыном. Также я звонила следователю, но, к сожалению, результатов это не дало. Официальная версия — ребенок утонул, насильственных признаков нет. Подробности еще устанавливать. Конечно, семья Руслана находится в шоковом состоянии. Жена вынуждена разрываться между больными престарелыми родителями Руслана — им более 70 лет, и своими малолетними детьми», — сказала в комментарии hromadske адвокат Сулейманова Лиля Гемеджи.

Вчера Владимир Зеленский говорил с президентом РФ и подчеркнул необходимость поднять вопрос освобождения и других удерживаемых украинских граждан, находящихся на временно оккупированных территориях Донбасса и Крыма, а также в Российской Федерации. Однако Кремль в заявлении по итогам разговора Зеленского и Путина не упомянул о вопросах освобождения Сулейманова или других удерживаемых Россией украинцев.

Хизб ут-Тахрир

«Хизб ут-Тахрир» — международная исламская политическая партия, которая публично и свободно действует в странах Европы и в США. Своей миссией ее члены называют объединение всех мусульманских стран в исламском халифате, но они отвергают террористические методы достижения этих целей. Ее представители считают, что подвержены несправедливому преследованию в России и в оккупированном ею в 2014 году Крыму. Верховный суд России запретил «Хизб ут-Тахрир» в 2003 году, внеся в список объединений, названных «террористическими». Адвокаты арестованных и осужденных по «делу Хизб ут-Тахрир» крымчан считают их преследования мотивированным по религиозному признаку, поскольку преследуемые — преимущественно крымские татары, а также все те, кто исповедуют ислам.

Российский правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными 24 заключенных фигурантов «дела Хизб ут-Тахрир», которые были задержаны в прошлом, и требует освободить их. В центре «Мемориал» добавили, что ранее неоднократно заявляли о безосновательности объявления «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией: ни в одном из уголовных дел, в рамках которых за решетку попали более 250 мусульман, не идет речь о подготовке к терактам, применении оружия или даже обсуждении терактов. В то же время Международное право запрещает вводить на оккупированной территории законодательство государства-оккупанта.

По информации крымских адвокатов, на сегодня приговорены политзаключенные Севастопольской, Ялтинской, Бахчисарайской и первой Симферопольской групп «Хизб ут-Тахрир», а также Энвера Сейтосманова и Наримана Мемедиминова. В суде слушают дела по Белогорской, Алуштинской, Красногвардейской, второй Бахчисарайской групп. Дело второй Симферопольской группы, в которой находится Руслан Сулейманов — отец погибшего Мусы, — на предварительном расследовании.

В декабре 2018 года российский суд вынес приговор по бахчисарайскому «делу Хизб ут-Тахрир»: 17 и 9 лет лишения свободы. Бахчисарайскую четверку задержали 12 мая 2016 года после обысков в домах. В июне 2019 года суд в Ростове вынес приговор еще 5 крымчанам — от 12 до 17 лет лишения свободы. Симферопольское дело касается событий 12 октября 2016 года, когда в Крыму провели обыски у пяти мусульманских семьях. По итогам обысков задержали пятерых крымских татар, которых обвиняют в участии в запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир»: Рустема Исмаилова, Узеира Абдуллаева, Теймура Абдуллаева, Эмиля Джемаденова, Айдера Салединова. В декабре 2018 года их этапировали из оккупированного Крыма на территорию России. Сейчас суды в оккупированном Крыму и России слушают дела четырех групп: Белогорской, Алуштинской, Красногвардейской и Бахчисарайской.