«Тактика выжженной земли». Что происходит на Бахмутском направлении

Через несколько недель после того, как россияне зашли в Соледар, ситуация обострилась на всем Бахмутском направлении. Сейчас в городе уже идут уличные бои. Не утихает работа РСЗО и артиллерии.
Чтобы понять, что происходит в самой горячей точке фронта и какая там сейчас ситуация, hromadske поговорило с бойцами, защищающими Бахмут.
Городские бои
Все наши собеседники по нескольку раз переносят запланированное короткое интервью. Объясняют — «ситуация сложная», «пока никак, был штурм», «все быстро меняется».
Наконец, на более продолжительную связь выходит Евгений Черепня — военнослужащий 93 бригады. Мы говорим по телефону, ежеминутно разговор с Евгением перебивают звуки прилетов где-то совсем рядом с ним.
«Бои переместились от окрестностей в городскую среду. Но не весь Бахмут состоит из высотной застройки — это и частный сектор, и более высокие здания, поэтому в некоторых местах бои продолжаются еще в окрестностях», — рассказывает боец. Объясняет, что к ситуации, сложившейся сейчас в Бахмуте, шло последние несколько месяцев.
«Это был эволюционный процесс, со временем до городских боев все равно бы дошло. Больше пяти месяцев здесь все шло к тому, что небольшими темпами россияне подходили. Но я бы не сказал, что ситуация сильно обострилась, такое большое давление на город началось с сентября. Она [ситуация] стала сложнее из-за рельефа и погодных условий» .
Подразделение Евгения на Бахмутском направлении с середины августа. Все это время россияне действовали одинаково: большое количество живой силы бросали почти без бронированной техники. Но в последние дни стали использовать больше РСЗО, ствольной артиллерии и минометов.
«Если в Харьковской области у 93 бригады были артиллерийские дуэли и бои с участием большого количества танков и БМП, то здесь в основном идут контактные стрелковые бои, ежедневные штурмы с немеренным количеством живой силы противника. Разница заключается в привлечении авиации, ведь осенью на Бахмутском направлении по нашим позициям авиация прилетала минимум четыре раза в день, но сейчас они уменьшили ее количество», — рассказывает Евгений.

Сценарий Северодонецка и Лисичанска
Резкое обострение на Бахмутском направлении, по словам военного аналитика Дмитрия Снегирева, связано с изменением тактики, которая наблюдается после назначения кремлем герасимова и лапина, руководившего операцией в районе Северодонецка и Лисичанска.
«Раньше все месяцы ЧВК “Вагнер” пытались штурмовать Бахмут и ввязываться в уличные бои, а это большое количество погибших с атакующей стороны. Сейчас происходит коренное изменение тактики. Они атакуют по флангам в районе Клещеевки и пытаются выйти на трассу Бахмут — Константиновка. лапин фактически воплотил в жизнь сценарий, который привел к падению Северодонецка и Лисичанска, — взятие под огневой контроль основных путей снабжения» , — объясняет военный аналитик.
Кроме того, в направлении Соледара, Угледара и Бахмута россияне подтянули тяжелые огнеметные системы «Солнцепек».
«Применение такого оружия в условиях города запрещено, потому что оно выжигает все в радиусе 2 км. Его применение приведет к большим жертвам среди гражданского населения. Это тактика выжженной земли», — говорит Снегирев.
Евгений Черепня говорит, что оккупантам удалось частично установить контроль над трассой Бахмут — Константиновка.
«Потеря Соледара — плохая новость, потому что это открывает пространство для маневра россиян, но больше проблем вызывает продвижение россиян к югу от Бахмута в районе Клещеевки, потому что они понемногу берут под огневой контроль трассу. Но если стабилизировать фронт, для чего здесь и появилась 93-я бригада, эта проблема с Соледаром нивелируется. Сейчас продолжаются ежедневные бои, мы стараемся стабилизировать ситуацию», — говорит Черепня.
Могильник для россиян
По данным ISW, с осени 2022 года ЧВК «Вагнер» в Бахмуте понес значительные потери — более 4100 наемников погибли и 10 тысяч получили ранения. Однако точно подсчитать потери врага невозможно.
«Если раньше на Бахмутском направлении в основном наступали вагнеровцы и зеки, то сейчас, когда начинаются городские бои, встречаются десантники. Мы еще не брали никого в плен, но наши коллеги говорили, что уже есть российские десантники», — говорит военный Евгений.
Еще в апреле российский министр обороны шойгу заявил путину, что армия рф начинает второй этап, который закончится полным контролем над Донбассом. Однако этого не произошло.
«Бахмут –—первая линия обороны. Следующие города на линии обороны — Часов Яр, Константиновка, Краматорск и Славянск. Это города-крепости. Даже если предположить отход ВСУ из Бахмута, то это значит, что мы организованно отойдем на новые линии обороны, подготовленные заранее, — объясняет аналитик Снегирев. — Донецкая область — могильник для россиян. И хотя некоторые эксперты заявляли ранее, что потеря Северодонецка и Лисичанска — поражение в войне, после этого ВСУ освободили Харьковскую область и Херсон, поэтому заявления о том, что потеря Соледара и Бахмута кардинально повлияют на ход войны, не соответствуют действительности».
- Поделиться: