«Троянский конь» Кремля: соцсети признали, что их использовали для манипуляций в США
Google, Facebook и Twitter признали, что стали инструментом для манипуляций России.
Авторы Остап Ярыш, Наталия Гуменюк
Google, Facebook и Twitter признали, что стали инструментом для российских манипуляций. Руководители Twitterдаже пообещали реабилитироваться, отдав заработанные на российскихкампаниях деньги на продвижение демократии. В каждой из соцсетейпообещали или сделать рекламу прозрачнее, или тщательнее работать над безопасностью.
КорреспондентГромадскогопобывала на слушаниях комитета по разведке американского Сената о роли социальных сетей во вмешательстве России в выборы 2016 года. В частности, РФ использовала для разжигания вражды в американском обществе онлайн-платформы, созданные американскими компаниями. Сенаторы остались недовольныи считают, что технологические гиганты не уделяют достаточно внимания тому, чтобы оградить пользователей от манипуляций.
Обвинение и цифры
Тысячи ботов, заказная реклама в интернете,«фейковые»сообщества в социальных сетях — все эти инструменты использовались Кремлем для разжигания вражды в американском обществе и продвижении на пост президента Дональда Трампа. В этом уверенныследователи из американского сената.
«Цель была очень проста: обеспечить появление так называемых «новостей» в новостных лентах как можно большего количества податливых американцев. И тайное и тонкое подталкиваниев том направлении, которого выгодноКремлю», — объяснил сенатор-демократ Марк Варнер.
Глава следственной комиссии, республиканец Ричард Берр, добавил:
«Это не касается пересмотра результатов выборов 2016 года. Не идет речь о том, кто выиграл, а кто проиграл. Это напрямую касается национальной безопасности, корпоративной ответственности. Это преднамеренное манипулирование американцами, которое осуществляли агенты враждебного иностранного государства. Я скажу это опять: агенты враждебного иностранного государства вторглись в Соединенные Штаты, провели информационную операцию, чтобы разделить наше общество. Еще больше возмущает, что для этого использовали наши собственные социальные платформы».
Глава Комитета Сената США по разведке Ричард Берр (справа) и его заместитель Марк Уорнер во время сенатских слушаний, посвященных влиянию социальных сетей на выборы в США, Вашингтон, 1 ноября 2017 года Фото: EPA-EFE/SHAWN THEW
Проще говоря, Facebook, Twitter и Google, должны были свидетельствовать перед сенатом, ведь их платформы стали инструментами в руках манипуляторов. Сервисы могли помочь России повлиять наобщественноемнениеперед выборами президента. Компаниям предъявляютнедостаточную прозрачность и пассивную позицию в решении этих вопросов. Мол, они реагировали лишь на отдельные жалобы, однако не отслеживалипроблемы самостоятельно и даже не проверялизаказчика и валюту, в которой осуществлялась оплата политической рекламы (некоторые заказы оплачивались российскимирублями). Другими словами, информационные гиганты легкомысленно отнеслись к вмешательству России и не уделили этому должноевнимание.
Сенаторы обратили внимание, что на похожиеманипуляции Россия потратила 300 тысяч долларов. Оплата проводилась, в частности, и через каналы Russia Today и Sputnik. (Для сравнения, по словам юристов Facebook, оба кандидата в президенты США — Клинтон и Трамп — потратили на продвижение в соцсетях81 миллион долларов).
В качествепримера привели 43 часа видео на 18 youtube-каналах, свыше 700 «фейковых» Instagram-аккаунтов, 450 «фейковых» страниц в Facebook, которыми руководилаоднароссийскаякомпания, а также свыше 2700 ботов в Twitter.
Хотя цифры относительно небольшие, охваттаких сообщений, по данным сената — 40% населенияСША. Однако «охват» — достаточно общий термин, который не может определить прямое влияние соцсетейна смену политических взглядов.
В свою защиту представитель Twitter привел данные, согласно которым, 36 746 связанных с Россией ботов, публиковавшихконтент о выборах в США, составляли 0,012% существующих на то время учетных записей. Зато, по словам сенаторов, в материалах другого независимого исследования говорится, что 15% всех аккаунтов в Twitter — боты. Это значит, что почти 50 миллионами «мертвых душ» кто-то руководит для продвижения информации.
Ответы и решения
Во время слушанийпредставителям Facebook, Twitter и Google ставилидостаточно жесткие вопросы.
«Раньше вы отмечали, что цель вашей компании — объединить людей, — заявил глава комиссии Ричард Берр в обращении к вице-президенту Facebook. — В этом случае людей, действительно, объединили, чтобы сформировать искусственный конфликт. И Facebook помог этой встрече состояться. Я бы сказал, что Facebook свою миссию провалил. Буду откровенным: вы должны лучше работать над защитой американского народа и всех своих пользователей, дабы уберечь их от подобных манипуляций».
Руководители глобальных мировых компаний пытались уйтиот прямых ответов. Но все трое признали, что сервисы, действительно, использовались для манипуляций, и что этому не было уделенодостаточно внимания.
«Это болит у наскак компании, и это болит у меня лично — видеть, как нашей платформой злоупотребляли. Сильная сторона нашей страны — то, что люди могут открыто говоритьто, что их смущает. Тот факт, что иностранные агенты смогли использовать нашу платформу и эту открытость, стал для нас очень болезненным уроком, который мы усвоим, чтобы двигаться дальше», — ответил вице-президента Facebook.
Представители компаний заверили, что будуттщательнееследить за использованием сервисов, а также сделаютих прозрачнее — в первую очередь это касается рекламы. Кроме того, Twitter пообещал, что отдаст деньги, полученные от российских кампаний, на исследование продвижения демократии. Facebook вдвое увеличит количество сотрудников, которые отвечают за безопасность, — с 10 до 20 тысяч. Google уже работает над механизмами, которые позволят всем пользователям видеть, кто является заказчиком рекламы. Все это — в придачу к другим мероприятиям, которые вкомпании уже применяют.
Методы российскихманипуляций
Российскиекомпании использовали алгоритмы социальных платформ, в частности, таргетинг (узкое определение целевой группы), которым до сих порбыла известна избирательная кампания Барака Обамыв 2012-ом. Россия пыталась охватить самую разнообразную и как можно более конкретную аудиторию — от неонацистов и антиисламистов до нищиххристиани членовЛГБТ. В то же время сообщения не всегда касались прямой агитации за Трампа. Чаще всего они имели целью посеять вражду ирадикализироватьобщество. New York Times опубликовал примеры такой рекламы.
Для этого в социальных сетях специально создавали и рекламировали страницы. Некоторые из них, на первый взгляд, даже продвигали идеи противников Трампа и электоратиз другого лагеря. Например, поддержку мигрантов или борьбу за права афроамериканцев. Однако здесь важны две детали. Во-первых, это делалось под достаточно провокационными лозунгами, чтобы зацепить противников. Во-вторых, в таких случаях обязательно рекламировалась «оппозиционная» страница, которая призывала к сопротивлению.
Слева — реклама происламской сообщества «Объединение мусульман Америки», справа — реклама антиисламского сообщества «Остановим всех захватчиков». За обе в Facebook платила Россия/screenshot
Для манипуляции Россия выбирала очень разнообразные и узкие целевые группы (на скриншоте - реклама сообщества «Армия Иисуса» в Facebook с текстом — «Сатана: Если выигрываю я - Клинтон победит! Иисус: Нет, если я смогу изменить это!»)/screenshot
Во время слушаний сенаторы напомнили о случае в Хьюстоне. 21 мая 2016 года там состоялись два митинга: защитников ислама и антиисламистов. В одном месте и в одновремя. Оба события были организованы и прорекламированы вFacebook, враждующие сообщества — националистическая и мусульманская — активно призывали людей к защите своих прав и противостоянию. Люди, действительно, вышли на улицы, и столкновениям между ними помешало лишь своевременное вмешательство полиции.
Однако среди людей, которые пришли на митинги, не было ни одного активного агитатора из Facebook-сообществ. Позднее следствие нашло причину: все они в действительности были фейковыми страницами троллей, которыемодерировалисьиз Санкт-Петербурга. Это значит, что пользователь из России может легко создать и разрекламировать событие в Штатах, которое приведет к реальному противостоянию людей на улице. Сенат выяснил, что это стоило России 200 долларов.
Сенаторы на слушаниях, посвященных влиянию социальных сетей на выборы в США, рассматривают коллаж из фотографий, которые были сделаны 21 мая 2016 года в Хьюстоне, штат Техас. На фотографиях две акции, организованные враждующими сообществами (защитников ислама и антиисламистов), обе организованы и прорекламированы в Facebook. Вашингтон, 1 ноября 2017 года Фото: EPA-EFE/SHAWN THEW
Почему это важно
ЖурналистГромадскогоНаталия Гуменюк посетила слушанияи отметила, что слово «Украина» ни разу не прозвучало. Впрочем, политики отмечали, что злоупотребление открытостью соцсетейкасается не только США, но и других стран. В частности, вспомнили о возможном влиянии на конфликт в Каталонии, однако представители ни одной из компаний не ответили на это из-за отсутствия данных.
Вопросы использования соцсетейдля политических манипуляций впервые подняли на такой высокий уровень. Это вскрыломного проблем в кибербезопасности изаодно показало, что их возможно решить не только в отдельных странах, но и на глобальном уровне.
- Поделиться: