Олеся Бида, Федор Прокопчук

На одного выпускника, который идет учиться в лицей или училище, приходится четыре, которые получают высшее образование. В то же время в среднем по Европе 40% учащихся выбирают рабочие профессии.

Следствие такого дисбаланса — нехватка специалистов. Это признало даже правительство Украины, внеся в феврале 2018 года в перечень общегосударственного значения профессии сварщика, машиниста дорожно-строительных машин, монтажника систем утепления зданий и слесаря.

В Министерстве образования этот вопрос не был первоочередным. Но в конце мая там презентовали концепцию реформы профессионально-технического образования, которую начали активно воплощать с началом учебного года.

Громадское рассказывает, что должно измениться в ближайшие год-два в работе лицеев и училищ и для их выпускников.

Когда бизнес берет дело в свои руки

В 2016 году тогда еще креативный директор «Галереи 48» Алла Кудзиева выступила с идеей проекта «The ПТУ», задача которого — изменить профессионально-техническое образование в швейной отрасли, где критически не хватает специалистов для рынка. По ее подсчетам, каждое училище в лучшем случае из набранных 20 студентов выпускает одного-двух, которые могут качественно шить.

«С 2016 года появилось 3 тысячи дизайнеров. Это и кураж-базары, и серьезные бренды, которые экспортируются. Дизайнеры талантливые, одежду делают красивую, ее готовы покупать за рубежом, а вот шить некому», — объясняет Алла Кудзиева.

Работать планируют с четырьмя училищами и лицеями в Киевской области. Она называет это вынужденной социальной ответственностью работодателей, которые готовы взять выпускников, доучить их и предоставить конкурентную зарплату. Вот только зайти в учреждения оказалось непростым делом.

«Мы пошли в училище, а там нам даже не открыли дверь. Не дали контакты выпускников, не передали им наше предложение доучить по профилю и платить 10 тысяч гривен», — говорит Алла Кудзиева.

И только после вмешательства Киевского областного департамента образования проекту двери открыли.

Что готовы сделать предприниматели? Закупить оборудование для училищ, обновить учебные программы, организовать лекции и мастер-классы украинских дизайнеров и практику на предприятиях. Отдельная мотивация для студентов — гарантированная работа с испытательным сроком 3-6 месяцев.

Проект планировали запустить этой осенью на базе Белоцерковского, Тетиевского, Васильковского и Богуславского профессионально-технических училищ, однако до сих пор продолжаются согласования с департаментом образования. Но основатели проекта уже сегодня работают точечно с преподавателями и мастерами — теми, кто в будущем будет учить студентов.

В швейной отрасли в Украине критически не хватает специалистов для рынка (на фото — пошив верхней одежды на швейной фабрике в городе Сквира), Киевская область, 3 сентября 2018 года. Фото: ВЛАДИСЛАВ МУСИЕНКО/POOL/УНИАН

Министерство начинает

В Министерстве называют три ключевые проблемы, которые придется решить за два года — на такой период написана стратегия реформирования профессионально-технического образования.

1. Студенты и мотивация

Первая — это мотивация выпускников. Сейчас училище — это скорее запасная площадка, если сразу не удастся поступить в вуз. В Министерстве образования планируют менять такое отношение с детства.

Подход к профессиональной ориентации вплетен в новую украинскую школу, потому что рассказывать о профессиях, показывать их, демонстрировать и даже привлекать к практическим занятиям надо начинать с детского возраста. Тогда ребенку в дальнейшем будет легче выбрать эту профессию

                                           Руководитель Директората профессионального
                                           образования Ирина Шумик

2. Преподаватели и деньги

По словам Ирины Шумик, с выслугой лет преподаватель в училище имеет зарплату в 7-8 тысяч гривен ($251-287). Она сравнивает это с доходом монтажника гипсокартонных конструкций, который на рынке труда может получать втрое больше. И называет два способа, как повысить зарплату преподавателям, чтобы удержать их в училищах.

Первый — это расширение финансирования профессионально-технических заведений. Кроме государственных и средств местной власти, руководство училища может привлекать деньги частных партнеров. А финансовая автономия позволит повысить зарплату или выплачивать премии преподавателям или мастерам производственного процесса.

«Плюс мы хотим снять ограничения по выплате премий мастерам за счет поступлений от производственной практики студентов», — добавляет Ирина Шумик.

3. Дуальность

Специалист, который получил хорошую теоретическую подготовку и умеет работать на современном оборудовании — именно это нужно работодателям. И без их участия получить такого выпускника не удастся. Для этого Министерство образования запустило принцип дуального образования.

«Это когда студент 70% учебного времени приобретает практические навыки, а не слушает лекции в аудитории. На теорию отведено 30%, — объясняет Ирина Шумик. — Дуальное образование — это обязательно договорные условия между студентом, учебным заведением и предприятием».

Отрабатывать определенное количество месяцев или лет на конкретном предприятии придется лишь тогда, когда соответствующий пункт будет в договоре, говорит представитель министерства. Например, если работодатель вкладывает в студента дополнительные ресурсы, платит стипендию.

Дуальное образование — выигрышно для всех сторон, убеждена Ирина: студент получает хорошие знания, работодатель не подходит формально к прохождению практики, ведь заинтересован в хорошем специалисте, а диплом такого учебного заведения будет больше цениться. В конкурентном мире это — серьезное преимущество.

Богуславское высшее профессионально-техническое училище сферы услуг, Киевская область, 2 февраля 2018 года. Фото: ВЛАДИСЛАВ МУСИЕНКО/POOL/УНИАН

Спрос на местные нужды

Качественное профессионально-техническое образование востребовано в Украине — убеждена руководитель Директората профессионального образования Ирина Шумик. Она рассказывает об учебных заведениях, где обучают монтажников сантехнических установок по обновленному стандарту, который разрабатывали совместно с компанией-производителем сантехнического оборудования Geberit. Там желающих учиться так много, что приходится отбирать студентов на конкурсе.

О популярности рабочих профессий говорит и руководитель отдела маркетинга сервиса Kabanchik Ольга Сорока. Каждый пятый заказ на сайте можно отнести к категории «домашний мастер» — люди ищут квалифицированных сантехников, электриков, мебельщиков и тому подобное.

«Домашний мастер, в зависимости от загрузки в день и количества задач, может заработать тысячу гривен играючи. Например, установка бойлера — сейчас самая популярная услуга в Киеве — стоит 900-1000 гривен ($32-36)», — рассказывает она.

А в сезон спрос на строителей, плиточников, маляров, штукатуров значительно превосходит предложение. Поэтому сервис Kabanchik постоянно в поиске таких специалистов.

Училища и лицеи первыми почувствовали результаты децентрализации, когда в 2016 году финансирование и управление передали органам местного самоуправления. Мотивация была простая: на местах лучше знают, какие специалисты нужнее: десяток-другой безработных бухгалтеров или выпуск электриков, которые в районе на вес золота.

Ирина Шумик признает, что сначала местные органы власти не знали, что с этим делать, но за два года произошли ощутимые изменения. Местные управления образования научились определять, какие кадры самые необходимые, и формировать региональные заказы.

Жена президента Марина Порошенко в учебном цехе Сумского центра профессионально-технического образования по дизайну и сфере услуг, 27 марта 2018 года. Фото: МИХАИЛ МАРКИВ/POOL/УНИАН

От теории к практике: история одного профессионального лицея

В профессиональном лицее в Украинке Киевской области официального старта реформы профтехобразования решили не ждать. Менять заведение начали в соответствии с потребностями и запросом. В лицее уже завершают ремонт электросварочного и информационно-ресурсного центра, средства на которые выделил областной департамент образования.

В ближайшее время лицензируют две новые специальности — машинист печатного высекательного агрегата и машинист печатного гофрировального агрегата. Запрос на них подал «Трипольский упаковочный комбинат». В лицее внедрят дуальное образование — предприятие возьмет на себя практические занятия, а заведение выпустит специалистов, которые в будущем будут работать на комбинате. Это один из принципов, который Министерство образования и науки собирается внедрять во всех заведениях.

Но даже и без этого в здешнем профессиональном лицее учеников стараются максимально подготовить к тому, чтобы после завершения обучения они сразу пошли работать.

«После выпускных госэкзаменов представители предприятий встречаются с детьми и призывают, чтобы те шли работать именно к ним. К нам приезжают и с „Обуховского молокозавода“, и с „Завода пористых изделий „Аэрок“, и с „Трипольского упаковочного комбината“», — говорит Ольга Масюк, старшая мастерица лицея.

Выпускники, которым удалось открыть собственный бизнес, тоже обращаются с запросами, ведь знают качество подготовки учащихся.

Впрочем, не все специальности выпускники школ считают перспективными. Например, в этом году художников и монтажников гипсокартонных конструкций в лицее набрать не смогли. Несколько лет назад ученики так же решили, что быть токарем — не престижно. Группу набрать не удалось, с тех пор в лицее больше не обучают этой специальности.

А те ученики, с которыми удалось пообщаться во время практического занятия, говорят, что после выпуска собираются поступать в университет — хоть и работать на предприятии во время прохождения производственной практики понравилось, но зарплата там низкая.

Этот текст также доступен на украинском языке

Поделиться: