Социальные услуги уже сейчас нужны каждому украинцу

Социальные услуги уже сейчас нужны каждому украинцу
hromadske

Во время войны невозможно прогнозировать, не окажется ли ваш ребенок в интернате, не получит ли он инвалидность или не потеряете ли вы источник дохода. Все это делает семью более уязвимой к жизненным кризисам. Еще сегодня мы уверены, что социальные услуги нам не нужны, а завтра все может измениться. Но на создание и развитие социальных услуг нужно время, поэтому начать уже сегодня — в интересах каждого из нас.

Не говоря уже о том, что невозможно отгородиться забором от всех, кому не удалось иметь стабильную жизнь, а каждый запущенный ребенок имеет риск вырасти запущенным взрослым, с риском для общества и нагрузкой на социальный бюджет.

По Закону Украины «Об органах местного самоуправления», именно местные власти ответственны заботиться об интересах детей, в частности обеспечить социальные услуги. Но они (услуги) развиваются не так эффективно и быстро, как должны. Общины не вкладывают средства в предотвращение кризиса или реагируют «по накатанной», например, отдавая осиротевшего ребенка в интернат. Для этого, кроме денег, нужно иметь достаточно специалистов по социальной работе, специалистов с надлежащим уровнем компетенций, посильной нагрузкой и достойным вознаграждением за их труд.

В чем проблема?

1. Общины не предотвращают проблему

Представим: кто-то из родителей болеет и не может работать, обеспечение ребенка подорвано. Ситуация может быть и сложнее: ребенок с инвалидностью, поэтому уход сразу за несколькими близкими требует немало усилий и средств. Поблизости нет детского сада или школы с группой продленного дня, где есть услуга ухода для детей с инвалидностью. Родители вообще могли никогда и не слышать о таком.

В конце концов, крепнет уныние — родители истощаются и не знают, что делать с ребенком. Единственный выход — отдать его в интернат, ведь там хотя бы накормят. У ребенка будет и крыша над головой, и питание, и даже поездки на отдых. Но в этой ситуации в тени остается множество причин, почему такое решение все равно не на пользу ребенку.

Поэтому в этот момент на помощь должен прийти социальный работник. Специалист, который вовремя распознает семью на грани кризиса. Он поможет выйти из сложной ситуации, а в совсем критическом случае будет искать для ребенка новую семью (патронатную или приемную). И это лишь первый шаг к тому, чтобы дети оставались в семье.

Часто общины не считают необходимым обеспечение таких услуг, потому что люди не обращаются с соответствующими запросами. Но такие услуги нужно и продвигать — объяснять, как они работают, и рассказывать о них. Родители банально могут не знать, что им готовы помочь. Да и даже зная, редко обращаются за помощью: им «неудобно», «стыдно», «боятся, что скажут люди».

2. Средства на развитие — в «общей корзине»

В рамках децентрализации социальные услуги, в частности для детей и семей с детьми, покрывают через налоги, которые возвращают общинам из госбюджета.

Это должно было бы упростить финансирование программ, потому что речь идет о существенных средствах, хотя и несколько меньших на время военного положения. Однако у общин нет конкретного перечня того, что они должны сделать. Как нет и прямого обязательства направить определенную часть средств местных бюджетов именно на развитие услуг для детей. Поэтому деньги тратят преимущественно на то, что дает быстрые и наиболее очевидные результаты для жителей.

Обычно это ремонт дорог, бордюров или фонтанов в центре города. Эффектность таких шагов — информационный капитал местного руководства для очередных выборов. Зато привлечение средств в социальную сферу — кропотливая, часто невидимая работа, которая даст результаты в отдаленном будущем, когда чиновники могут уже и не быть на своих должностях.

3. Результаты заметны только позже

Когда семья попадает в трудности, община часто решает отправить детей в интернат. Это кажется быстрым и простым решением сложной ситуации — проблемы нет, всем лучше. К тому же большинство интернатов финансирует область, поэтому местный бюджет тоже «не страдает».

Но мало кто думает о долговременных последствиях такого решения. Сегодняшние дети уже через несколько лет вернутся в общину — для них, уже взрослых, придется обеспечить другие услуги или выплачивать соцпомощь. Это так же, если не больше, нагружает местную смету; да и проблемные моменты со взрослыми решить труднее. Ситуация бумерангом возвращается на местный уровень — только теперь этот бумеранг не в руках общины, а направляется к ней на опасной скорости.

Лишь 10% выпускников интернатов успешно социализируются. Они часто не умеют доверять; строить партнерские и личные отношения; не знают, как воспитывать детей — сами же не были в семьях на месте ребенка. Это не приносит общине пользу, грозит ростом преступности и в конце концов постоянным увеличением расходов.

4. Не все общины способны развивать услуги, даже когда хотят

Не все общины финансово самостоятельны — есть и дотационные общины, которые дофинансирует государство. Они, прежде всего, поддерживают самые базовые потребности, а во время войны просто пытаются выжить. У них могут быть и небезразличные граждане, и чуткое руководство, но средства и специалистов они привлечь не могут.

5. Не хватает квалифицированных кадров

В частности специалистов, которые должны «сопровождать» семьи с детьми и предотвращать попадание ребенка в интернатную систему.

Если такие специалисты и есть, то часто их зарплата не соответствует нагрузке. Потому люди не хотят работать в этой сфере.

6. Из-за большой нагрузки соцработники не успевают заметить семьи, нуждающиеся в помощи А когда замечают — реагируют самым простым способом: забирают ребенка из семьи и устраивают в интернат.

7. Вокруг «проблемных» семей бытуют стереотипы

Почему мы должны помогать родителям, которые сами не заботятся о своих детях? Зачем платить налоги за работу куче соцработников, если можно отдать ребенка в интернат? Должны ли мы заниматься детьми с инвалидностью, если у них есть родители и профильные учреждения?

8. Все вместе порождает еще одну проблему: украинцы с детьми не хотят возвращаться из-за границы.

Родители, которых во второй половине 2022-го опросил «Европейский форум по проблемам инвалидности», сошлись в том, что из стран ЕС в Украину следует перенести отношение к людям с инвалидностью и родителям, которые ухаживают за детьми. Они должны быть уверены, что не только находятся в безопасности, но и социально защищены и не отделены от остального общества.

Какое решение?

Вместе с 14 общинами, которые присоединились к проекту «Деньги для ребенка, детство в семье, услуги в общине», мы проанализировали существующие проблемы и препятствия и предлагаем альтернативный механизм финансирования программ для детей и семей. Благодаря этому механизму общинам выгодно развивать именно социальные услуги.

Механизм закрепленных полномочий

Создание услуг для детей и семей должно быть «закреплено» — соответственно, должен рассчитываться финансовый норматив бюджетной обеспеченности на ребенка. Государство за бюджетами территориальных общин закрепляет для этого часть налога и таким образом гарантирует, что деньги будут в смете.

Местное самоуправление взамен обязано потратить на программу не менее 72% от рассчитанного по указанным нормативам. Но в то же время он может самостоятельно выбирать из «меню» направлений в зависимости от локальных приоритетов: на прямые выплаты патронатным семьям, на профилактику или улучшение материальной базы.

На уровне государства нужно:

  • изменить Налоговый и Бюджетный кодексы Украины — уменьшить дисбаланс в местных доходах и улучшить планирование. Для этого подоходный налог физических лиц должен зачисляться по месту регистрации плательщика — чтобы налог оставался общине. Должно состояться горизонтальное выравнивание — когда средства возвращаются из государственной сметы в местную пропорционально;
  • добавить Киев в систему выравнивания. А также исключить из системы перенесения налога на прибыль и внести туда единый налог 3-й группы — это позволит улучшить планирование доходов и расходов;
  • внести Программы помощи детям в объем всех расходов. Следует также определить бюджетный норматив на программы в расчете на ребенка;
  • заложить минимальные расходы на профильные программы из областных бюджетов и общин.

Благодаря этому механизму община будет получать деньги из государственной сметы и сможет тратить их самостоятельно. «Украинская сеть за права ребенка» предложит эти изменения профильным министерствам.

Что можно делать уже сейчас?

Общины могут самостоятельно начать с маленьких шагов:

  • определить потребности в социальных услугах на своем уровне;
  • оценить нынешнюю возможность предоставлять эти услуги — в частности, через создание перечня организаций и специалистов, которые смогут принять в этом участие;
  • совместно с общественными организациями откликаться на инициативы международных доноров, самостоятельно готовить заявки для проектов;
  • а самим жителям обращаться в местные органы относительно социальных услуг, потому что иначе община не будет видеть потребности их развивать.

Проект «Деньги для ребенка, детство в семье, услуги в обществе» реализуется Общественным союзом «Украинская сеть за права ребенка» и стал возможным благодаря Агентству США по международному развитию (USAID) и искренней поддержке американского народа через Проект «Повышение эффективности работы и подотчетности органов местного самоуправления» («ГОВЕРЛА»). Содержание этого проекта не обязательно отображает мнения USAID.