Увольнение по желанию работодателя и «договоры с нулевыми часами»: что изменит реформа труда?

В правительстве заявляют, что только половина украинцев трудоспособного возраста трудоустроены легально (на фото  закройщицы — на швейной фабрике в Киевской области, 3 сентября 2018 года)
В правительстве заявляют, что только половина украинцев трудоспособного возраста трудоустроены легально (на фото закройщицы — на швейной фабрике в Киевской области, 3 сентября 2018 года)Мусиенко Владислав/POOL/УНИАН

Увольнение по желанию работодателя

Наиболее значимым изменением, которое, вероятно, повлияет на наибольшее количество работников, является введение в украинское законодательство права работодателя увольнять работников «по собственному желанию», не объясняя причин такого увольнения.

Увольнение по желанию больше присуще Соединенным Штатам, где большинство наемных работников работают в такой системе и имеют очень ограниченную защиту от того, что можно считать «несправедливым увольнением».

Работодатель в такой системе по своему усмотрению может уволить работника по любым причинам, кроме тех, которые прямо запрещены законом — как правило, антидискриминационным законодательством.

Однако Георгий Сандул, юрист, который занимается вопросами труда и работает в общественной организации «Трудовые инициативы», считает, что введение этой системы трудоустройства сделает невозможным обжалование украинцами своего увольнения, даже если это увольнение носит дискриминационный характер и связано с религией или, например, беременностью.

«Он (законопроект — ред.) вводит то, что называется "увольнением по желанию". Иными словами, работодатели могут уволить работников просто потому, что они так хотят. Сейчас это просто невозможно, должно быть достаточное основание для увольнения. Этот законопроект снимает все эти ограничения. Эта норма сама по себе является достаточной для уничтожения всех социальных и трудовых гарантий в Украине», — утверждает Сандул.

Однако сторонники реформы говорят, что она просто узаконивает уже существующую практику. Цель нового закона, утверждает министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов, — урегулировать трудовые отношения такими, какими они фактически являются в Украине, вместо того, чтобы оставить половину трудоспособного населения работать в «тени».

«Мы стараемся формализовать все теневые схемы, которые фактически сегодня существуют на рынке труда в Украине...», — сказал министр.

На бумаге действующее законодательство Украины о труде — как и во многих других европейских странах — усложняет увольнение работников, что, как утверждают критики действующей системы, грозит инновационности и динамизму бизнеса.

Но большую свободу увольнять работников критикуют за ее вредное воздействие на граждан, например за потерю рабочих мест, которая вызывает серьезные психологические последствия.

Несмотря на то, что предложенная трудовая реформа содержит ряд исключений для увольнения по желанию работодателя, таких как дискриминация или беременность, опыт США показывает, что победить в судебном процессе, который оспаривает несправедливое увольнение по дискриминационному признаку, достаточно сложно. Иными словами, такая система способствует неравномерному применению антидискриминационных норм закона, поскольку работник должен будет сам доказывать незаконность своего увольнения.

«Никто не собирается увольнять вас на основе ваших религиозных, этнических и других признаков. Они просто уволят вас», — отмечает Сандул.

Кроме этого, предложенная инициатива может снизить эффективность правительственных инициатив, в частности антикоррупционных мер, направленных на защиту информаторов от мести коррупционеров.

Однако эти обвинения, утверждает правительство, не соответствуют поставленной цели — на практике, как говорит Милованов, только половина украинцев трудоспособного возраста трудоустроены легально. Остальные же работает на так называемом «сером» или «черном» рынке, или же находятся на заработках за границей. Иными словами, действующий Трудовой кодекс, в лучшем случае, защищает только половину работающего населения Украины.

Как следствие, экономический динамизм, который вводит право на увольнение работников по желанию, упрощая бюрократические процедуры, может стоить риска.

Распространенный аргумент, который часто выдвигается в поддержку более гибких увольнений — сравнение экономического роста США и Европы. ВВП Соединенных Штатов, которые используют более либеральную для работодателей модель увольнения работников, в среднем рос на 2,3% за последнее десятилетие, тогда как ВВП Европы, которая, как правило, требует «достаточных оснований для увольнения», в среднем рос на 1,8%.

Милованов утверждает, что конкуренция является лучшим методом как защиты прав работников, так и поощрения экономического роста.

«Почему мы прекратили регулировать цены в супермаркетах? Потому что мы считаем, что конкуренция между супермаркетами и продавцами — лучший способ защиты прав потребителей. Вот так и работает рыночная экономика. Таким должен быть и рынок труда. Почему мы должны защищать работников с помощью определенных, формализованных и устаревших правил игры на рынке труда? Защитить работников можно только с помощью конкуренции...», — заявил министр.

Не все разделяют убеждения министра. Один участник протеста у места проведения брифинга Милованова заявил, что считает слова министра очень «радикальной, рыночной и либертарианской точкой зрения. Они означают, что если на работе над вами издеваются или если зарплата слишком низкая, тогда просто идите и ищите новую работу. Но на самом деле это то, что приведет нас в болото».

hromadske существует благодаря финансовой поддержке зрителей, мы — независимое медиа и у нас нет владельца. Помоги журналистам и дальше делать свою работу, поддержи нас на платформе на Спільнокошти.

Нефиксированное рабочее время

Законопроект вводит семь новых видов трудовых отношений:

1) Бессрочные

2) На фиксированный срок

3) Краткосрочные

4) Сезонные

5) Нефиксированное рабочее время

6) Стажировка студентов

7) Работа из дома

Эти виды трудоустройства также вызывают волну критики, особенно контракт с нефиксированным рабочим временем, который на Западе называют «договором с нулевыми часами».

«Как правило, трудовые договоры сейчас являются бессрочными, то есть у них не устанавливается ограничение продолжительности трудовых отношений. Это гарантия трудоустройства. Но [этот законопроект] вводит понятие, которое сейчас вызывает конфликт, особенно в Соединенном Королевстве, — контракты с нулевыми часами. Это договор, когда работодатель не гарантирует работу, зато работник работает по первому требованию», — объясняет Сандул.

Такие трудовые контракты обычно используются для формализации того, что называется «gig-экономикой» — это водители, работающие на такие компании, как Uber, или курьеры по доставке, как в компании Glovo. Эти работники не имеют фиксированного графика работы и получают оплату за каждый заказ или поездку, которую они совершают.

Сторонники такой занятости утверждают, что они представляют новую модель трудовых отношений, которой раньше не существовало, поскольку работникам вообще не гарантируется работа, несмотря на то, что они работают на компании.

Критики контрактов с нефиксированным графиком указывают на злоупотребление ими в Великобритании, где их, в частности, используют при найме преподавателей университетов, продавцов в магазинах и в ряде других случаев.

Контракты с нефиксированным рабочим графиком часто критикуют за содействие подавляющей и жестокой рабочей среде, поскольку работник должен просто быть доступным для работодателя в определенный период времени, не занимаясь другой работой. А вот у самого работник нет гарантии, что работодатель его задействует.

Это привело к тому, что Сандул называет «уберизацией экономики». Правительство считает, что необходимо узаконить эту новую структуру занятости, но, в то же время, сам не полностью поддерживает эту идею.

«Каждый конкретный тип контракта мы будем отслеживать и при необходимости — если будут негативные последствия этого контракта — мы удалять их с помощью соответствующих поправок или подкорректируем их при необходимости. Эти контракты с нефиксированным рабочим временем уже существуют [в Украине], к сожалению, и просто сделать их незаконными не решит проблемы. Мы считаем это промежуточным шагом для решения проблемы. Но проблема точно есть», — пояснил Милованов.

Автор: Ромио Кокряцкий