«Тарифный майдан». Как Медведчук и Порошенко подарок Зеленскому готовили

Участники акции протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги на Майдане Независимости в Киеве, 15 января 2021 года. Общественная инициатива «СТОП ТАРИФНЫЙ ГЕНОЦИД» при поддержке движения #SaveФОП провела акцию протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги
Участники акции протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги на Майдане Независимости в Киеве, 15 января 2021 года. Общественная инициатива «СТОП ТАРИФНЫЙ ГЕНОЦИД» при поддержке движения #SaveФОП провела акцию протеста против повышения тарифов на коммунальные услугиУНИАН/Виктор Ковальчук

День рождения у президента не задался с самого утра. Ему приснились близкие друзья. «Майдан близко», — поприветствовал один. И позвал на улицу. Там президента ждала «зрада». Друзья один за другим вонзали в тело президента ножи «за позор», «за доллар по 30», «за львовский мусор», «за плохие дороги», «за тарифы на коммуналку». В этот кошмарный момент президент проснулся.

Описанная история — не выдумка. Она — про Владимира Зеленского. Точнее, про его героя-предшественника, Василия Голобородько. Именно такой сценой начинается второй сезон сериала «Слуга народа».

Нечто похожее Зеленского ожидает и в его собственный день рождения, второй, который он отмечает на посту президента. Политические «друзья» подготовили президенту «майдан за тарифы на коммуналку».

После почти трех недель локальных протестов недовольных тарифами на коммуналку украинцев позвали к Офису президента. Потом — автопробег к президентской даче с лозунгом «Поздравь президента платежкой».

Мы уже писали о причинах подорожания газа и реакции властей на недовольство граждан. Кроме того, в последнем выпуске программы «В теме» речь шла о координаторах протестов.

 «Смешные» протесты Медведчука

Проблема высоких тарифов вывела украинцев на протесты. Недовольством сразу решили воспользоваться оппозиционеры. В первую очередь — «Оппозиционная платформа — За жизнь».

Протесты начались из города Лубны Полтавской области. Почти сразу там объявился Илья Кива. Депутат от ОПЗЖ приехал открывать «Штаб координации протеста». В качестве главы «штаба» он представил депутата облсовета от ОПЗЖ Евгения Корфа. Однако местные жители такую помощь не оценили.

Участники акции протеста против повышения тарифов на коммунальные услуги на Майдане Независимости в Киеве, 15 января 2021 года. Общественная инициатива «СТОП ТАРИФНЫЙ ГЕНОЦИД» при поддержке движения #SaveФОП провела акцию протеста против повышения тарифов на коммунальные услугиУНИАН/Виктор Ковальчук

«У нас изначально — без политиков. Мы решаем хозяйственное вопросы, не политические. Не надо пиариться. Вы пиарите свою партию», — высказал на повышенных тонах позицию протестующих представитель их инициативной группы Николай Ащаулов.

Приобщиться к протестам соратники Медведчука попытались и в других городах. Так, в Мариуполе они установили палатку на площади, где собрались протестующие. К акции не присоединились, но собирали подписи под обращением к властям. Собирали подписи и в Одессе. Там палатку ОПЗЖ установили рядом с железнодорожным вокзалом.

Попытки поиграть в протесты были и в других городах. Но главная проблема партии — естественная неспособность выводить людей на улицы.

«ОПЗЖ и митинги — это смешно. Они даже когда у трибуны Верховной Рады что-то требуют — это уже смешно. 30 миллионеров стоят и машут руками. Они не умеют собирать», — рассказал hromadske один из представителей правящей партии «Слуга народа».

Уличные протесты должны «отработать» сателлиты ОПЗЖ из «Партии Шария». Шариевцы действительно вышли на акции против тарифов. Но только там, где имеют представительство в местных советах. И выглядело это еще смешнее, чем Кива в Лубнах: с десяток активистов, часть которых в футболках, скандировали по-русски: «Нам холодно, но мы потерпим». Странный лозунг для партии, чьи лидеры живут на берегу моря в Испании.

Поэтому с «тарифными майданами» у пророссийских сил не сложилось. Они сделали ставку на медийную составляющую. Каналы Медведчука стали основными информационными партнерами «тарифных майданов».

«Ситуация создана искусственно, — считает инвестиционный банкир Сергей Фурса. Свою позицию он высказал в эфире “5 канала”, — Облгазы Фирташа, которым не выгоден рынок газа, подняли маржу до 40%. И одновременно ОПЗЖ Фирташа, где Левочкин его партнер, выводят людей на улицу. Одной рукой я поднимаю тарифы, а другой я вывожу людей на майдан и говорю: давайте уничтожим рынок».

У ОПЗЖ есть две группы влияния. Одна — медведчуковцы, другая — «газовики».

Для «газовиков» Сергея Левочкина и Юрия Бойко ситуация с тарифными протестами — это финансовый вопрос. Их партнеру — олигарху Дмитрию Фирташу — рынок газа невыгоден, введение рыночных цен сильно ударило по его доходам.

Для медведуковцев протесты выгодны с политической точки зрения: ослабление центральной власти, отказ от рынка газа и, как следствие, разрыв сотрудничества с МВФ и возвращение в сферу влияния России, в частности, в вопросе поставок газа. Поэтому обе группы на фоне тарифных протестов продвигают российские нарративы.

«До марта люди не будут терпеть этот геноцид. С МВФ придется вести принципиальный разговор. Но если мы не договоримся — надо отказываться от сотрудничества», — заявил «газовик» Бойко в эфире 112-го канала.

«Нужно немедленно вернуться к вопросу о 25% скидке на газ, о которой Медведчук договорился с Россией. Немедленно обратиться к Медведчуку с просьбой еще раз полететь и привезти для украинцев 25% скидку», — убеждал медведчуковец Вадим Рабинович в эфире телеканала «ZIK».

Однако успехов медийная кампания ОПЗЖ не приносит. МВФ под угрозой полного отказа от рынка газа пошел на уступки украинской власти и согласился на краткосрочную регуляцию цен на голубое топливо. «Договоренности» Медведчука с россиянами вообще не воспринимаются всерьез. По крайней мере, среди представителей власти.

Народный депутат Петр Порошенко во время заседания Верховной Рады Украины, Киев, 5 ноября 2020 годаУНИАН/Александр Кузьмин

 Патриотический прокол Порошенко

Разговоры о российском газе нашли отклик и в среде порошенковцев. «Происходящие события вызывают обоснованные подозрения, что повышение цены на газ — это часть многоходовки, которая имеет целью вернуть нас в энергетическую кабалу Москвы», — заявил сопредседатель фракции «Европейская солидарность» Артур Герасимов в распространенном партией видеообращении.

Партия Порошенко в истории тарифным протестами тоже действует больше медийно. С акцентом на любимую тему — «красные линии». Теперь граница обозначена как невозможность возвращения к прямым поставкам «Газпромом» газа в Украину. Однако в этом есть один прокол политтехнологов: сам Порошенко во времена президентства не исключал такой возможности.

«Они (россияне, — ред.) стучат: может, возьмете наш газ? Да нет, у нас все в порядке. Если он будет дешевый, если он будет честный, не коррупционный, пожалуйста. А для чего? А чтобы снизить тарифы для наших людей», — размышлял Порошенко 28 декабря 2017 года.

Сейчас в истории с «тарифными майданами» порошенковцы позиционируют себя как борцы против возвращения Украины «на газовую иглу Кремля». Одна из причин такого позиционирования — невозможность критиковать власть рыночных цен. Ведь именно во времена президентства Порошенко этот рынок и был введен.

«Они (соратники Порошенко, — ред.) были у истоков введения рынка газа, и, кстати, пострадали от этого. Рейтинг Яценюка вообще фактически был уничтожен из-за повышения тарифов. Та же проблема в значительной мере подорвала популярность Порошенко. И была одной из главных причин его поражения на президентских выборах», — считает политолог Владимир Фесенко.

Кроме российского газа ЕС нашла еще одну точку давления на власть — субсидии. Последние четыре года в бюджете постепенно уменьшаются расходы по этой статье: в 2018 году было 70,9 млрд грн, в 2019-м — 55,1 млрд, в 2020-м — 48 млрд. На этот год выделили 36 млрд грн. Депутаты партии Порошенко уже зарегистрировали законопроект, который предусматривает выделение дополнительных 7 млрд грн на субсидии за счет других статей бюджета.

В «Слуге народа» поддерживать инициативу порошенковцев не спешат. Там объясняют: на каждый следующий год в бюджете закладывается сумма, фактически использованная на выплату субсидий в текущем году. Если же предусмотренных денег не хватит, то президентская партия по собственной инициативе увеличит соответствующие расходы, чтобы не давать козыри политическим оппонентам.

Народный депутат, глава фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко в кулуарах Верховной Рады Украины, Киев, 17 ноября 2020 годаУНИАН/Александр Кузьмин

 «Конструктивная» Тимошенко

На фоне активности оппозиционных партий ОПЗЖ и ЕС полностью затерялась политическая сила Юлии Тимошенко. В предыдущие годы вечная революционерка не упускала возможность подхватить флаг главного борца за «справедливые тарифы». На этот раз она отметилась только одним сообщением в Facebook. Да и то было не слишком критическим, без всяких «тарифных геноцидов» и «обнищаний». А главным адресатом критики у Тимошенко стал «Нафтогаз». В то же время властям Юлия Владимировна адресовала другой месседж.

«Не умеете сами эффективно управлять страной — спросите тех, кто знает, как это делать. Народ устал оплачивать ваши “реформы”, которые больше напоминают эксперименты на грани человечности. Ваши “таланты” уже довели страну “до ручки”. Остановитесь, или вас остановят люди!», — такими словами Тимошенко закончила свое обращение.

Отстраненность Тимошенко от «тарифных майданов» имеет одно простое объяснение: уже несколько месяцев после местных выборов она перешла в конструктивную оппозицию. С прицелом на дивиденды в виде властных должностей.

«Она решила не устраивать революцию. А предложить решение. Написала план реформирования, как нужно делать правильно. Не просто “Баба Яга против”, а конструктивно. Она продолжает предлагать в правительство себя и своих людей», — объясняет нам источник во фракции «Слуга народа».

Однако Тимошенко в правительстве президентская команда не видит даже в своих худших снах. У Зеленского надеются, что и ее людей назначать в Кабмин тоже не придется. По крайней мере, пока «слуги» сохраняют формальное парламентское большинство.

Отложенная революция. Вместо выводов

Основные оппозиционные силы активно использовали тарифные протесты для продвижения своих идей и ослабления власти. Их политтехнологи пытались сделать Зеленского главным виновником высоких сумм в платежках.

Однако на утро 25 января — в день рождения президента — ситуация не выглядит так, что оппозиционным медиа удалось разогреть протест до настоящих революционных действий. Хотя координаторы «тарифных майданов» и выходили 15 января на Майдан Независимости с лозунгом «Пусть горят дворцы», «дворцу» Зеленского это пока вряд ли грозит.

Координаторы признают, что очередного «Майдана» из-за тарифов скорее всего не будет. Но они ожидают еще какой-то «искры» для этого. Или сами готовят ее.