Убийство «иранского Оппенгеймера»: искусственный интеллект, «рука Израиля» и появится ли теперь у Ирана ядерное оружие

Похороны иранского физика Мохсена Фахризаде в Тегеране, 30 ноября 2020 года
Похороны иранского физика Мохсена Фахризаде в Тегеране, 30 ноября 2020 годаAP

До 27 ноября имя Мохсена Фахризаде знали разве что специалисты по ядерной безопасности. А теперь убийство человека, которого называют одним из архитекторов ядерной программы Ирана, в очередной раз обострило ситуацию на Ближнем Востоке.

Тегеран говорит о причастности к убийству Израиля, заявляет, что будет мстить за «мученика» Фахризаде, и намекает, что готов возобновить ядерную программу — до уровня, который позволит создавать ядерное оружие. Все это — на фоне обещания будущего президента США Джо Байдена вернуться к «Иранской ядерной сделкие», из которой вышел нынешний американский лидер Дональд Трамп.

Рассказываем, что известно об убийстве Фахризаде и что оно может означать для ядерных амбиций Ирана и ситуации на Ближнем Востоке.

Что известно об убийстве Мохсена Фахризаде?

Фахризаде убили днем 27 ноября, когда вместе с женой он ехал в бронированном автомобиле в небольшом городе Абсард (80 километров восточнее Тегерана). Сопровождал ученого конвой из трех машин, в которых находились 11 охранников. Авто, где сидел Фахризаде, обстреляли; его доставили в больницу на вертолете, где он и умер. Похоронили Фахризаде со всеми почестями и уже провозгласили «мучеником».

В течение первых дней иранские чиновники и СМИ называли разные обстоятельства нападения. Сначала речь шла о группе вооруженных людей, которые подъехали к конвою на грузовике. Нескольких из них якобы ликвидировали. Также говорили, что неподалеку взорвали автомобиль — якобы для ликвидации охраны ядерщика. Все это — без фото- или видеодоказательств, разве что со ссылкой на очевидцев, в том числе и на сына убитого ученого.

Похороны иранского физика Мохсена Фахризаде в Тегеране, 30 ноября 2020 годаAP

Впрочем, 7 декабря Тегеран объявил о новых обстоятельствах расследования: Фахризаде будто бы застрелили из припаркованного недалеко от дороги автомобиля Nissan из пулемета, которым управляли через спутник. Более того, оборудован пулемет был технологией распознавания лиц на основе искусственного интеллекта. Nissan после выполнения спецоперации якобы самоликвидировался. По словам контрадмирала Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Сардара Али Фадави, в Фахризаде выпустили 13 пуль, четыре из которых попали в одного из охранников. И это еще не все: пулемет, говорят иранские чиновники, принадлежит НАТО.

9 декабря советник иранского парламента Хосейн Амир Абдолагьян объявил, что задержали уже ряд людей, якобы причастных к убийству. Он не уточнил, кого, скольких именно и как эти люди могут быть причастны к убийству, но подчеркнул, что их «заставят сожалеть о своих действиях». Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал найти виновных и наказать их за убийство «мученика» Фахризаде.

Впрочем, обстоятельства гибели Фахризаде до сих пор окутаны тайной. Версию о «дистанционном убийстве» эксперты воспринимают довольно скептически, хотя подобные технологии на Ближнем Востоке применяют как регулярные армии, так и боевики. Между тем представители правительства и структур безопасности намекают, что предупреждали КСИР о возможном нападении на физика, но к их советам не прислушались.

Мохсен Фахризаде участвует во встрече с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи в Тегеране, Иран, 23 января 2019 годаAP

Кто такой Мохсен Фахризаде и почему его хотели убить?

Официально Фахризаде был руководителем департамента исследований и инноваций при министерстве обороны Ирана. Жизнь его была довольно таинственной, публично о нем Тегеран не вспоминал. Пребывал Фахризаде под крайне бдительной охраной. Вероятно, он также был членом Корпуса стражей Исламской революции.

Известно, что именно Фахризаде был главным научным координатором иранской программы борьбы с коронавирусом. Под его руководством в Иране разработали первую собственную тест-систему, увеличили количество коек в больницах для ковид-пациентов, а также подготовили мощности местных компаний для производства вакцин — прежде всего российской.

Неофициально 62-летнего Мохсена Фахризаде называют «иранским Оппенгеймером» — по аналогии с одним из изобретателей ядерной бомбы, американским ученым Робертом Оппенгеймером. По данным израильской и западной разведки, Фахризаде курировал проект «Амад» — тайную разработку Тегераном ядерного оружия, а также разрабатывал мирную ядерную и ракетную программы страны.

Иран отрицал вовлеченность Фахризаде к ядерной и ракетной программам, а также существование проекта «Амад». Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в 2015 году заявило, что «Амад» закрыли еще в 2003-м. Кстати, Фахризаде стал единственным чиновником, которого МАГАТЭ упомянуло в отчете по имени и неоднократно хотело допросить (этого так и не произошло).

Фахризаде пытались убить по меньшей мере один раз несколько лет назад. А в течение 2007-2012 годов были убиты пятеро иранских ученых, занимавшихся ядерной программой страны. Официально Иран сообщал об обнаружении только одного причастного к этим убийствам.

Иранские студенты сжигают флаги США и Израиля во время протеста против убийства иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде перед офисом министерства иностранных дел Ирана в Тегеране, Иран, 28 ноября 2020 годаEPA / ABEDIN TAHERKENAREH

Кто может стоять за убийством?

Изначально Иран утверждал, что за убийством Фахризаде, как и за предыдущими покушениями, стоят спецслужбы Израиля и США.

О причастности Тель-Авива говорят и источники The New York Times в американском правительстве и спецслужбах. Хотя неизвестно, знал ли о возможной операции Вашингтон и принимал ли в ней участие. Но точно известно, что американские и израильские спецслужбы годами сотрудничали и изучали иранскую ядерную угрозу.

Ядерная программа Ирана действительно находилась в фокусе израильской разведки — «Моссада». Еще в 2018 году премьер Израиля Беньямин Нетаньяху показывал копии документов, которые якобы доказывали, что в Иране разрабатывают ядерное оружие (упомянутый уже проект «Амад»). Но интересно здесь то, что Нетаньяху уже тогда вспомнил Фахризаде и сказал: «Запомните его имя».

После 27 ноября фото премьера Израиля с той пресс-конференции с недвусмысленным намеком показывали ведущие иранские СМИ. Масла в огонь долили и слова Нетаньяху, сказанные им через несколько часов после убийства Фахризаде: «Не могу поделиться с вами чем-то, что я сделал на этой неделе, но на Ближнем Востоке кое-что движется». Впрочем, возможно, он имел в виду тайную встречу с кронпринцем Саудовской Аравии, с которой Израиль официально враждует. В любом случае официально Тель-Авив обвинения Ирана не комментировал.

Иранские студенты сжигают портреты Дональда Трампа и Джо Байдена во время протеста против убийства иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде перед офисом министерства иностранных дел Ирана в Тегеране, Иран, 28 ноября 2020 годаEPA/ABEDIN TAHERKENAREH

Что будет с ядерной программой Ирана? У них появится ядерное оружие?

Сейчас ядерная программа Ирана ограничивается Общим всеобъемлющим планом действий (ОВПД), также известным как «Иранская ядерная сделка». Документ, заключенный в 2015 году, в частности, ограничивал обогащения урана на уровне, достаточном для работы АЭС, но не для разработки ядерной бомбы. В обмен на это с Ирана постепенно снимали санкции, прежде всего на международную торговлю нефтью.

Впрочем, в мае 2018 года Дональд Трамп объявил о выходе США из «Иранской ядерной сделки», объяснив это ее неэффективностью и нарушениями со стороны Тегерана. Позже Вашингтон восстановил в одностороннем порядке санкции против Ирана. Остальные подписанты плана действий — ЕС, Великобритания, Франция, Германия и Россия — высказались против.

После убийства Фахризаде парламент Ирана принял стратегический план по противодействию международным санкциям. Он предусматривает запрет доступа инспекторам ООН к ядерным объектам страны и восстановление программы обогащения урана — если в течение двух месяцев санкции, наложенные против Тегерана, не будут ослаблены.

Можно ли считать действия Ирана шагом к разрушению ядерной сделки? Эксперт Украинского института будущего, специалист по Ближнему Востоку Илия Куса считает: это лишь попытка повысить ставки перед потенциальными переговорами с США.

«Законопроект, который парламент Ирана принял в ответ на убийство, не вступил в силу сразу, ему дали месяц, как раз к инаугурации Джо Байдена», — указывает эксперт. А следующий президент США уже заявил, что планирует вернуть страну в ядерную сделку.

По мнению Кусы, американо-иранские переговоры по поводу ядерной сделки выгодны всем: и европейцам, которые публично поддерживают соглашение, и умеренно-реформаторскому крылу иранской политики, включая администрацию президента Хасана Рухани.

«В конце концов, от успеха переговоров и "реанимации" ОВПД зависит и политическое будущее самого Рухани, учитывая выборы президента в 2021 году», — указывает он.

Илия Куса напоминает о подобном сценарии эскалации в январе этого года, когда американские спецслужбы убили третьего человека Ирана — генерала Корпуса стражей Исламской революции Касема Сулеймани. Тогда Тегеран объявил об отказе от ограничений на обогащение урана, предусмотренных ядерной сделкой. Правда, позже заявил, что сделка «пока не похоронена» и страна готова вернуться к ее выполнению после снятия санкций.

Эксперт предполагает, что Иран ответит на убийство Фахризаде каким-то символическим, но незначительным по влиянию действием — в январе это был обстрел американских военных баз в Ираке, где практически не было людей.

«Другой вопрос, не приведет ли даже такая символическая акция к настоящей эскалации. Учитывая агрессивный настрой израильских правых, которые сейчас у власти, американских "ястребов" в администрации Трампа и иранских силовиков, лоббирующих более значительный силовой ответ Штатам», — добавляет эксперт.