Спасти рядового ФЛП. Почему малый (и не очень) бизнес не хочет показывать свои доходы?

17 ноября возле Верховной Рады развевались сотни белых флагов с надписью #SaveФОП, а люди, которые их держали, даже перекрывали движение транспорта возле парламента.
Физические лица-предприниматели требовали от депутатов отказаться от карантина выходного дня и отсрочить или отменить норму, которая обязывает их иметь РРО — регистраторы расчетных операций, простыми словами — кассовые аппараты. Однако депутаты голосование за проект закона об отсрочке успешно провалили — лишь 17 «за», что привело к столкновениям митингующих с полицией.
Что же вызвало такое сопротивление малых предпринимателей и что за ним стоит — борьба за выживание или нежелание играть по правилам?
Бой с тенью
Новая власть во главе с президентом Зеленским определила вывод экономики из тени одной из своих главных задач. В октябре 2019 года парламентарии приняли законы №128-IX и №129-IX для детенизации сферы торговли и услуг.
Среди прочего, они предусматривают обязанность ФЛП 2-4 групп иметь РРО — традиционный кассовый аппарат или же программу в смартфоне, планшете или на компьютере. Эти программы государство предоставляет бесплатно.
Не распространяются эти правила на I группу ФЛП (это, например, розничная торговля на рынках), работающих в сфере производства, а не торговли, а также на тех, кто торгует исключительно без наличных.
Также в законе ФЛП разделили на 2 категории — на так называемых «рискованных» (которые, по мнению авторов закона, более склонны проводить операции в «тени») и остальных. Среди «рискованных», в частности, секонд-хенды, гостиничный, туристический и ресторанный бизнес, торговля лекарствами, ювелирными изделиями, автозапчастями, любая интернет-торговля.
Иметь кассовый аппарат или программный РРО «рискованные» ФЛП обязаны с 1 января 2021 года, а остальные — с 1 апреля 2021-го.
Также с 1 января появляется интересная норма под названием «кэшбэк» — покупатель может вернуть полную стоимость товара, если продавец выдал ему незарегистрированный чек. Подробнее о ней — далее.

За и против
Во всем этом споре — нужна или нет фискализация ФЛП — аргументов очень много у каждой стороны.
На баррикаде сторонников новых правил видное место занимает глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев, который и является автором законов, названных выше.
Прежде всего он указывает на то, что введение РРО направлено не против малых предпринимателей, а должно заставить средний и крупный бизнес не скрывать свои обороты.
Сейчас часто такой бизнес использует так называемые «флп-фермы» — реализует товар через ряд ФЛП-упрощенцев, которые якобы не связаны друг с другом.
Когда у таких предпринимателей заканчиваются лимиты, они начинают продавать товары без фискального чека. Обязательство выдавать фискальный чек делает такую систему невыгодной, потому что потребуется слишком много ФЛП. Также это позволит государству увидеть настоящие объемы торговли.
Это же касается и настоящих ФЛП, которые сейчас могут фиксировать не все свои доходы и таким образом уклоняться от уплаты налогов.
Нововведения требуют много затрат. По крайней мере, об этом заявляют противники РРО. На аргумент, что кассовый аппарат — это дорого, сторонники РРО отвечают тем, что сейчас есть возможность установить программный РРО, то есть программу на смартфон, планшет или компьютер. Налоговая с 1 августа запустила собственную программу, платить за которую не нужно.
Сергей Доротич, глава движения «SaveФОП», указывает на то, что бесплатна только программа, а сам гаджет надо купить. Также он считает, что все бесплатное от государства работает плохо, поэтому надо платить за лучшее. А еще надо сканировать весь товар, и только такой товар можно будет продавать. На это надо тратить время, а за ошибки — будут штрафовать.
В «Европейской Бизнес Ассоциации» отмечают, что программа от налоговой «работает не идеально», однако аналоги от частных компаний будут стоить недорого — примерно в 140 грн в месяц.
В то же время Илья Несходовский, эксперт РПР по налогам, директор Института социально-экономической трансформации, заверил hromadske, что «сырой» программа от налоговой была, возможно, три месяца назад. Сейчас же, по словам эксперта, она работает без проблем, «и тысячи ФЛП ей пользуются».
Также он отмечает, что единственные денежные расходы, которые понесут предприниматели — приобретение кассового принтера стоимостью 1000 гривен.
В общем, спорящие стороны стоят на своем и бьются за честную конкуренцию, как они ее видят. Противники РРО говорят, что дополнительные расходы на кассовые аппараты приведут к повышению цен в микробизнесе, поэтому он не сможет конкурировать с большим сетями. Сторонники подчеркивают необходимость защитить легальный бизнес от «теневиков», которые не платят налоги и тем самым ведут нечестную конкуренцию.

«Серый импорт». Одним из аргументов в пользу фискализации является борьба с контрабандой и фальсификатом.
«Есть возможность отслеживать движение товаров в Украине. Кроме того, есть подтверждение реализации конкретного вида товаров, и, если брать рискованные группы товаров, например, бытовую технику, компьютеры, на них вы должны иметь необходимые документы. Документов нет — повод для штрафных санкций. Поэтому те, кто раньше реализовывал контрабанду, должны будут иметь документы», — объясняет Илья Несходовский.
Противники оппонируют — мол, государство в лице пограничников и таможни не может остановить контрабанду, а крайними сделали ФЛП.
Так, совладелец «Новой почты» Владимир Поперешнюк говорит, что это — «перекладывание проблем с больной головы на здоровую».
Старший экономист общественной организации CASE-Украина, которая исследует макроэкономическую политику, Владимир Дубровский вообще не видит, как РРО помогут бороться с контрабандой.
«Те, кто в теме, понимают, что любой товар можно продать даже с первоначальными документами, а их можно подделать. Так, собственно, и продается сейчас очень большая часть контрабанды. Такие объемы просто не могут пройти через ФЛП, потому что не те масштабы», — говорит он в комментарии hromadske.
Также значительная часть контрабанды находится в «полной тени», а из-за новых правил она может только увеличиться, добавил экономист.
«Уши» лоббистов. Дубровский видит в законе лишь несколько положительных моментов: он позволит выявлять тех ФЛП, которые превышают лимиты, а также крупные фирмы, торгующие через «ФЛП-фермы».
Но в целом он уверен, что введение РРО — лоббизм «Европейской Бизнес Ассоциации» и ряда других ассоциаций, которые «хотят расчистить рынок».
«Я лично знаю этих лоббистов. Это ассоциации. Розничный департамент ЕБА — мотор этой инициативы. Украинская ассоциация производителей электротехники, Ассоциация импортеров бытовой техники, Украинская ассоциация импортеров и дистрибьюторов автозапчастей, Укрлегпром, который давно хотел запретить импорт секонд-хенда, и ряд других», — перечислил экономист CASE-Украина.
Все названные ассоциации работают в сегментах, которые в законе о РРО входят в так называемые «рискованные» группы. Дубровский подчеркивает — именно отсюда и «торчат уши лоббистов». То есть строгие правила для ФЛП именно этих категорий и подтверждают лоббизм указанных ассоциаций.
И дело не только в том, что таким образом ассоциации сделают товар конкурентов из малого бизнеса дороже (потому возрастут их расходы) и усложнят им жизнь, говорит экономист.
«В наших условиях есть “азаровская” налоговая (она никуда не делась), которая научилась очень хорошо доить микробизнес. Она ходит на заказные рейды. Например, есть большой магазин, а рядом с ним много киосков, которые продают дешевле. Владелец магазина заказывает рейд — и этим киоскам становится плохо», — объясняет Дубровский.
Благодаря этому крупные сети могут в дальнейшем вступать в сговоры и увеличивать цены, что нанесет ущерб не только микробизнесу, но и потребителям, считает он.
Кстати, о потребителях. Опросы группы «Рейтинг» свидетельствует, что 80% украинцев уверены в том, что фискальный чек защищает права потребителя. Более 60% не готовы покупать товар из группы риска без чека. А 51% опрошенных видит в распространении РРО наведение порядка в сфере уплаты налогов.
В «Европейской Бизнес Ассоциации» нам заявили, что всегда поддерживали необходимость детенизации экономики, поэтому не видят от внедрения РРО негативных последствий ни для бизнеса, ни для государства, ни для потребителей.
Там отмечают, что программные РРО позволят предпринимателям не тратить на это большие деньги, учет такие программы осуществляют автоматически, поэтому бухгалтер не будет нужен. Потребители же благодаря фискальному чеку смогут вернуть некачественный товар.
«Это поможет не только создать равные конкурентные условия ведения бизнеса, но и будет способствовать росту числа поступлений в государственный бюджет за счет уплаты налогов теми предпринимателями и бизнесами, которые находились в тени», — отметила Виктория Куликова, менеджер Комитета бытовой электротехники ЕБА.
На вопрос о возможном лоббизме ответ мы не получили.

«Категорически недовольный» Зеленский
Пока ФЛП митинговали под Радой, глава государства был в больнице с COVID-19. Но за ситуацией, судя по всему, следил. Так, в своем очередном видеообращении Зеленский показал, как обсуждал с премьером Денисом Шмыгалем проблемы микробизнеса.
Сам президент заявил, что, с одной стороны, нужно упрощать условия для ведения бизнеса, а с другой — необходима детенизация экономики.
Шмыгаль же рассказал об обсуждении в правительстве «возможных путей компромиссных решений», финальные из которых должны будут собрать в отдельном законопроекте.
В частности, премьер обещает пересмотреть «необоснованно высокие штрафы» для ФЛП. Также он говорит, что бизнес предлагает увеличить лимиты доходов, с которых использование РРО становится обязательным.
Буквально через час после публикации видео Офис президента обнародовал сообщение, в котором отмечается: «Зеленский требует от Верховной Рады и правительства как можно быстрее найти компромиссное решение относительно работы малого бизнеса».
Также ОП указывает: президент «категорически недоволен» тем, что власть и бизнес до сих пор не поняли друг друга.
Раскрыли в Офисе и несколько шагов, которые власти планируют сделать навстречу ФЛП. Во-первых, отменить фискализацию операций, по которым налоговики и так имеют всю необходимую информацию. То есть речь идет о расчетах через банковские или платежные системы.
Во-вторых, обещают отменить кэшбэк, о котором мы уже упоминали. Эта норма предусматривает, что покупатель может пожаловаться в налоговую, если ему не выдали фискальный чек, то есть операция прошла «в тени». В таком случае покупатель может вернуть 100% стоимости товара, а предпринимателя, который хотел скрыть эту продажу, — оштрафуют на 150% (остальные 50% пойдут государству).
В ОП говорят: «Эту норму специалисты признают юридически ничтожной и социально неприемлемой». Однако не уточняется, какие именно специалисты, а также то, почему с такой нормой Рада приняла закон еще год назад, а Зеленский его подписал.

Есть и другие варианты
В спорах о фискализации ФЛП кто только не поучаствовал. И предложения по удовлетворению (хотя бы и частичному) требований предпринимателей разные.
В частности, Илья Несходовский, хотя в целом и поддерживает РРО, указывает на нецелесообразность применения этих правил к ряду категорий ФЛП.
«Например, парикмахер. Он физически ограничен количеством людей, которых он может обслуживать. Какие там могут быть нарушения? Зачем кассовый аппарат репетитору? Ну и так далее», — отметил он.
В Раде зарегистрированы уже четыре законопроекта: №3853-1, №3853-2, №2644 и №2645, которые предлагают различные изменения в действующие правила, или же вообще их отмену.
Именно принятия какого-то из этих четырех проектов требовали протестующие возле Рады 17 ноября. Однако в парламенте рассмотрели лишь проект Даниила Гетманцева, который должен был отсрочить введение новых правил, а также привязывал обязательность РРО к площади помещения, в котором ФЛП торгуют. И это голосование депутаты с треском провалили.
Однако после столкновений под Радой власть все же пообещала прислушаться к недовольным ФЛП и рассмотреть компромиссное решение уже на заседании парламента 4 декабря.
- Поделиться: