Теория и практика большого взрыва: кто такой Роберт Оппенгеймер и почему новый фильм Нолана стоит внимания

Байопик о Роберте Оппенгеймере — изобретателе атомной бомбы — собирает полные залы в украинских кинотеатрах. Новый фильм Кристофера Нолана приобретает совершенно другие смыслы в контексте российского вторжения, что вернуло в повестку дня ядерную угрозу.
Учитывая, что проект анонсировали еще в сентябре 2021-го, такие параллели могут выглядеть притянутыми за уши, а впрочем, поразмыслить здесь все еще есть над чем.
Оппенгеймер в истории
Роберт Оппенгеймер родился в еврейской семье в Нью-Йорке. Его родители эмигрировали в США из Германии. Школу и Гарвардский колледж Роберт окончил с отличием, затем учился и работал в Кембридже и Геттингенском университете в Германии.
Интересно, что до поездки в Германию Оппенгеймер считал себя аполитичным — не читал новостей и не слушал радио. Однако в Германии его поразило ужасное отношение к евреям и притеснения науки (квантовая механика и теория относительности были запрещены нацистским правительством, на работы Альберта Эйнштейна был повешен ярлык «еврейская физика»).
После возвращения в США в начале 1930-х Оппенгеймер преподавал — его любили студенты и уважали коллеги. Между тем, в стране бушевала Великая депрессия — многие студенты Оппенгеймера не могли найти работу. Тогда ученый окончательно осознал важность политических и экономических процессов, почувствовал необходимость более активно участвовать в жизни общества.
Как и многие интеллектуалы того времени, Оппенгеймер заинтересовался идеями коммунизма и сблизился с некоторыми представителями этого движения. Однако членом коммунистической партии так и не стал.
Несмотря на опасные для системы связи, в 1941 году Оппенгеймер возглавил Манхэттенский проект — программу разработки ядерного оружия. Этическая сторона сначала обсуждалась в научном сообществе достаточно активно, но со временем отошла на второй план: Оппенгеймер и ряд его коллег искренне считали будущее изобретение благом — ядерное оружие должно было помочь закончить войну, уничтожить Третий Райх.
Но уже в 1942 году планы США касались капитуляции и всех союзников Германии, в том числе и Японии. Угроза со стороны этой страны постоянно росла, к тому же американцы откровенно стремились к реваншу за коварную атаку на Перл-Харбор.
Первые испытания ядерного оружия прошли в июле 1945 года. А уже в августе США сбросили ядерные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. В результате удара погибли 120 000 человек. Тысячи умерли позже от радиационного облучения.
Вторая мировая война действительно была завершена. А вскоре целью номер один для США стало сдерживание вчерашнего союзника — СССР, ведь там активными темпами шла разработка собственной атомной бомбы. Так началась Холодная война, которая переросла в продолжающееся и сегодня глобальное противостояние россии и Запада.
В октябре 1945 года, спустя два месяца после бомбежек Хиросимы и Нагасаки, Оппенгеймер на встрече с президентом Трумэном сказал, что чувствует кровь на своих руках. Раскаяние было обусловлено не только роковыми последствиями только что изобретенного под руководством Оппенгеймера оружия — удары по японским городам были совершены, в частности, и по рекомендации команды Манхэттенского проекта. Ведь доказательство эффективности атомной бомбы должно было продлить финансовую поддержку ядерных исследований. Оппенгеймер также был членом комиссии, которая выбирала города для бомбардировок (выбор пал на Хиросиму и Нагасаки, поскольку они подверглись меньшим разрушениям во время других атак).
После этого Оппенгеймер занял довольно четкую публичную позицию: ученый выступал за установление международного контроля над ядерным оружием, а также отказался участвовать в разработке водородной бомбы, инициированной правительством США во главе с Трумэном в 1949-м. Подобного поведения физику так и не простили — в 1953 году Оппенгеймеру закрыли доступ ко всем секретным данным, что фактически исключило его дальнейшую работу.
Причиной назвали все те же коммунистические симпатии, в которых физика упрекали на протяжении всей его карьеры. И хотя никаких прямых доказательств нелояльности или разглашения государственной тайны не было обнаружено, Оппенгеймер отстранен от исследований — он вернулся к преподаванию и писал научные статьи.
Подозрения по поводу шпионажа в пользу Советского Союза сопровождали Оппенгеймера до конца жизни и даже после смерти. Вплоть до декабря 2022 года, когда правительство США посмертно отменило запрет на доступ ученого к секретным данным.

Оппенгеймер у Нолана
Это первая биографическая картина от автора блокбастеров «Интерстеллар», «Начало», «Дюнкерк» и трилогии «Темный рыцарь». Почему именно об изобретателе атомной бомбы? Последователи доктрины «Нолан — гений» утверждают, что режиссер предвидел эскалацию ядерной угрозы (напомню, съемки стартовали в 2021 году).
Сам режиссер называет Оппенгеймера самым важным человеком на Земле, а историю его участия в Манхэттенском проекте — самой драматичной. Он видит в истории ученого важные современные параллели: например, рассуждения о том, несут ли ответственность разработчики искусственного интеллекта за последствия, которые тот может повлечь за собой.
Фильм показывает студенческие годы Оппенгеймера, время его преподавания, период Манхэттенского проекта и первое испытание атомной бомбы, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, судебный процесс против ученого. Все эти периоды в ленте изображены нелинейно — заигрывания со временем давно стали визитной карточкой Кристофера Нолана.
Режиссер изображает Оппенгеймера как ученого, преследуемого за попытки решить моральные проблемы собственного изобретения. На экране физика воплотил Киллиан Мерфи — актер непревзойденно воспроизводит всю палитру эмоциональных оттенков и полутонов героя. А чтобы зритель точно почувствовал связь с персонажем, большинство экранного времени Нолан отдает суперкрупным планам — старый добрый кинематографический трюк.
Однако более тщательно проработанные арки героев все еще работают лучше. Откровенно говоря, «Оппенгеймеру» мало даже трех часов хронометража для полноценного раскрытия хотя бы кого-то из персонажей. Количество героев и фиксация истории в мельчайших деталях играют не в пользу глубины образов.
Впрочем, с кинематографической точки зрения, это все еще шедеврально — Нолан традиционно снимает на пленку IMAX, снова отказывается от компьютерных эффектов (представьте, режиссер действительно имитировал ядерный взрыв — с помощью бензина, пропана, алюминиевого порошка и магния).
Саундтрек создает постоянное напряжение, и это не преувеличение: музыкальное сопровождение утихает только в одной сцене трехчасового фильма (вы, наверное, уже догадались, в какой).

Следует отметить и актерский состав — кроме прекрасного Киллиана Мерфи в фильме играют Эмили Блант, Роберт Дауни-младший, Флоренс Пью, Рами Малек, Гэри Олдман, Мэтт Дэймон и еще куча голливудских звезд.
Фильм снят по книге «Американский Прометей» (авторы Кай Берд и Мартин Шервин), получившей Пулитцеровскую премию. Как помним, Прометей — древнегреческий мифический герой, похитивший у богов огонь и принесший его людям, тем самым спасший их от холода и голода. За такую дерзость боги наказали Прометея, но его имя стало синонимом жертвенности, самоотверженности и гуманности.
Фигура Оппенгеймера понемногу обрастает своими мифами. Книга и фильм Нолана рассказывают историю человека, пытающегося предотвратить последствия своего смертоносного изобретения, искупить так свою вину. Но где здесь геройство, как в случае с Прометеем, действительно ли было чувство вины?
В 1961 году Оппенгеймер в очередной раз спросил, чувствует ли он ответственность за последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Физик ответил, что это не на его совести: «Ученые не преступники. Наша работа изменила условия, в которых живут люди. Но то, как использовать эти изменения, является проблемой правительств, а не ученых».
Учитывая это высказывание, желание Нолана сделать из Оппенгеймера героя-мученика кажется по меньшей мере лицемерным, а в более широком контексте смахивает на попытку отрефлексировать американскую коллективную вину за бомбардировку японских городов.
Как это может выглядеть в глазах украинцев, почти полтора года живущих в состоянии перманентной ядерной угрозы? Все еще как хорошее качественное кино, но с весьма противоречивым для наших реалий содержанием.
- Поделиться: