СНБО — великий и могучий. Что это за орган, который может отобрать нефтепровод и «забанить» Медведчука

Заседание СНБО во главе с президентом Украины Владимиром Зеленским
Заседание СНБО во главе с президентом Украины Владимиром Зеленскимпресс-служба президента Украины

В начале 2021 года президент Владимир Зеленский сделал важные для патриотически настроенных граждан шаги — сначала были заблокированы три пророссийских телеканала из так называемого «пула Медведчука», а потом введены санкции и против самого кума Путина и его жены.

Но сделал Зеленский это не лично, а через Совет национальной безопасности и обороны. Рассказываем, что же такое СНБО и благодаря чему он стал главным политическим ньюсмейкером 2021 года.

Что же это за зверь такой?

Совет нацбезопасности — координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при президенте, говорит нам Конституция. Слово «координационный» означает, что прежде всего этот орган упорядочивает деятельность других органов исполнительной власти в конкретной сфере. В нашем случае речь идет о национальной безопасности.

Распространенная ошибка — считать секретаря СНБО его главой. На самом деле Совет нацбезопасности возглавляет президент, и это вполне логично, потому что он — Верховный главнокомандующий.

Президент Украины Владимир Зеленский во время заседания СНБОпресс-служба президента Украины

По должности членами совета являются: премьер-министр, министр обороны, глава СБУ, министр внутренних дел и министр иностранных дел. Но формирует состав СНБО именно президент, и он может включить туда «руководителей других центральных органов исполнительной власти» и «иных лиц» — то есть любого, кого захочет.

Секретарь СНБО занимается организационными вопросами, готовит проекты указов президента о введении в действие решений, а также контролирует, как органы власти выполняют решения СНБО.

В законе о СНБО много довольно общих пунктов про его компетенции, например, таких: «разрабатывает и рассматривает вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности и обороны» или «принимает решения по определению стратегических национальных интересов Украины».

Среди прочего, Совет контролирует и координирует другие органы власти, готовит проекты указов президента и других нормативных актов по вопросам нацбезопасности. Также СНБО может принимать решения о реагировании на потенциальные и реальные угрозы, разрешении кризисных ситуаций, введении чрезвычайного или военного положения.

Единственный в истории независимой Украины случай введения военного положения был не так давно — в ноябре-декабре 2018 года при президенте Петре Порошенко.

С началом российско-украинской войны тема национальной безопасности стала актуальной как никогда и, соответственно, роль СНБО теперь гораздо важнее, чем до этого. А что же было раньше?

Президент Украины Виктор Ющенко (второй слева), премьер-министр Украины Виктор Янукович (справа), и.о. секретаря СНБО Владимир Горбулин (второй справа) во время встречи в Секретариате Президента в Киеве 15 сентября 2006 годаУНИАН/Николай Лазаренко

Кучма, Ющенко, Янукович, Порошенко

Вспомнить историю, нам помог профессор политологии Киево-Могилянской академии, доктор исторических наук Алексей Гарань. Он говорит, что во время первого президентского срока Леонида Кучмы СНБО был довольно влиятельным.

«При раннем [президентстве] Кучмы секретарем СНБО был Владимир Горбулин, и этот орган играл очень важную роль. Тогда он был своеобразным противовесом Администрации президента. В частности, в СНБО разрабатывались и принимались решения по европейской и евроатлантической интеграции», — говорит политолог.

Гарань называет Горбулина «интеллектуальным мотором» в команде Кучмы, которая отвечала за оборонное и внешнеполитическое направления.

«Тогда это была положительная роль, а потом она начала слабеть. Это был второй срок Кучмы, когда страна условно двигалась к авторитаризму, то есть основные рычаги были у главы Администрации президента, тогда — Медведчука», — заключает Гарань.

При Ющенко и Януковиче тенденция слабого влияния СНБО в основном сохранялась. Иногда назначение туда было «почетной ссылкой», рассказывает Гарань. Однако политическую мотивацию в назначениях можно найти и тогда — например, в случае с Порошенко, который стал секретарем СНБО в 2005 году.

«Ющенко должен был выполнить обязательства перед Тимошенко и назначить ее премьером, но, очевидно, он пытался сбалансировать ее роль. Ющенко назначил Порошенко секретарем СНБО, чтобы они с Тимошенко балансировали друг друга», — говорит политолог.

Спикер Верховной Рады Владимир Литвин и секретарь СНБО Раиса Богатырева беседуют перед началом заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, Киев, 17 ноября 2010 годаУНИАН/Михаил Маркив

Однако оба продержались на должности недолго. Позже секретари СНБО часто менялись — до Раисы Богатыревой. Если вы забыли или не знали, экс-регионалка проработала в должности более 4 лет (декабрь 2007 — февраль 2012). Дольше нее на этом посту был лишь Александр Турчинов. Назначил Богатыреву Ющенко.

Алексей Гарань объясняет: тогдашний президент пытался выстроить широкую коалицию в условиях противостояния с Тимошенко, и назначение Богатыревой рассматривалось «как своеобразная связь с группой Ахметова в “Партии регионов”» (в противовес группе Януковича).

В конце концов «Партия регионов» за такую «измену» исключила Богатыреву из своих рядов. Став президентом, Янукович освободил ее от должности секретаря СНБО и назначил главой Минздрава. А секретарем СНБО стал Андрей Клюев. И это тоже было попыткой балансировки: с одной стороны — Клюев, с другой — глава АП Сергей Левочкин.

Подытоживая этот период, политолог отмечает, что вплоть до президентства Порошенко СНБО «отошел на второй план».

«Роль СНБО растет тогда, когда в этом заинтересованы президенты. Его функция — мозговой центр — возродилась при Порошенко», — считает Гарань.

Эта тенденция сохранилась и при Зеленском, потому в команде нынешнего президента мало людей, которые могут заниматься нацбезопасностью, добавляет он.

«Я не вижу, какая другая структура сейчас может исполнять эту роль мозгового центра, потому что очень много (во власти, — ред.) случайных людей, многие занимаются пиарными, аппаратными делами», — говорит политолог.

Поэтому Алексей Гарань не согласен, что дело только в том, что началась война. Он указывает на разные подходы президентов.

«Роль СНБО не устоявшаяся, очень многое зависит от политической конъюнктуры, от того, кто наверху и какой он видит роль этой структуры», — резюмирует он.

Секретарь СНБО Александр Турчинов, президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман (слева направо) во время заседания Совета национальной безопасности и обороны, Киев, 26 декабря 2018 годаУНИАН/Владислав Мусиенко

Новые инструменты

Так или иначе, но именно с началом войны деятельность этого органа активизировалась. Однако нельзя сказать, что Порошенко и Зеленский просто иначе используют инструментарий, который всегда был доступен СНБО, поскольку есть и важные изменения.

В 2014 году парламент внес изменения в закон о СНБО, благодаря чему у президента появилась возможность назначать в Совет «иных лиц», о чем мы писали выше. Также там появилась норма, что решения СНБО, введенные в действие указами президента, «являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти».

Но самые громкие решения СНБО связаны с появлением механизма санкций. Закон о санкциях, действующий с августа 2014 года, значительно расширил инструментарий СНБО. При Порошенко самым громким его использованием стала блокировка в Украине российских соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также ряда других российских сайтов.

Этот закон позволяет даже вводить ограничительные меры против своих граждан, но только в случае, если они «осуществляют террористическую деятельность». На себе это почувствовали депутаты от ОПЗЖ Тарас Козак и Виктор Медведчук, а также их супруги.

Если в случае с секторальными санкциями или санкциями против другого государства решение СНБО должен еще утвердить парламент, то для персональных санкций против физических и юридических лиц решение СНБО вводится в действие указом президента. То есть решение принимает орган, который сам президент и возглавляет.

Возможность вводить санкции против своих граждан — вопрос дискуссионный. Противники говорят, что ни Медведчук с Козаком, ни их жены не являются осужденными. А без суда ограничивать их права нельзя. В то же время сторонники решения властей отмечают, что СНБО не признает кого-либо виновным в преступлениях, а ликвидирует угрозы национальной безопасности, исходящие от конкретных людей.

В целом же из-за последних громких решений возникают и опасения по поводу увеличения влияния президента через СНБО или даже узурпации власти — если не этим президентом, может быть, кем-то из следующих.

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов во время брифинга по результатам заседания СНБО, Киев, 19 февраля 2021 годаУНИАН

Влияние, которое может беспокоить

Конечно, СНБО не состоит только из президента. Решения принимаются не менее чем двумя третями его состава. Но не следует забывать, что именно президент вводит должностных лиц в СНБО.

Параллельно с санкционным «огнем на поражение» по Медведчуку и Ко появилась тенденция наделять СНБО рычагами влияния в других сферах. Так, Совет будет делегировать трех членов (из девяти) в конкурсную комиссию, которая выбирает директора Бюро экономической безопасности. А законопроект о Национальном антикоррупционном бюро предусматривает то же и в отношении комиссии, которая будет выбирать его руководителя.

Очевидно, это способ обойти позицию Конституционного суда, который ранее признал неконституционными полномочия президента относительно его влияния на НАБУ, мол, они не прописаны в Основном законе.

Возвращаясь к санкциям, стоит упомянуть еще одно беспрецедентное решение. Кроме санкций против Медведчука, СНБО поручил Кабмину принять меры для возвращения в госсобственность нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление». То есть речь идет уже не только о «нейтрализации» угроз нацбезопасности, но и о возвращении имущества «в собственность украинского народа», как выразился секретарь СНБО Алексей Данилов.

По словам того же Данилова, на этом власть не планирует останавливаться. Анонсированы как санкции против других людей, так и возвращение активов — «все, что украли с 1991 года».

«Поверьте ㅡ продолжение следует. Далее будут офшоры, собственность... Более того, я могу сказать: все депутаты, у которых состояние в 300-400 миллионов, люди добрые, где вы это взяли? Вы ни разу не работали в бизнесе», — сказал он.

СНБО дает возможность президенту принимать сверхважные решение молниеносно и без вердикта суда, поэтому не избежать разговоров о возможных злоупотреблениях и «ящике Пандоры». Например, Порошенко уже авансом обвинил Зеленского в намерении таким способом закрыть его телеканал «Прямой» (так как он оппозиционный), хотя по итогам заседания СНБО ни этот канал, ни Порошенко никто не трогал.

Политолог Алексей Гарань соглашается, что СНБО — инструмент в руках президента. А дальше уже встает вопрос, как он будет его использовать. Пока эксперт поводов бить тревогу не видит.

«Все зависит от соблюдения правовых норм и политического наполнения... Я бы скорее видел проблему в том, что СНБО на протяжении длительного времени не выполнял свои функции, не был активным. Я думаю, хорошо, что роль этой структуры восстанавливается», — сказал политолог.

Гарань отмечает, что это очень неоднозначный вопрос: с одной стороны, сильный СНБО необходим стране, с другой — теоретически возможно использование органа для узурпации власти. Именно поэтому все зависит от «политического наполнения», заключает политолог.

Сам он наибольшую угрозу демократии видит в «турборежиме», который действовал после парламентских выборов, или в концентрации власти в руках главы Офиса президента Андрея Ермака.

Так или иначе, но вызовы в сфере нацбезопасности и политическая воля вывели влияние СНБО на новый уровень, и в условиях российской агрессии это выглядит вполне уместным. Но никто не гарантирует, что в будущем это не приведет к злоупотреблениям — как нет таких гарантий и в отношении любого другого органа власти в Украине, да и самого президента.