«Статус оккупированного Донбасса»: проголосовать нельзя отклонить

«Статус оккупированного Донбасса»: проголосовать нельзя отклонить

Законопроект раздора - так можно охарактеризовать документ, который больше года в различных вариациях пытаются протолкнуть в украинский парламент. Речь идет о законопроекте вице-спикерапарламента и депутата от «Самопомочи» Оксаны Сыроед «О временно оккупированных территорияхУкраины».

Законодательная инициатива фактически поссорила всех со всеми. Одни категорически за, другие категорически против, третьих не устраивают отдельные пункты, касающиеся прав человека, четвертые отмечают, что приняв этот закон, Украина нарушит свои международные обязательства, пятые - что признание Донбасса оккупированным означает фактически отказ Украины от него и передачу в руки Кремля.

Есть и те, кто считает, что без определения статуса оккупированной, людям этих территорий невозможно жить в какой-то юридической плоскости. А есть те, кто убежден, что документ - это способ узаконить блокаду на Донбассе.

Громадское выясняло, что именно предлагает законопроект Сыроеди есть ли у него шансы в парламенте.

КОГДА И КЕМ НАПИСАН

Законопроект впервые предложили еще в декабре 2015 года. Более пятнадцати авторов, большинство из которых - депутаты от «Самопомочи»: Оксана Сыроед, Семен Семенченко, Олег Березюк, Егор Соболев и другие. Но уже через год - в ноябре 2016 его отозвали сами авторы.

В июле 2016 была вторая попытка. Оксана Сыроедснова зарегистрировала законопроект «о временно оккупированных территориях». Авторов прибавилось - над этим вариантом работали и представители от фракции «Батькивщина».

Но эксперты главного научно-экспертного управления ВР, которые проанализировали документ, сделали неудовлетворительное для авторов вывод:

«Положения проекта требуют существеннойредакционной, стилистической, содержательной доработки с целью определения в нем (вместо декларативных предписаний и лозунгов) четких, понятных моделей поведения субъектов правоотношений, на регулирование которых он направлен, в частности субъектов властных полномочий».

К тому же, если его примут, то надо будет вносить правки еще в более двадцати уже действующих законов Украины. Поэтому вместо зала дляголосования документ снова отправили на доработку. Между тем правозащитники организаций «Крым SOS» и «Восток SOS» изучили законопроект и увидели в нем нарушение прав человека.

После длительных дискуссий решили создать рабочую группу, в составе которой работали и авторы документа, и представители общественных организаций, Службы безопасности Украины, пограничной службы, Минюста и МИДа. Рабочая группа встречалась несколько раз, без Минюста. Согласия так и не достигли, на комитет документ снова не вынесли.

Оксана Сыроед

ЧТО В ДОКУМЕНТЕ

Статус и деоккупация

Во-первых, законопроект должен определить статус «временно оккупированной территории». Согласно документу, это "территория Украины, захвачена Вооруженными Силами Российской Федерации и / или незаконными военизированными или вооруженными формированиями, созданными, финансируемыми или контролируемыми Российской Федерацией, и фактически контролируемыеРоссийской Федерацией с помощью органов оккупационной администрации".

Документ состоит из двух частей. В первой главе говорится о статусе оккупированных территорий, предлагаются механизмы пересечения линии разграничения, перевозки товаров (а именно полный запрет такой перевозки).

В следующих разделах предлагаются действия и меры, которые нужно вводить после деоккупации (освобождение территорий) - например, создание так называемой Комиссии примирения, которая будет определять порядок работы госслужащих на тех территориях, процесс расформирования военно-гражданских администраций и будущих выборов, которые, согласно законопроекту, не смогут состояться раньше в 2025 году.

Документ также предлагает запретить жителям оккупированной территории голосовать в течение длительного времени.

Передвижения

Если законопроект примут в таком виде, какой он есть сейчас, граждан ожидает запрет любого железнодорожного сообщения - и грузового, и пассажирского. Запрещено будет также осуществлять хозяйственную деятельность по перевозке людей через линию разграничения - то есть ни железная дорога, ни частные перевозчики, ни такси не смогут перевозить людей с / на оккупированную территорию. Люди будут пересекать ее пешком черезблокпосты, или не пересекать вообще. С такой формулировкой правозащитники согласиться не могут:

«Одно дело - нет порядка сейчас, или существуют определенные ограничения на уровне подзаконных актов, а другое- мы вносим это в закон и говорим, что все запрещено», - говорит Алена Лунева, координатор правового направления благотворительного фонда «Восток-СОС» - организации, занимающегося волонтерской помощью для гражданских на Донбассе.

Когда рабочая группа обсуждала этот вопрос, Оксана Сыроедов апеллировала к безопасности, мол, как можно контролировать, кто пересекает линию разграничения, и что везут пассажиры или грузовые перевозчики? Ее в этом поддержали и пограничники. Однако Лунева задаетвстречный вопрос:

«Почему тогда спокойно ходит поезд сообщением «Москва-Киев» и сотрудникам СБУ удается контролировать эти перевозки, почему же тогда и в вопросе пересечения на Донбассе спецслужбы не могут выработать определенный механизм контроля, а не просто запретить все перевозки».

Перевозки товаров через пункты пропуска

Законопроект авторства Сыроедтакже запрещает перевозки чего-либо, что может трактоваться как «контрабанда», предлагают ограничить даже количество вещей, которые люди могут перевозить, переезжая из оккупированной территории на подконтрольную правительству.

«В контрольных пунктах въезда -выезда вводится временный пограничный, таможенный и пограничный контроль», - говорится в документе.

Хотя, согласно последнейпоправки, которуюучли авторы, - вычеркнули слово «одновременно» из статьи, регулирующей вывоз личных вещей из неподконтрольной территории, если человек переезжает на контролируемую правительством Украины. То есть личные вещи предлагают все же вывозить без определенных ограничений, в отличие от первого варианта законопроекта.

Выплата пенсий

Также принципиальная позиция правозащитников «Крым SOS» и «Восток SOS» - по выплатам пенсий на оккупированных территориях. Документ предлагает возложить эту ответственность на Российскую Федерацию, что, по их мнению, полностью нарушает нормы международного права:

«Международное гуманитарное право четко говорит, что это обязательство Украины - выплачивать пенсии. Это не может быть никоим образом возложенона Российскую Федерацию. Ответственность за материальный и моральный ущерб возложентакже на РФ. Но это вообще не компетенция Верховной Рады Украины, юрисдикция которого распространяется только на территорию Украины ».

В законопроекте можно прописать все, что угодно, объясняют в «Восток SOS», это снимет ответственность с государства, но не переведет ее на другого.

Россиянам въезжать запрещено

Еще однаспорная формулировка законопроекта - «гражданам государства-оккупанта не выдается разрешение для въезда на временно оккупированную территорию, запрещается выезжать с временно оккупированной территории в неоккупированную территорию Украины», - говорится в статье 13.

Но, если речь идет о правозащитниках, представителях международных гуманитарных организаций, журналистах, членов наблюдательных миссий, то это ограничение касаться и их так же? - спрашивают «Восток - SOS».

«Только российские правозащитники сейчас могут попадать на неподконтрольную территорию, документировать преступления, проводить мониторинг, помогать местным жителям. А если мы вводим запрет, то за попадание на неподконтрольную территорию мимо контрольные пункты въезда-выезда будет уголовная ответственность», - говорит Алена Лунева.

Этоже отмечают и представители министерства иностранных дел, которые присутствовали на заседании рабочей группы. Они утверждают, что такая формулировка в законе не сыграет на руку Украине в международных судах, потому что такая статья напрямую подпадает под обвинение дискриминация по признаку гражданства.

КТО ЗА ВСЕ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ

Кто ответственен за людей, которые остались на оккупированной территории? В статье 5 документа говорится, что «Украина не несет ответственности за защиту жизни, здоровья и сохранность имущества лиц на временно оккупированной территории», то есть права людей, которые являются гражданами Украины, но в силу обстоятельств не смогли покинуть оккупированную территорию, становятся полностью незащищенными государством.

ПОЗИЦИИ В ПАРЛАМЕНТЕ

«В результате оккупации и этого состояния неподконтрольности существуют правоотношения, которые необходимо нормировать. И такой законопроект надо вносить, но не принимать его и не пытаться продавить таким образом, как сейчас это делают госпожа Сыроеди ее коллеги из "Самопомочи" », - говорит Алена Лунева, отмечая, что спешить принимать документ, касающийся 6 млнлюдей, не стоит.

Зато авторы законопроекта считают, что все правки внесены, компромиссы достигнуты, тянуть некуда.

«Часть, которая касается оккупации, определение даты начала войны и самого статуса оккупации принята. Часть, касающаяся деоккупации, которая сегодня действительно не ко времени из-за реальной оккупационной системы, которая там работает, осталась "вне кавычек" для дальнейшей обработки, поскольку вызвала больше вопросов. Но на сегодняшний день она является не актуальной » - говорит соавтор и председатель фракции «Самопомич» Олег Березюк.

«Странно, когда некоторые журналисты и правозащитники сильно переживают за людей там, но ничего не делают, чтобы ввести это в правовую норму, а задают много вопросов, которые всех вводят в сомнение. Этот законопроект демократический и прозрачноразработан. Компромисс, который найден - это компромисс практически идеального законопроекта».

Поддерживает документ и вся фракция «Батькивщина». Среди соавторов - членфракции - Алена Шкрум.

«Я связываю то, что законопроект начал так активно двигаться, с блокадой. Блокада просто разоблачила все эти болезненные вопросы, прорвала. Закон об оккупированных территориях мы поддерживали с самого начала. Он очень важен и может сильно повлиять на Украину с точки зрения нашего проигрыша или выигрыша в международных судах. Я подписалась под законопроектом, хотя была категорически не согласна с некоторыми его положениями. Это как раз были разделы о Комиссии по примирению, понимание, что делать после деоккупации, могут ли жители оккупированной территории голосовать после деоккупации, или не могут. Мы это исключили, потому что мы там не найдем общий язык, у нас там совершенно разные мысли».

«Прописаныемеханизмы мне кажутся неприемлемыми, потому что они полностью нарушают права людей, имеющих дискриминационные черты, они нереальны и неприемлемы для никаких международных органов. До сих пор не признаны нормы по очистке территории от неукраинских элементов, не урегулированные понятие, как будет происходить деоккупация, поэтому я сейчас работаю над альтернативным законопроектом, и со мной над ним работают - в рабочей группе, которую я создал, - и представители международных организаций», - говорит депутат от «БПП» Мустафа Найем.

«Закон («О временно оккупированных территориях »- ред.) должен быть. Мы должны найти правильное решение, и ожидаем четкого и понятного плана от президента, как главнокомандующего, который бы мог предложить Верховной Раде план постепенного освобождения и возвращения наших территорий, который бы парламент поддержал. Невозможно в таких важных вопросах иметь разные точки зрения. Эти территории должны быть возвращены, люди возвращены, те, кто осуществлял преступления, должны быть наказаны. Каким образом это достигать, надо искать пути. Я и моя политическая сила не готовы пойти на скрытый сепаратизм, когда отрезают территории, когда отрезают украинскоеот влияния Украины», - объясняет Громадскому позицию «Народного фронта» заместитель руководителя фракции Андрей Тетерук.

ПОДДЕРЖАТ ЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ

В знак протеста против того, что законопроект о «статусе оккупированных территорий» не вынесли на рассмотрение профильного комитета вся фракция «Самопомочи» в конце прошлой недели на полтора дня покинула парламентский зал и поехала кблокадникамна Донбасс.

Между тем источники Громадского во фракции «блока Петра Порошенко» говорят, что голосовать за законопроект «Самопомочи» никто не будет, не только из-за спорных пункта, а и просто потому, что это проект «Самопомочи» (хотя отдельные депутаты неофициально признаются, что блокаду товаров с так называемыми «ДНР» и «ЛНР» поддерживают).

Один из депутатов от «БПП» прогнозирует для Громадского «законопреокт пройдет профильный комитет, но его провалят на голосовании в Раде». То же неофициально говорят и в «Народном фронте». Обе крупнейшие парламентские фракции скорее поддержат законопроект Мустафы Найема, рабочая группа которого поддержана и МИДом, и Минюстом, и представителями таких международных организаций, как Красный Крест, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, представительством Совета Европы, а также правозащитными организациями, которыезанимаются вопросами Донбасса и Крыма, в рабочей группе Найем и депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко.

Впрочем, источники Громадского в администрации президента Украины говорят, что само существование любого, даже хорошего, закона о «статусе оккупированных территорий» - это де-факто частичный отказ от этих территорий, и частичный отказ от решения этого конфликта дипломатическим путем.