Ученые не исключают существования жизни на Венере. Где еще в Солнечной системе она может быть и как ее ищут

Художественное изображение приближения космического корабля миссии NASA AMC Dawn к карликовой планете Церера — одной из немногих в Солнечной системе, на которой ученые нашли следы водяного пара
Художественное изображение приближения космического корабля миссии NASA AMC Dawn к карликовой планете Церера — одной из немногих в Солнечной системе, на которой ученые нашли следы водяного параEPA

«Ученые нашли жизнь на Венере» — публикации с подобными заголовками недавно появились во многих СМИ. Но, если разобраться, до обнаружения жизни на Венере и других небесных телах еще очень и очень далеко.

В облаках Венеры

Вообще, предположение, что на этой планете могут быть какие-то микроорганизмы, возникло не сегодня.

Правда, температура на ее поверхности достигает 470°C, и ни одна из даже очень «экстремальных» бактерий в таких условиях не выживет. Однако на высоте нескольких десятков километров температура гораздо ниже, и там существование относительно простых форм жизни представить можно. Исследователи наблюдают на этих высотах облака, периодически меняющие свою конфигурацию. Может быть, это и есть размножение венерианских бактерий?

А 14 сентября научный журнал Nature Astronomy напечатал статью международной группы авторов под названием «Газ фосфин в облачном покрове Венеры». С помощью мощных телескопов исследователи увидели спектральные линии, соответствующие фосфину. Такой спектральный анализ давно используется в астрономии и дает возможность по составу света от того или иного объекта достаточно надежно определить, есть ли там определенные химические соединения или нет.

В этом случае почти нет сомнений, что в облаках Венеры на высоте более 50 километров действительно есть соединение с химической формулой PH₃. На Земле фосфин образуется в результате некоторых технологических процессов или жизнедеятельности определенных групп бактерий.

Исследователи рассмотрели различные гипотезы, которые могли бы объяснить, откуда фосфин взялся на Венере, и пришли к выводу, что ни одна из них не является убедительной. Версия о бактериях не исключается, но наличие фосфина не является достаточным доводом в пользу их существования на Венере. Также вероятно, что этот газ образуется там за счет неких абиотических, то есть не связанных с живыми организмами, процессов, о которых мы пока не знаем.

Венера на фоне Солнца выглядит маленькой точкойEPA/PETER KOMKA

В сокрытых марсианских озерах

Другой сосед нашей планеты, Марс традиционно считается одним из самых перспективных мест в Солнечной системе, где стоит искать жизнь.

Сегодня очевидно, что на поверхности Марса крупных форм жизни нет. А вот исключать существование микроскопических организмов на Красной планете нельзя. Даже если их нет на поверхности или непосредственно под ней, они могут прятаться на глубине.

По крайней мере, мы уже знаем, что под ледяной шапкой у южного полюса Марса есть озеро с жидкой водой. Как известно, она является одним из главных условий существования жизни. Правда, недостаточным.

Поисками жизни на Красной планете занимались несколько космических миссий. Например, сейчас на орбите Марса работает аппарат Trace Gas Orbiter, запущенный в рамках миссии ExoMars. Он исследует состав атмосферы, в частности, динамику метана — одного из газов, который на Земле выделяют некоторые бактерии. А в 2022 году в рамках этой же миссии на Марс отправится ровер «Розалинд Франклин», оборудованный приборами для поиска жизни.

В океане Европы

Этот спутник Юпитера — одно из самых интересных мест в Солнечной системе с точки зрения поисков жизни. Орбита Юпитера вместе с его спутниками расположена дальше от Солнца, чем Марс, поэтому солнечного света им достается еще меньше, чем Красной планете. Казалось бы, безнадежное место для обнаружения живых организмов. Но это только на первый взгляд.

Поверхность Европы покрыта толстым слоем льда. А под ним расположен целый океан из воды, которая так необходима живым организмам. Толстый лед может защитить жизнь от космического излучения. Он, впрочем, не пропускает и солнечный свет, без которого жизнь, как долго считалось, невозможна. Но, оказывается, на нашей планете есть экосистемы, которым Солнце и не требуется.

В семидесятых годах прошлого века на дне Тихого океана ученые открыли особые гидротермальные источники. Из-за черного цвета воды, обусловленного большим содержанием серы, их назвали «черными курильщиками». Оказалось, что вокруг них формируются необычные экосистемы, основой которых является археи.

Эти одноклеточные организмы еще называют архебактериями, хотя они очень сильно отличаются от настоящих бактерий. Они потребляют сероводород и углекислый газ, а благодаря им могут существовать и другие организмы, которые питаются этими бактериями или кооперируются с ними.

Открытие таких необычных экосистем натолкнуло исследователей на мысль, что нечто подобное может существовать и на других небесных телах. Например, на Европе. Различные модели показывают, что там могут быть как сравнительно простые одноклеточные организмы, так и более сложные и крупные.

Но прямых свидетельств в пользу их существования нет. В середине 2020-х годов НАСА собирается запустить миссию Europa Clipper, чтобы точнее оценить условия для существования жизни на этом спутнике Юпитера.

Энцелад, спутник Сатурна, сфотографированный «Вояджером» в 1981 годуNASA

В недрах Энцелада

Этот спутник Сатурна — еще одна «планета-океан». Энцелад более всего известен своими криовулканами. Над его южным полюсом на высоту нескольких километров вырываются струи воды с примесями других веществ.

После того как их в 2005 году впервые «увидел» аппарат «Кассини», появилась гипотеза, что под толстой ледяной оболочкой Энцелада находится океан из воды. Позже это подтвердили и исследования движения этого небесного тела.

Некоторое представление о процессах, происходящих в недрах Энцелада, исследователи получили пять лет назад, когда «Кассини» пролетел через шлейф вещества, выброшенного таким «гейзером», и проанализировал его состав. Сегодня считается, что в глубинах Энцелада есть условия, способные поддерживать существование относительно простых форм жизни.

В позапрошлом году в журнале Nature Communications австрийские и немецкие ученые напечатали результаты исследования, в ходе которого они пытались выяснить, насколько Энцелад пригоден для жизни. В лаборатории создали химическую среду с температурой и давлением, которые, как считается, существуют в недрах этого спутника Сатурна, и поселили туда несколько видов архей, тех самых одноклеточных, которые обитают в гидротермальных источниках на дне земного океана. Оказалось, что и здесь они чувствуют себя неплохо. Итак, жизнь в океане Энцелада возможна, но это, конечно, вовсе не означает, что она там есть или когда-то была.

Сегодня существует несколько проектов по исследованию гипотетической жизни на Энцеладе. Над одним из них, Enceladus Explorer (EnEx), работает консорциум немецких университетов — они хотят отправить к этому небесному телу орбитальный аппарат и посадочный модуль.

В далеком прошлом Луны

Сегодня никто всерьез не рассматривает возможность существования жизни на спутнике Земли. Вода там есть, но в твердом состоянии. Но в прошлом на Луне вполне могли обитать относительно простые организмы.

В позапрошлом году вышла публикация, где рассматривается такая возможность. Более трех с половиной миллиардов лет назад из недр Луны извергались газы, в том числе и водяной пар. Он конденсировался, образовывал на поверхности водоемы и даже не исключено, что целый океан. Из этих газов образовалась и атмосфера, которая не давала жидкой воде испариться. Считается также, что у молодой Луны было магнитное поле, хотя и слабое, но способное защитить живые организмы от космической радиации.

Жизнь в таких условиях могла зародиться сама, а могла и прибыть с Земли вместе с метеоритами. Ведь «обмен веществ» между нашей планетой и спутником — это доказанный факт. На Земле находят метеориты лунного происхождения. А на Луне, похоже, нашли земные породы.

Но, конечно, все это не доказывает, что вместе с метеоритами могут путешествовать живые организмы. Поэтому и жизнь на молодой Луне остается только обоснованным предположением.