Тиктокеры в «пикселе»

На фоне скандала с выдающим себя за психотерапевта Спартаком Субботой все масштабнее становится еще одна проблема — медийные псевдовоенные.
Я думаю, это очень круто, что многие военные используют соцсети для общения и с гражданскими, и с побратимами, делятся собственными мыслями и эмоциями. Обществу важно слышать голоса с передовой. Но на фоне бойцов, которые в перерывах между боевыми действиями ведут свои страницы, в соцсетях набирают популярность владельцы аккаунтов, чью репутацию сложно или невозможно подтвердить.
Являются ли они военными? Какой части? Действительно ли они сейчас в Бахмуте? Имеют ли доступ к информации оттуда? Паразитируя на беспрецедентном доверии украинцев к Вооруженным силам (96% опрошенных), эти медийные «военные» стремительно набирают аудиторию, чтобы ее монетизировать или манипулировать общественным мнением.
С одной стороны, алгоритмы тик-тока позволяют любому мгновенно стать трендовым. С другой стороны, зритель после просмотра 30-секундного видео не часто будет проверять, кто этот человек и стоит ли ему доверять. В конце концов, не теряют бдительности и российские спецслужбы, которые могут от имени якобы украинских военных распространять свои послания.
Журналистам, особенно телевизионщикам, нужно заполнять эфир. Понимаю. И как быстрее всего это сделать? Пригласить медийных военных, где же еще искать тех, кто готов выйти в эфир? И хорошо, когда это боевые военные, но появляются и такие персонажи, которые рассказывают о боях в Бахмуте, имитируя свое присутствие там.
Или другое. Ко мне однажды обратились военные с жалобами на своего командира. Я посмотрела, что о нем пишут коллеги. Вижу, что его часто приглашают в эфиры, а в комментариях — «герой Украины». Оно и понятно, ведь о «славе» этого командира не будет известно, пока бойцы не отважятся выйти с жалобами публично. А это в условиях войны может быть небезопасно для их жизней.
Во время войны верифицировать информацию становится еще труднее. Это открывает широкое пространство для желающих быстро покорить тик-ток или инстаграм. Надев «пиксель», эти тиктокеры автоматически приобретают приверженность широкой аудитории. Если иногда даже профессиональным журналистам сложно проверить человека (ограниченный доступ к зоне боевых действий, упомянутый уже страх военных выходить в публичную плоскость), то в соцсетях «каждый из нас президент» и может легко обмануть аудиторию.
Думаю, нас ждет еще немало открытий о таких блогерах.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
- Поделиться: