Бизнес-план: устрицы — от деликатеса до уличной еды

Watch on YouTube

Кначалу прошлого века украинское побережье отИзмаила доСевастополя было крупнейшим экспортером устриц вмире. Однако негативные изменения вэкологии уничтожили этот промысел. Как живет отечественный устричный рынок сегодня— вматериале Громадского.

Кначалу прошлого века украинское побережье отИзмаила доСевастополя было крупнейшим экспортером устриц вмире. Однако негативные изменения вэкологии уничтожили этот промысел. Как живет отечественный устричный рынок сегодня— вматериале Громадского.

Отскорой помощи кторговле

Роман Шеколенко— владелец бренда «Роман сустрицами». Онначал продавать моллюсков 5лет назад, вложив вдело $11,5тыс., аза2017 год получил прибыль около $15,2тыс..

Ранее Роман работал врачом скорой помощи. Поэтому, неимея опыта, для начала ушел вторговую компанию. Занимался оптовыми продажами замороженной рыбы. Аза15лет вэтойже компании сам стал заприлавок торговой точки:

«Воптовой торговле нет общения слюдьми. Тыневидишь отдачи, реакции. Когда яначал врозницу продавать устрицы, это было здесь исейчас: открыл исъел. Секундное дело. Мышутили, мол, есть «МакДрайв», аунас— «устричный драйв».

Владелец бренда «Роман сустрицами» Роман Шеколенко. Фото: Громадское

«Ябоялся, ночувствовал, что это мое»

Впоследствии Роман решил открыть собственное дело:

«Взял кредит, подписал договор аренды иушел всамостоятельное плавание. Как итогда, когда бросил работу вскорой помощи. Боялся, ночувствовал, что это мое».

Стартовые вложения— $13750:

  • оборудование— $11000
  • оформление торговой марки— $400
  • товарный запас— $750
  • брендинг— $750
  • реклама— $750
  • создание сайта— $100

Ежемесячные расходы— $1800:

  • аренда— $750
  • зарплата одному сотруднику— $750
  • реклама— $190
  • мелкие расходы— $110

Сегодня бывший врач продает морепродукты, рыбуи, конечно, устрицы. Стоимость одной— чуть более $2,5. Годовой доход составил более $15тыс..

Устричный «лайфхак»

Как выбирать устрицы, Роман знает как никто другой:

«Определить, свежая устрица, просто: выдолжны взять еевруку ипочувствовать, что она непустая, холодная изакрытая. Если открыта— значит мертвая».

Помимо того, устрицу надо нетолько выбрать правильно, ноиправильно открыть:

«Найдите узкий конец моллюска— это его слабое место. Вставьте специальный нож вотверстие иссилой проверните несколько раз. Прежде всего устрицу нужно понюхать: вы должны почувствовать запах моря. Далее просуньте нож иподрежьте мышцу, которая скрепляет низ иверх. Яоткрыл более сотни устриц, пока непонял, как правильно это делать».

Владелец бренда «Роман сустрицами» Роман Шеколенко рассказывает, как правильно выбрать иоткрывать устрицы. Фото: Громадское

Где взять деньги?

Прибыль содной устрицы составляет около 15%. Недавно Роман изменил локацию, впервый месяц нановом месте купили около 100устриц, вовторой— 150. Заполгода работы удается продать около 300 штук вмесяц. Для сравнения, настарой точке наСтоличном рынке покупали около 1200 устриц внеделю. Избывших постоянных клиентов удалось сохранить лишь около 20%.

Роман говорит, что потенциал уместа невысокий, поэтому нужно искать новую локацию:

«Яхочу купить помещение, нопока немогу себе это позволить.

Гдеже взять деньги, рассказывает Михаил Колесник— профессор Киевской школы экономики иуправляющий партнер компании FINART Smart Solutions:

«Первый вариант— это поиск инвестора, который захочет стать соучредителем вашего бизнеса. Второй— это кредитные деньги. Далее следуют работа сценными бумагами идолевыми ценными бумагами. Новый формат— это собирать деньги через платформы, например, Kickstarter».

Единственный вУкраине производитель устриц

Украинские моллюски понемногу завоевывают рынок. Первая ипока единственная устричная ферма вУкраине— «Устрицы Скифии»— расположена вОдесской области. С2014 года здесь выращивают уникальных устриц вэкологически чистой акватории Черного моря.

Началось все в2012году, когда основатель компании Андрей Пигулевский добавил ксвоему сыроедному рациону новый продукт:

«Яискал вкиевских ресторанах имагазинах свежие устрицы занебольшие деньги. Однако достойного товара ненашел ирешил импортировать самостоятельно».

Андрей отправился нанесколько недель кдрузьям воФранцию, аостался там наполгода. Онобъездил северное июжное побережье страны, исследуя местные устричные фермы. Поэтому твердо решил открыть собственную вУкраине. Исследовав отечественное морское побережье, Андрей построил ферму вЖелезном порту Херсонской области. Онпродал свой IT-бизнес, авырученные деньги вложил вустричный.

Основатель компании «Устрицы Скифии» Андрей Пигулевский. Фото: Громадское

Первая украинская

Все начинается спитомников. Сегодня вЕвропе есть трикрупных питомника, все— воФранции. Они производят устричных мальков— бейби-устриц. Ихивыращивают наукраинском ферме. На250 тыс.мальков Андрей потратил $2,3тыс..

Вложения вбизнес— до$200тысяч:

  • Покупка 25соток земли напервой линии— $100 тысяч
  • Коммуникации итехнологии для фермы— $100 тысяч

Андрей рассказывает, что главный канал продаж— это Facebook:

«Когда янаписал вFacebook, что мыготовы продать небольшое количество первых украинских устриц, звонки просто посыпались. Однако Дмитрий Борисов опередил всех».

Дмитрий Борисов— ресторатор, основатель ивладелец ресторанов «Охота наовец», «ГастроРок», «РибаLove» икафе «Белый налив». Впоследнем продают самые дешевые вКиеве устрицы— всего один евро заштуку. «Устрицы Скифии» поставляют сюда неменее одной тысячи устриц почти каждый день— это лидер заказов среди 300 клиентов компании.

Устричная ферма Андрея Пигулевский вЖелезном порту Херсонской области. Фото: Громадского

Устрица = уличная еда?

Поразным оценкам, Украина способна поставлять от20до30тысяч устриц иэтот рынок ежегодно может расти на30-50%. Хотя вначале пути Андрея убеждали, что моллюск низачто неприживется вУкраине.

Постепенно устрицы перестают быть деликатесом, сегодня это иуличная еда. Итак, если учитывать увеличение производства устриц ипотребления, рынок будет расти, втовремя как конкурентов нанем пока немного.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Бизнес-план: как работает фотостудия

«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» омалом и среднем бизнесе в Украине.