Киевский патриархат vs Московский: быть ли Украинской православной поместной церкви
Каждый пятый украинец поддерживает идею объединения всех украинских православных церквей в единую Поместную Церковь. Этого же в ближайшие два—три месяца пытается добиться президент Украины Петр Порошенко, который обратился с просьбой о предоставлении автономии к Вселенскому Патриарху Варфоломею.
Дмитрий Белобров
Каждый пятый украинец поддерживает идею объединения всех украинских православных церквей в единую Поместную Церковь. Этого же в ближайшие два-три месяца пытается добиться президент Украины Петр Порошенко, который обратился с просьбой о предоставлении автономии к Вселенскому Патриарху Варфоломею. Быть ли единой поместной церкви в Украине и как может выглядеть процесс объединения церквей — разбиралось Громадское.
19 апреля Верховная Рада Украины поддержала идею президента Петра Порошенко обратиться к Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой о создании единой поместной украинской церкви.
Уже на следующий день письмо о предоставлении Томоса (церковный указ, который дает автономию церкви), отвез в Стамбул замглавы президентской администрации Ростислав Павленко.
23 апреля президент Петр Порошенко поспешил объявить на своей странице в Facebook: «Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви».
Однако во Вселенской Патриархии конкретного ответа на обращение пока не дали, лишь подчеркнув, что письмо получено и будет рассмотрено:
«Получив от церковных и гражданских властей, представляющих миллионы украинских православных христиан, прошение о предоставлении автокефалии, [синод] решил поддерживать тесную связь и взаимодействовать с сестринскими православными церквями по этому вопросу», — говорится в сообщении.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Молиться по-новому: что такое украинская поместная церковь и зачем она нужна
Церковный раскол
Церковный вопрос — крайне болезненный для Украины. Разделение православной церкви началось в конце 80-х — начале 90-х годов. В 1989 году образовалась Автокефальная церковь, в 1992 году из-за раскола появился Киевский и Московский патриархаты — УПЦ КП и УПЦ МП. Последняя называет себя единственной канонической (т. е. такой, которая официально признана Вселенским Патриархатом), на том основании что она является частью Русской православной церкви (РПЦ).
УПЦ КП в Москве называют раскольниками, таинства церкви не признают, а главу, нынешнего патриарха Филарета (Денисенко), отлучили от церкви на Архиерейском соборе РПЦ.
К Вселенскому патриарху Варфоломею не раз обращались с просьбой предоставить украинской православной церкви автономный статус и общественные активисты, и представители церквей, и украинские власти. Последний раз — в 2016 году при участии первого и третьего президентов Украины Леонида Кравчука и Виктора Ющенко,которые ездили в Стамбул неофициально. Тогда Варфоломей их просьбу не удовлетворил.
Теперь добыть автокефалию пытается Порошенко. И сделать это он хочет к 1030-летию Крещения Украины-Руси, которое будут отмечать в июле.
Реакции церквей
Представители церквей, религиоведы и активисты по-разному реагируют на перспективы получения автономии.
Лана Самохвалова, активист движения «За единую поместную церковь» (сама она — прихожанка УПЦ МП), говорит, что они четыре раза писали письма Патриарху Варфоломею и теперь с нетерпением ждут мая-июня 2018 года, когда, как ожидается, Патриарх будет выносить свое решение.
В последнем, четвертом письме, активисты вновь просят Вселенского Патриарха даровать Украине право на единую поместную церковь, так как «разделение церкви в Украине — трагедия».
Архиепископ Евстратий (Зоря), секретарь Священного Синода УПЦ КП, называет 19 апреля «радостным днем» и намекает, что та информация, которая у него есть, позволяет ему оптимистично смотреть на перспективу получения Томоса.
Верующие во времяпразднованияПасхи во Владимирском кафедральном соборе 16 апреля 2017.Фото: jovan
В УПЦ МП к действиям президента и Рады относятся подчеркнуто критично. В официальном заявлении говорят: церковь в Украине отделена от государства, а значит, не в компетенции чиновников—просить опредоставлении автономии украинской православной церкви.
«Вопрос предоставления церковной автокефалии относится ккомпетенции канонического права, анеккомпетенции государственных законов. Автокефалия предоставляется Церкви, анегосударству, апотому иправо просить обэтом статусе имеет Церковь, анегосударство»,— сказано взаявлении.
Кроме того, вУПЦ МПподчеркивают свое особое положение, как единственной канонической структуры иговорят отом, что УПЦ КПиУАПЦ попросту несуществует.
Архиепископ Климент (Вечеря), глава Синодального информационного отдела УПЦМП, считает, что просьба опредоставлении Томоса— лишь политическая уловка:
«Очень похоже, что данная инициатива, как ипредыдущие, является либо отвлечением внимания отболее серьезных инасущных проблем, которые Верховная Рада несмогла решить досегодняшнего дня, либо часть какой-то перманентной предвыборной кампании»,— сказал онвкомментарии Громадскому.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (РПЦ) митрополит Иларион Волоколамский также считает, что светская власть не может инициировать создание автокефалии.
По поводу обращения к Вселенскому Патриарху высказался и пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков, который заявил, что РПЦ против создания украинской поместной церкви.
Во всей этой истории, которая радует одних и возмущает других, подчеркнуто спокойно держатся представители Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Митрофорный протоиерей, руководитель Департамента внешних связей УГКЦ в Украине Олекса Петрив заявил:
«Молимся, чтобы это (объединение православных церквей вУкраине— ред.) было побыстрее ибез религиозных конфликтов».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Понять и простить. Как Киевский и Московский патриархат пытаются начать диалог
Поего словам, когда объединятся православные, можно будет говорить иобэкуменизме (церковном объединении— ред.) православных игреко-католиков.
Впрочем, дотакого объединения украинским церквям пока далеко.
Чего ждать
Вмае вСтамбуле должен пройти Синод, накотором может быть рассмотрен вопрос предоставления украинской православной церкви автономии. Итогда, пословам религиоведов, доиюля она может получить автокефалию.
Религиовед Андрей Юраш, доцент Львовского национального университета имени Ивана Франко, вкомментарии Громадскому поясняет: украинские церкви (представители УПЦ КП, Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) иотдельные члены УПЦМП, изтех кто изъявит желание), всвою очередь, должны собраться наАрхиерейский собор, где будут определены правила единой поместной церкви, атакже должны будут пройти выборы предстоятеля. Если вопрос предоставления автономии будет решен положительно, тогда предстоятелю объединенных церквей вручат Томос.
Однако, помнению Юраша, процесс объединения церквей может занять неодин десяток лет.
Как преодолеть разногласия
Впрочем, сколько представителей УПЦ МПзахотят принять участие вАрхиерейском соборе изатем присоединятся кобъединенной украинской православной церкви— вопрос пока открытый.
21апреля УПЦ МПвофициальном заявлении отреагировала наидею обратиться кВселенскому Патриарху:
«Украинская Православная Церковь всегда выступала ивыступает завосстановление церковного единства изаединую Церковь. Однако предложенный иозвученный властями способ достижения единства несоответствует каноническому праву Церкви ипротиворечит законодательству Украины. Ведь власть просит предоставить Томос обавтокефалии единой церковной структуре, которой еще несуществует. Именно поэтому считаем, что следует сначала преодолеть раскол, восстановить церковное единство, итолько после этого можно ставить вопрос обизменении канонического статуса единой Православной Церкви вУкраине».
Крестный ход УПЦ МП 27 июля 2017 года.Фото Александра Чернова
«Сегодня ожидать отКонстантинопольского патриарха, что онперечеркнет свою позицию предыдущих 25лет как минимум наверное наивно»,— подчеркивает архиепископ Климент (УПЦМП), напоминая, что Патриарх Варфоломей неоднократно отказывал впредоставлении автокефалии.
Пословам архиепископа, рецепт попреодолению разногласий прост: глава УПЦ КПФиларет должен покаяться, прекратить называть себя патриархом, итаким образом восстановить единство православной церкви вУкраине.
Просто православные
Пока вУПЦ МПвоспринимают патриарха Филарета как раскольника, вКиевском патриархате уверены, что унего есть все шансы, чтобы возглавить единую поместную церковь. Пословам архиепископа Евстратия (Зори), именно Филарета можно назвать творцом украинской церкви.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Храм пополам: как жители Тернопольщины меняют Московский патриархат наКиевский
«Мыопираемся наданные социологических опросов. Две трети тех, кто относится вМосковскому патриархату, поддерживают идею единой поместной православной церкви. Нодля них важно каноническое признание (УПЦ КП— ред.),»— заявил архиепископ Евстратий. Это произойдет автоматически, если Патриарх Варфоломей решит дать объединенной украинской православной церкви Томос.
Согласно последнему соцопросу Центра Разумкова (ЦР), который был проведен вмарте 2017года, более38% православных вУкраине относят себя кУПЦ Киевского патриархата и17,4%— кУПЦ (МП). Сторонников Украинской автокефальной православной церкви— 1,5% иболее трети (35,7%) называют себя «просто православными». Почти треть украинцев (29,2%) считает, что надо сплотиться вокруг Киевского патриархата. Среди верующих УПЦ МПэту идею поддерживают 14%. Каждый пятый украинец поддерживает идею объединения всех вединую Поместную Церковь.
Религиовед, профессор Института философииим. Г.С.Сковороды Людмила Филипович уверена— автокефалии быть. Во-первых потому, что, поеесловам, Вселенский Патриарх независит отпозиции Москвы иведет самостоятельную политику, аво-вторых из-за того, что Россия запоследние годы слишком дискредитировала себя намеждународной арене. И если решение будет положительным,православная церковь вУкраине обретет самостоятельность впервые за27лет независимости.
Церковные расколы на
постсоветском пространстве
Конфликты между признанными инепризнанными православными церквями существуют ивдругих странах бывшего СССР.
Так, вЭстонии длительное время продолжается конфликт между Эстонской апостольской православной церковью, находящейся под юрисдикцией Вселенского Патриархата иЭстонской церковью Московского патриархата. РПЦ непризнает ЭАПЦ, хотя возникла она наосновании Томоса в1923году. Повторно действие Томоса было возобновлено в1996 году Священным синодом Вселенского Патриархата. ВЭАПЦ— 60приходов, при этом вЭПЦ МП— 31. Эстонская православная церковьМП находится под канонической юрисдикцией РПЦ.
Белорусская церковь Московского экзархата непризнает Белорусскую автокефальную православную церковь, неимеющую канонического статуса. БАПЦ появилась вэмиграции, когда сторонники автокефалии попросили УАПЦ (которая всвою очередь впервые появилась после Февральской революции 1917 года ивыступала заотделение православной церкви отРПЦ) взять еепод опеку.в1948 году вГермании был проведен собор, накотором объявили осоздании БАПЦ. Уцеркви— немногим более 10приходов вЕвропе, США, Канаде иАвстралии.
ВМолдове существует Православная церковь Молдовы, как часть РПЦ, иБессарабская митрополия, как часть Румынской православной церкви. Обе структуры конкурируют заприходы натерритории страны.
В1992 году Православная церковь Молдовы получила статус самоуправляемой отРПЦ. Тогдаже иначались конфликты сБессарабской митрополией, которая после епархиальной ассамблеи втомже году заявила овоссоздании отдельной Бессарабской митрополии иопереходе вРумынскую церковь.
В2007 году ееруководство заявило осоздании семи новых епископатов натерритории, которые с1944 года принадлежали РПЦ.
Всвязи сэтим ирядом других событий Священный Синод РПЦ выразил РумПЦ «решительный протест против нового вторжения всвои канонические пределы».
Сейчас уБессарабской митрополии четыре епархии. УПравославной церкви Молдовы— шесть.
Этот материал также доступен на украинском языке
- Поделиться: